Немного из детства

Не ручаюсь за память и правильно названное количество лет, хоть и не большое. Ай-яй-яй. А может отшибло кой - чего и я с тех пор такой?

У всех было нечто подобное. Я ещё "паинька".
К сожалению, с возрастом свежесть открытий и ощущений... уходит. Не повторимо.


Лет в четыре - пять, мне рассказали, что вот мол тут посреди стен это вовсе не вмурованные под пятачок хрюшки, а якобы ну очень опасные места, что змейка кусит или прийдёт серенький волчок да ухватит за бочок, домовёнок кондрашка выскочит хватит и детей унесёт, так что туда не смотри даже, совсем мёртвый будешь, чтоб не тянулся пальчиками.
Что с этих взрослых!? Вечно темнят да недоговаривают.
Не думай о слоне! Не думай о обезьяне. Не думай о сабже.
Кстати. Не вспомню, что я представлял тогда о смерти... Наверно, так же легкомысленно.

Да разве кто живёт там, в этих мелких дырках? А ежели и живёт, то почему не выходит!?
Эй! А ну, я тебя сейчас оттудова выкурю.
Ножницы. Они кажется подходят. Вот только надо расколупать немножко дырки, чтоб поглубже пропихнуть.
Два конца, два кольца, посередине винтик. Чумовая вещь. Ах, как завораживает, блестя, эта магическая и практичная холодная сталь. Ах как оно звучит когда чик-чикает, ах как оно перезванивается и цепляет струны души когда падает на пол... Мне тоже не разрешали играть с ними и с бритвами, но без обьяснений.
В тот день они лежали, были оставлены на виду, аккурат рядом с белым двухдырчатым кружком на стене.

Вот я беру те два конца, нацеливаюсь и присовываю. Глубже, глубже!
Соответственно руки, пальцы в обхват - на двух кольцах. Ножницы длинные, тонкие, без изоляции на ручках. Представили!?
Искры посыпались отовсюду, и из глаз тоже. На миг я не видел ничего, кроме яркого светлосинесерого цвета... Этот цвет большим пятном отпечатался на сетчатке.
Кстати, у ножниц был плохой контакт. Они были ощутимо разболтаны, так что напряжение легко могло быть и меж половинками. Дальше - они сварились в месте соединения. Кончики чуть обгорели.

О, великолепие мощных высоких чувств... Несколько мгновений или времярастяжение - улётное препровождение я стоял, схвативши судорожно ножницы и не в силах отпустить. Затем только бахнуло, свет везде отключился, а я упал и не дышу. Не заорать и никого на помощь не позвать! Родители были в соседней комнате, они в первую очередь пошли смотреть пробки а не меня...
Шок, ну давай проходи. Пронзило все нервы, больше всего руки, верхняя часть тела и до солнечного сплетения была "утыкана иголками", всё "горело" и не получалось шевелиться. Максимум еле еле, дрожью. Когда меня нашли взрослые, я уже вскочил и очухался. Они не беспокоились за меня.. Сначала они не поняли, что случилось со мной.

Урок прошёл не даром но я не стал преклоняться сверхестественным силам.
Больше я железяк туда не совал, держа двумя руками... А через несколько лет уже не боялся. А ещё позже снова за старое, ножницами и пассатижами резал кабеля под напряжением.


Где - то я вычитал, что детям спички не игрушка. Кажется, это утверждалось на плакате в детской поликлинике.
Мне говорили, что огонь страшный зверь, проглот, кушает всех без разбора а пожарники - борцы с ним, дядьки суровые, злые. Погасить то рано - поздно погасят но рады не будут, потом отшлёпают всех выживших.

Но ведь это такая интересная вещь! Не понимал я, что за дискриминация такая. Почему это взрослые с ними играют, а мне нельзя!?
Я был один дома. Стащил я хозяйственный большой коробок, почти полный. Интересно было, что такое огонь. Как эта стихия возникает, кушает вещи, греет и ускользает. Мне не казался он страшным - я ещё не обжигался.

