Оркестровая яма

На прошлой неделе под вечер заглянули ко мне в миниавтобусе гости. Номера на машине питерские, гости со всей России. Группа изыскателей, повторяющих на местности путь ученого Х1Х века Зорияна Яковлевича Доленги-Ходаковского. Сами они называют точки своего интереса центрами силы. Попросили назавтра провести их к вековому дубу в Казенном лесу.
На ночлег расположились прямо во дворе, разбили две палатки . Народ интересный, женщины в ярких юбках, вроде цыганок. Мужчины с бородками, у многих узорная перевязь по лбу.
Среди них - известный бард. Я бывал на его концертах еще в Ленинграде. Человеку далеко за семьдесят,но как красив! Стать, белая голова, тонкие пальцы. Сел на ступеньку крыльца, и пел, с перерывами, почти до утра. Нас всех жгли комары, а его они, кажется , совсем не беспокоили. Гитара почти выговаривала вместе с бардом :

-Осталось две получки до метели,
И ни одной любви до Рождества.
Но ласточки ещё не улетели,
И у березы жёлтая листва.

Бард насквозь сам - в словах и мелодиях он неповторим и доступен. Я спросил - как ему удается держать марку имени?
-Всё просто, - ответил бард. - Песню надо пропускать через себя. И тогда даже чужая - она зазвучит по твоему. Хотите - я на ваши стихи напою сейчас совершенно новую мелодию. Вот у вас уездный город имеет название с редкостным окончанием - уч -юч.Для мягких ударных настоящий клад. Если пропустить это в стихах рефреном - даже без инструментов будет музыка.
Я прошел в дом и набросал стихи:

-Это солнце и этот луч,
Серой осени вопреки,
Я влюбился в тебя, Бирюч,
В золотые твои деньки.

Озорная твоя река
Со стремниной, где свет текуч,
Отразившая берега,
Пробегает у самых круч...

Ну - и еще несколько четверостиший. Бард взял лист, и прямо с него спел песню, с начала до конца. Именно песню, ибо он волшебным образом превратил мои слабые стихи в нечто красивое и звучное. Потом он положил лист на перевернутую гитару, набросал нотный стан и посадил на него с десяток пятнышек-нот.
-Дарю! - великодушно сказал бард. - Завтра сходите в любой музыкальный коллектив и они вам это споют с нашиим удовольствием.
На следующий день мы с гостями поездили-походили по округе - и они уехали. А я взял листок и поехал в город. Озвучивать песню.
...Щас.
Я не хочу никого обидеть. Я понимаю, что у музыкантов есть устоявшиеся представления и взгляды. Но, друзья мои - нельзя же так уходить в творческий кокон!
Мне много приходится общаться с людьми литературного круга. Те еще индивидуи, извините. Но в литературных кругах всегда ценится человек, на других не похожий. Особенно среди поэтов. Как только человек скатился в графоманство и подражательность - его уже не видят в упор. Поэтому в области могу назвать дюжину-другую поэтов и прозаиков со своим почерком, неподражаемых,
Я не знал, что у музыкантов - всё с точностью до наоборот. Прихожу к людям, преподающим музыку. Показываю листок,пытаюсь объяснить, что к чему. Взяли, как гремящую в двадцать жал змею двухметроворостую . "А где вы это нашли ?А вы где-нибудь это показывали? А кто автор?"
Да уж не Римски-Корсаков. И даже не Игорь Крутой. А других, верно, в ой школе не знают.
Ощущение от общения такое, что тебя на порог не пустили.
Ладно. Иду по творческим коллективам.
Один. Другой. Третий. Глядят на меня, как на дурня с писаной торбой. В глазах у всех тот же вопрос: "А кто автор? А вы это кому-нибудь показывали".
Почти кричу:-Да какая вам разница? Разве в песне это главное?!
Ну и я губу закусил. Сел в автобус, поехал в Белгород. У нас в конце месяца состоится праздник - День города, думаю - раз вы дома такие непробиваемые -привезу песню из области. Уж здесь-то умеют читать ноты.
...Щас.
Та же полная зашоренность,совершенное непонимание того, чего я хочу. В глазах у музыкантов такая безысходность, как будто я приглашаю их прыгнуть в пропасть.
Хожу по центрам культуры, заглядываю за кулисы, слушаю репетиции. Ощущение, словно люди занимаются подневольным делом.Общий  хор без единого лица. Сплошная подражательность во всем: в мелодии, в оркестровках, в вокале. Как будто собирают музыкальное произведение из готовых звуковых блоков-лего. Всё блекло, невыразительно, как будто люди не поют, а отрабатывают тяжкую повинность. Словно не знают, что музыка - это не ноты, словно птицы посаженные на проволоку.Что музыка - простор, в котором эти птицы купаются.
Начинаю понимать - моя беда в том, что в набор их лего моя песня не входит.
Не знаю. Наверное - я неправ, и ничего не понимаю в музыке. Хотя дело тут, вероятно, вообще не в музыке, а в музыкантах. И когда из репетиционного зала Института культуры услышал унылое:

-Музыка нас связала-а-а...,

Я понял, что она их и впрямь связала. Спеленала.

P.S. Я знаю, что иногда на мою страницу заходит музыкант и преподаватель музыки Сергей Викторович Абакумов.И замечательный музыковед Иван Иванович Веретенников . Я хочу спросить их: может, я неправ и предвзят к людям искусства в нашей области? Если неправ - то тут же сниму этот материал.
И еще прошу читателей. Не говорите, что мной движет обида. Насчет своих стихов я не обольщаюсь, поверьте нА слово.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир Устинович! Не могу равнодушно читать Ваши публикации. Вот и сейчас поймал себя на мысли - а не я ли написал эту статью? Точь в точь такое же было со мной в нашей Алексеевке. Я был очень удивлён тому, что не нашёл в городе ни одного человека-музыканта, способного записать ноты моей песни. Грустно, но факт. Это, видимо, уровень нашего образования и культуры...
С уважением
Ю. Бондаренко

Юрий Бондаренко Проза   07.08.2014 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Юрий Петрович. Думаю - здесь не вина, а беда наших музыкантов.Такова школа. Я представить себе не могу, что случилось бы с русской литературой, если бы редакторы пропускали исключительно графоманов и подражателей. Увы - в музыке такое , похоже, закон

Владимир Калуцкий   07.08.2014 10:52   Заявить о нарушении