Литературная мозаика 5

Гомер возносится праздничной радугой над человечеством.

Гомер красочен как радуга, животворен как солнце.

Гомер – вечно молодой сказитель древнегреческих мифов.

Гомер – отец европейского гуманизма.

В поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» воплощается истина всех времён и народов: не красивая, а верная супруга – хранительница домашнего очага.

«Иллиада» Гомера и «Энеида» Вергилия – это единое эпическое полотно, в котором рассказывается, как греки разрушают Трою, а троянцы основывают Рим.

Гесиод славит Деметру – покровительницу земледелия, труда и достатка.

«Теогония» Гесиода – это величественная поэма о семье и хозяйстве.

Гомер воспевает доблестные подвиги героев, Гесиод – мирный сельский труд: сражающийся воин уступает место пахарю за плугом.

Архилох выказывает почтение разным музам: наряду со стихами он пишет музыку.

Архилох критикует всех, не исключая самого себя.

Греки оказывают великую честь Архилоху и Калимаху, сравнивая каждого из них с Гомером.

Сафо – прорицательница юной, весенней любви.

Античные авторы утверждают, что стихи Сафо «полны любви и весны».

С именем Сафо связано возникновение женской эротики в поэзии.

Сафо – наставница девушек в любви и литературе.

Сафо отстаивает союз поэзии и любви между женщинами, Сократ –союз философии и любви между мужчинами: так образуется симметрия античного эротизма.

Любовь знаменитой женщины обыкновенно трагична, как это случается с героиней Сафо в одноимённой пьесе Франца Грильпарцера.

Жизнь Алкея подобна кораблю, гибнущему во время бури. Несмотря на это, он пишет стихи, полные гармонии, изящества и красоты!

Алкей обращается со словами любви к «фиалкокудрой» Сафо, которая – увы! – отвергает поэта!

Грек Алкей и римлянин Гораций – величайшие античные поэты, в чьих стихах торжествует гармония и красота.

Зёрна мудрости Эзопа дают обильные всходы на пашне жизни.

Игривы и сладостны эротические стихи Анакреонта.

Анакреонт – соглядатай любовных игр Эрота.

Анакреонт воспевает радость жизни, вино и любовь.

Греки изображают Анакреонта с лирой в руках. Не потому ли его поэзия называется «лирической»?


Эсхил устами Прометея требует проявлять милосердие к людям.

Эсхил отстаивает милосердие, Софокл – любовь, Еврипид – самопожертвование; Эсхил отвергает дикие нравы, Софокл – неразумные законы, Еврипид – губительные страсти.

Пиндар прославляет в стихах воинов и победителей Олимпийских игр!

Для Софокла любовь, подобно богам, всевластна.

В описаниях исторических событий Геродот по-гомеровски ярок, образен, красочен, почти осязаем.

Бесспорен приоритет Еврипида в создании психологической трагедии.

Еврипид отвергает гибельные страсти и проповедует самоотверженную любовь.

По мнению Еврипида, ум женщины превращается в коварство. Не потому ли Гёте и Гейне берут в жёны полуграмотных матрон?

Жизнь для Аристофана – комедия.

Аристофан – весёлый и смешной клоун, обличающий людские пороки.

Аристофан шутит и смеётся в комедии ради справедливости в жизни!

Ум Аристофана гибок, как лягушка, и стремителен, как ласточка.

В комедиях Аристофана язык и ум подзадоривают друг друга.

Аристофан высмеивает человеческий лягушатник!

Платон – философ, поэт и мифотворец одновременно. Он строит величественную духовную пирамиду, завершающуюся такими понятиями, как истина, соразмерность, красота и высшее благо.

В комедиях Менандр развенчивает нравы людей из низших слоёв общества.

Менандр выводит на сцену «маленького человека», который остаётся литературным героем уже более двух тысяч лет!

В Идиллиях Феокрит не упускает из виду бесконечное разнообразие действительности: с одной стороны приукрашивает жизнь, с другой – разоблачает людские пороки.

Без Калимаха, главы александрийской школы поэзии, не появился бы на свет александрийский стих – жемчужина поэтической формы.

У Калимаха жизнь и миф сплетены в неразрывное поэтическое целое.

Поэма «Аргонавтики» Аполлония Родосского даёт нам понять, что человеческие страсти имеют не менее разрушительную силу, чем морская буря.

Аполлоний Радосский становится связующим звеном между Гомером и Вергилием.

