Критерий истины

– Руки вверх! – в звонком голосе диктатора не было и тени снисхождения.

Почтенный профессор выронил портфель и, глядя с выражением крайнего ужаса в черный зрачок ствола наведенного на него пулемета, поспешно воздел руки к небу.

– А теперь на четвереньки и под стол! – диктатору было чуждо многословие.

Когда эта команда была моментально выполнена, диктатор вдруг решил проверить способности профессора в области имитации звуков, издаваемых различными животными. Один за другим последовали лаконичные приказы полаять, покуковать, похрюкать и, наконец, изобразить, как говорят дельфины в море.

– Дельфины обмениваются информацией в диапазоне ультразвуковых частот. Речевой аппарат человека не в состоянии воспроизвести их язык… – попробовал было, аппелируя к логике, вывернуться профессор.

Но диктаторы не внемлют доводам логики…

– Хочу как дельфины в море!

Профессор, всё еще стоя на четвереньках под столом и страдая о мысли, что он опаздывает на важное заседание, издал звук, средний между воинственным кличем предводителя затерянного в джунглях племени и скрипом ножа по тарелке.

Диктатор сиял от счастья.

– А теперь… – он издевательски умолк, обратив всю свою дьявольскую изобретательность на придумывание очередной мерзости, через которую многострадальному профессору неминуемо предстояло пройти.

Вспотевший профессор понял, что его пребывание под столом грозит затянуться на неопределенное время и решил, сменив тактику, самому перейти в наступление.

– А смотри, какой у меня карандашик есть, – начал он подхалимским тоном, осторожно выбираясь из-под стола. – Щелк – зажглась лампочка, щелк – погасла…

– Дай! – диктатор выражал свои стремления необычайно откровенно.

Оригинальная авторучка с подсветкой теперь, очевидно, была обречена. Но это являлось не такой уж большой ценой обретения свободы. Профессор, облегченно вздохнув, начал торопливо укладывать в портфель вывалившиеся из него толстые папки.

Однако неожиданный подарок не оказал на диктатора должного впечатления.

– Я буду работать! – он выхватил одну из папок и попытался раскрыть ее.

– Черт возьми, это переходит все границы, – восстал наконец профессор. – Отдай немедленно папку!

– Папуля, – нежно проворковала состоящая при особе диктатора приятная молодая дама, – ну что ты так разнервничался? Потерпи еще немного. Сашенька уже кончает завтракать. И потом, неужели тебе так трудно доставить немного удовольствия собственному внуку?

Профессор с тоской посмотрел на часы.

– Пусть он немедленно отдаст папку… Я еще раз полезу под стол, только пусть он немедленно отдаст папку… В ней доклад, который я должен делать сегодня – «Научные основы воспитания детей дошкольного возраста».

Рассказ опубликован в газете «Советская Сибирь» (Новосибирск) 1 июня 1988 г.


Рецензии
ох уж я этому бы диктатору...
сразу понятно, что я не профессор. вообще))

Jane   26.03.2015 01:40     Заявить о нарушении
Если бы еще так же легко можно было усмирить любого диктатора...

Олег Костман   27.03.2015 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.