Газеты очень хорошо предавались в пепел и прах. Я делал из них комочки, самолётики и прочие оригами или просто развёртывал и поджигал.
Про самолёты вспомнил ещё деталь. Я их не только дома запускал. Подбитые реактивные птицы на пламенном форсаже отправлялись в свой первый и последний полёт из моего окна. Некоторые, не успев догореть, приземлялись весьма далеко во дворе. А парочку унесло на соседские балконы. В те времена не было остекления, а держать на всех балконах кучу хлама и стратегические запасы, например резины и канистр с бензином было в норме вещей. Но обошлось. Соседи бдительно следили за своими ценностями и воздушным пространством и успели пресечь возгорание.

Смотрю, книги сами по себе горят плохо. Их следует раскрывать, поднимать каждую страничку.
Я нашёл свечку. Удивительная штукенция. Если в каплю воска добавить нитку или тряпку, то получается ещё одна свечка. Итого, сколько же в пределе их можно сделать?
Рассуждал я и о явлении горючести и теплопроводности. С чего это никак не получалось зажечь металл, стекло и камень. (Стекло в раме лишь треснуло... Плитку я и так разбил.)
И деревянные кухонные доски, вот вроде бы дерево, а не умею разводить костёр, оно лишь тлеет.

За сими думами уже занялись красными языками занавески и скатерти; уже зачадил-заполыхал линолиеум. Стало душно. Щёки обдували горячие волны. Чёрный дым стелился по потолку, а серый пониже, стал занимать все комнаты... Я метался и не знал что делать. Тут приходит бабушка, скоординировались и всё быстро тазами воды потушили.



Я играл с рычагами и постигал гравитационные явления, и на своей шкуре свободное падение, импульсы ударных нагрузок и прочее.
Сервантик, высокий, остеклённый, с полками забитыми книгами, с поставленными в него и на него редкими вазами, статуэтками, весил куда больше ста кило. Сколько весил я мелкий? Я не смог его просто так с места сдвинуть.
Сначала я ставил как рычаг, отталкивающий от стены, швабру. Затем какую-то распорку.
Шкаф уже стоял под углом, и дальше я зашёл спереди, открыл дверцы, до каких еле дотянулся и давай на них раскачиваться.
Я ничего не знал о критических углах баланса...
Ура! Я смог его завалить. На себя.
Сказать честно, я вовсе не думал его ронять. Я проверял, насколько можно вообще его накренить и перестарался.

Последствия были ужасны.
Когда он падал, он зацепил трюмо, зеркало выпало, стекло оконное треснуло, а в шкафу стёкла разбились, все книги выпали, и практически весь фарфор и стекло не подлежали восстановлению. Что - то потом склеили, но это было страшно... Эти девушки без рук и безголовые зверушки. Всюду отколотые части тел и ваз.

Чудом отделался царапинами и лёгкими ушибками, без сильного испуга(поточнее впечатления не дошли). Это было не так, когда через несколько лет ушёл гулять без просу.
Меня не пускали. А я хлопнул со всей силы дверью на прощанье и разбил стекло.
Остроконечный громадный осколок вонзился в вену. Я видел чудо. И раньше резал пальчики, но теперь... я видел на внутренней стороне возле локтя настоящий фонтан! Вызвали скорую, а я убежал гулять.
Свободной рукой прижимал, но оно всё сочилось и сочилось. Пульсами вытекало... Я шёл, сияло солнце, кружилась голова, темнело в глазах... Вроде дошёл обратно без происшествий. Поехали в травму.


Класс второй, наверное. Я заприметил такую невзрачную, да и прозрачную, но не менее загадочно - мистическую конструкцию как электрическая лампочка.
И так и сяк вертел.
Я разобрал старую настольную лампу.
Там не было ничего, кроме вилки, провода, выключателя и патрона.
Я всё искал секрет работы. Но там, к великому моему сожалению, не было ровным счётом никаких тайников, никакого секрета.
А собрать не помню как!!! Ну и дела!
На мой самый первый взгляд, электричество могло передаваться и по одному проводу.
Второй - это роскошь, второй - это запасное излишество. С чего бы это я так решил?
Собрал - не работает. Досада. Но мы не остановимся, не заплачем.
Собирается снова. Теперь есть эффект. Лампочка по прежнему не горит, но при нажатии кнопки вылетают пробки.