Плавт – автор плебейских комедий.

Плавт – соединительное звено между греческой и римской комедией: это художник двух миров!

Через множество веков Плавт перевоплощается в Мольера.

Комедиограф Теренций проповедует уважительное отношение к женщинам. У него, бывшего раба, сохраняется чувство сострадания к бесправным людям.

Бесценный вклад в римскую литературу вносит блестящий оратор и политик Марк Тулий Цицерон. Он называет себя «отцом отечества», помимо этого остаётся в памяти людей оригинальной системой воспитания юношества. Следовательно, Цицерон – это оратор, политик и воспитатель в одном лице.

Кто он, Тит Лукреций Кар – поэт среди философов или философ среди поэтов? Философ и поэт в неразрывном единстве. Его универсальное мышление позволяет лучше других прозревать будущее.

Валерий Катулл стоит у истоков римской лирической поэзии.

Риторику Дионисию Галикарнасскому по долгу профессии следует быть красноречивым, с чем он отлично справляется.

Вергилий – поэт идиллической Аркадии и «золотого века».

Вергилий – поэт сельских идиллий и героического эпоса.

Вергилий – поэт виноградной лозы и разящего меча.

В поэмах Вергилия присутствует дух воинственного Гомера и мирного Гесиода.

Вергилий – мифотворец прошлого и настоящего славной римской истории.

Гораций – величайший поэт на Земле!

Гораций – Пегас в римской поэзии.

Гораций – поэт вдохновенного слова и разумной мысли.

Гораций воздвигает себе «памятник нерукотворный» высочайшими достижениями в поэзии.

Не складываются отношения между поэтом Горацием и императором Августом. Напротив, Пушкин находит общий язык с царём Николаем I. Гораций живёт вдали от двора, Пушкин – при дворе, Гораций здравствует в уединении до старости, Пушкин, блистая в свете, – гибнет на дуэли в 37 лет.

Тит Ливий – литературно одарённый историк: факты в обрамлении красивых слов дважды убедительны.

Альбий Тибулл прост и ясен в стихах, как сельский Бог!

Тибулл нежен и ласков в словах о любви, Овидий – эротичен и насмешлив.

Тибулл – мастер элегии: через столетия розы его поэзии вновь расцветают в творчестве Константина Батюшкова и Александра Пушкина.

Овидий – певец любви.

Овидий выпивает кубок любви до дна.

Овидий – поэт-купидон, поражающий сердца юных красавиц.

Овидий – певец сладостной, но быстро проходящей любви.

Овидий – певец любви с горячим желанием насладиться ею сполна.

Овидий – тонкий знаток женской души.

Овидий различает истинную и ложную любовь.

Овидий – поэт любви, изысканности и красоты.

Если соединить в одно целое овидиевские «Любовные письма», «Науку любви», «Искусство любви», «Средство от любви», то получим величайшую эротическую поэму, вполне сопоставимую с его же гениальными «Метаморфозами»!

Овидий чудесным образом преобразует божественные мифы в человеческие судьбы.

Овидий – уникальный мыслитель, воспринимающий вселенную, как непрерывный кругооборот изменений и трансформаций сил природы.

Овидий обращается к Корине, Данте – к Беатриче, Петрарка – к Лауре: здесь видна преемственная связь между великими поэтами, воспевающими женскую красоту.

Овидий прославляет счастливую любовь мужчины, Боккаччо описывает несчастную любовь женщины.

Любовь у Овидия – юная роза с шипами, у Генри Миллера – поблекшие цветы.

Сенека – литератор в философии и философ в литературе.

Если правомерно говорить о Божественной риторике, то мы найдём её в литературных трудах философа Сенеки, апостола Павла, теолога Августина Блаженного.

Не потому ли Нерон приговаривает к смерти своего наставника, знаменитого философа-стоика Сенеку, что хочет освободиться от его назойливой опеки?

Вовсе не для того Сенека зачерпывает пригоршнями чистую воду из родников античной риторики и мудрости, чтобы мы хранили её в дырявых сосудах!

Петроний Арбитр достигает исключительной силы обличения пороков и язв общества!

Петроний – сатирик-золотарь, вычищающий отхожие места римского общества!

Любовь в «Сатириконе» Петрония осваивает ещё одну территорию: ею занимаются в склепе.