Оказывается, чисто по своим конкретным понятиям я поставил выключатель на замыкание, а не в разрыв цепи. Я полагал, что ежели ток идёт, то для того, чтоб его прервать, следует его... Ну конечно же, замкнуть напрямую перед потребителем! Логично. Ге-ни-ально!
Однако почему же при разомкнутом состоянии всё ещё не горела лампочка!?

Возился я ещё час, а то и два с лишним, даже забил на погулять и сделать домашку. Заметим, отвёртки у меня не было. Был тупой ножик.
Уже и так и сяк, все комбинации. Это была моя первая схема. Несколько раз кусило розеточным зверем.
Я взял карандаши и зарисовал, не по госту, прототип. Попробовал обьяснить, подвести теоретически... Всего три элемента. Патрон с лампой, вилка, выключатель. Как оно стыкуется?
Я уже подумал, что в розетке имеется полярность(что это такое, а тем более про переменный и постоянный ток тогда и не знал). Ринулся отвинчивать винтики на патроне и переставлять провода местами... Переворачивать вилку. Тщетно.

И уже посчитал, что никогда у меня ничего не получится, неудачник, проверяю, всё вроде как положено, на соплях, но не работает. Выбешивало нетерпение, подкатывало неустройство, я приготовился хныкать. Скоро прийдут с работы взрослые, лампу надо, дело чести, собрать. И просто уже темно за столом.
Нет ничего проще, чем включить лампу напрямую, всего лишь два провода в розетку. Но я не делал так, не то чтобы боялся, что укусит... Нормальные герои идут в обход.
В результате что?
Такой надёжный и прежде зарекомендовавший себя во многих местах Метод Тыка, замечу я, не сработал!
Оказалось, тыкнул, стукнул, да лампу я от этого стряхнул. Вот оно что, потому - то оно и не горело.

Продолжаю эксперименты со свежей лампой. Дальше я угробил несколько штук... Я понял оплошности, и теперь для меня протянуть провода не представляло сложности. Да хоть три да хоть пять ламп, хоть параллельно, хоть последовательно, всё у меня работало и выключалось любым числом выключателей.
(Гирлянду ёлочную, отдельная тема для приключений, я тоже разбирал. И не собрал.)
Теперь задавался о том, а почему оно вообще сияет.
Ведь такого не может быть! Почему оно горит!? Ведь там ничего нет, кусок проволоки только.
Я брал проволоку, самую тонкую, что мог найти, да и толстую пробовал, сворачивал, но оно не светило... Замыкало. Накалялось и тут же рассыпалось искрами, сгорало в лучшем случае.

Замечено, что если разбить колбу, то спираль перегорает. Я делал аккуратную дырочку, а чудо всё равно уходило.
Значит, считал наивно я, следует хорошо изолировать воздушное пространство. Но заклеенная жевачкой лампа всё так же перегорала.
Что такое вакуум, я понятия не имел. Я считал, там воздух, или специальный газ.
Ещё было рассуждение: Ежели там, в колбе, пустота, то почему тепло от спирали передаётся наружу!? Я не верил, что свет настолько вызывает тепло. Ведь стекло прозрачно. Это было уму непостижимо.
А ещё я поливал их, горящие лампы, водой. Так забавно лопались...

Детишкам ныне повезло. Ставят небось эксперименты с светодиодами и энергосберегайками -но лишь бы не некачественными излишне парортутнонаполненными.
Чёрт возьми, пятилетние уже умеют паять и контроллеры программировать и прошивать. И всякие роботы и квадрокоптеры.
Чего не понимают - рраз, залезли в любом месте в смартфон...
Эх, стыдоба моя, я до сих пор толком не освоил. Слишком поздно, в 12 был первый спаянный генератор - мультивибратор... До того и вовсе всё скрученное соплезамазанное.

Ещё я перевёл немало динамиков, трёхпрограммных громкоговорителей. Включал их не в радиорозетки, а в 220. Нравилось, как очень громко гудели, но недолго, и перегорали.

К пятому классу маштаб был иной: Автомобильные катушки зажигания, фотовспышки, вентиляторы, двигатели от пылесосов, и прочие раздолбанные транзисторные приёмники.

Однажды, скучая на каком - то уроке, я смотрел в окно... меня осенила идея. А что если соединить валами и проводами имеющиеся у меня моторчики, от игрушки, где четыре с половиной вольтовая батарея, с мотором от магнитофона, где девять вольт? Взять и раскрутить.

Это была далеко не последняя конструкция "вечного двигателя". Первая!!! Такое не забывается!!!

Это было нечто. Светлое чувство, всеобьемлющее, чистое, настоящее! Детство, вернись!
Остаток уроков я предвкушал. Я горделиво летал в мечтах. "Ах какой я гений!"
Я ещё не знал что энергия сохраняется, не знал даже закон Ома, не знал мощность игрушек, но я уже, я уже, эмпирически гадал, как - то просчитывал, какой будет сверхединичный выход.. Казалось всё просто, почему до этого не догадались люди. Я конечно понимал, что на трении уходит немало, но полагал, вся разница вольтажа будет доступна. В том что будет хотя бы крутиться без нагрузки, я не сомневался.
Я уже мысленно конструировал не два, а несколько моторов, думал как скомпоновать.
Дождавшись окончания уроков, я побежал домой... Пробовал ротовертеры с разнообразными оборотами, передачами. Как вы поняли... разочарование ждало.


Стянул у маминого любовника револьвер. (Начало суровых девяностых, пальба по дворам встречалась...) Какой - я даже не помню. Там был сбитый номер и что - то написано полустёртыми мелкими буквами "не по нашински".
Понёс в школу. Но никого не перестрелял - ни одного патрона в барабане не оказалось.
Штука была большой и тяжёлой, можно было гвозди забивать, не то что наши игрушки - пугачи. Хорошо что мало кому показывал. Не отняли.
Вечером было наказание. Отобрали пушку и вместе с тем кассетный плеер, жевачки. И даже мой игрушечный пистолет.. Потом ничто не вернули. Пропили!

Я не расстраивался. Утянул пенсию у бабушки. Купил новый плеер и тетрис.

А вот видак и денди мне не покупали. Зато были велосипеды и мячи.

Некоторое время я жил лишь школьными обедами. Возвращался домой а там пьянка.
И некоторое - прогуливал школу, не заходил домой. Собирал бутылки.


Свалился прям под задние колёса грузовика, когда он резко затормозил, а он сразу же врубил заднюю и попёр с пробуксовками, еле отполз. Обычное явление. По слухам, так недавно переехало мальчика и вроде даже не слухи то были, а через знакомых знакомых кто-то его знал, он учился в другой школе. Но это нас не останавливало.
Куда ни глянь зимой на узких улочках и дворовых проездах, на(за) каждый грузовик, фургончик, микроавтобус, и даже легковушки, везде ребятня. Находились даже ездящие "на трамваях"(на сцепке) сзади.
И где это народное развлечение теперь, я спрашиваю!??? Жаль, больше нет, не увидишь. Транспорта больше. Дороги лучше. Лишь те кто на крышах электричек выжили - остались. Этого я так и не попробовал, мы катались лишь на товарняках.

А ещё на лифте. Нет, вы не поняли. Не "в" лифте, в кабине. НА! Открывались двери проволочным крючком и ребята пробирались в шахту...

Стоял на тротуаре, 9 лет, и в двух - трёх метрах от меня на глазах переехало автобусом в месиво мужика, наверно пьяного, и водила даже не остановился. Сдвоенные тяжелонагруженные задние колеса без всякого хруста прошлись по его костям как просто по ямке или кучке мусора - дороги то плохие. Позади осталась почти плоская "тряпка" пропитанная кровью.

Мама слишком поздно заметила и отвела в сторонку. В тот день я не хотел мороженого, конфет и шоколадок... Впервые задумался о... да о всяком, "Жыззь - преходящее явление", "Да. Все там будем.", подробнее плохо помню.

Отморозил слегка мизинец, ходил, играл в снежки без варежек.
Пробрались на стройку и залезли на кран, когда он не работал, который строил 16 этажный дом, т.е. он сам под 20 этажей, на самую высокую точку. От малейшего ветра шатался жуть как.
А внизу уже ждала охрана, собаки, пришлось спускаться и сдаваться, потом были разговоры с родителями, но штрафов не было.

Ну то что стёкла били, машины старые и не очень крушили, поджигали мусоропроводы, кнопки, ручки, звонки, это у многих было, ещё ловили, и на учёте в "детской комнате" состоял.


Рецензии