Случайно ли, что Петроний, автор обличительного «Сатирикона», выступает в роли сатрапа императора-изверга Нерона? Спрашивается: насколько чисто и объективно зеркало Петрония, отражающее нравы при дворе тирана?

Римляне ставят Марка Квинтилиана рядом с великим ритором Марком Цицероном!

Отобразив с потрясающей выразительной силой осаду римлянами Иерусалима, Иосиф Флавий заслуживает того, чтобы сравнивать его с Гомером и Вергилием.

Сатирические эпиграммы Марциала «жгучи как финики». Едким словом он вытравливает из современников безрассудство, своекорыстие, подлость, иначе говоря, физическую и духовную грязь.

Иронические эпиграммы Марка Валерия Марциала обрушиваются холодным дождём на головы римлян.

Шутливые эпиграммы Марка Марциала одаряют римлян серебром изящества и жгут перцем обличения.

Едкими эпиграммами Валерий Марциал приобретает славу поэта «соли и желчи».

Тацит – историк императорского Рима. Он наделён литературным талантом, как Томас Карлейль и Николай Карамзин.

Децим Ювенал предусмотрительно обличает лишь тех, кто уже умер: сколько бы голов сохранилось, если бы литераторы следовали его мудрому правилу!

Лукиан – трезвомыслящий сатирик.

Лукиан вытряхивает из богов человечьи потроха, а из философов – куриные мозги.

Луций Апулей в романе «Золотой осёл». Высмеивает страсти и страстишки похотливых людей.

Апулей разоблачает скотов в человеческом облике.

О чём свидетельствует тот факт, что герой первого европейского романа, написанного Апулеем, – похотливый «золотой осёл»?

Роман «Дафнис и Хлоя» Лонга – это апофеоз цветущей природы и счастливой любви!

Ритмизированная проза романа «Дафнис и Хлоя» Лонга во многом предвосхищает стихи в прозе Уолта Уитмена и стихотворную прозу Андрея Белого.

Эпопея «Шахнаме» Фирдоуси рассказывает о персидских богатырях, проявляющих доблесть во имя любви, правды, и справедливости.

Кретьен де Труа пишет примечательный роман «Иди, рыцарь, со львом», в котором воспевается возвышенная, благородная, самоотверженная рыцарская любовь.

Низами – жемчужина персидской поэзии. Он слагает вдохновенные поэмы о чистой, целомудренной любви.
 
В поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели славит мужественную женщину. Не царицу ли Тамару, в которую влюблён?

Автор «Парсифаля» и «Песни о нибелунгах» Вольфрам фон Эшенбах – выразитель духа воинственного рыцарства.

Данте Алигьери берёт на себя роль вселенского судьи: каждому отводит определенное место в аду, чистилище и раю.

Джованни Боккаччо – тайный соглядатай Амура.

Франко Саккетти, автор трёхсот остроумных новелл, высказывает оригинальную мысль о том, что Бог посылает нам счастье, но мы не умеем им распорядиться.

Перу Джефри Чосера принадлежат «Кентерберийские рассказы», в которых повествуется о распущенной, «докамероновской» любви.

В романе «Смерть Артура» Томаса Мэлори проливаются реки крови во имя дамы сердца.

Никколо Макиавелли – друг тиранов и скабрезный писатель.

Не иначе как из гуманных побуждений Эразм Роттердамский намазывает чёрный хлеб жизни «мёдом глупости».

В «Неистовом Ролланде» Лудовико Ариосто главный герой в образе рыцаря совершает бесчисленные подвиги ради любимой женщины, проявляет благородство души, отстаивает правду и справедливость. Это в некотором роде прототип Дон Кихота Сервантеса.

Рим – притон бесчестия и разврата. Таким предстаёт вечный город в «Комедии придворных нравов» Пьетро Аретино. Обличительную сатиру автор доводит до предела. В итоге возникает пошлый фарс, разоблачающий лицемерное общество.
 
Королева Маргарита Наваррская пишет собственный «Декамерон» с названием «Дептамерон» - книгу новелл о любви пошлой, развратной, кровосмесительной и лишь иногда целомудренной и красивой.

Мишель Монтень – гуманист-скептик, сомневающийся оптимист; для него человек «глупый гусёнок», который «храбрый от слабости».

В поэме «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо возрождает христианский дух в эпоху позднего Ренессанса.

Любовь Дон Кихота к воображаемой Дульсинее – это мыльный пузырь, который лопается. Истинной любви в романе Сервантеса нет!

«Трагическую историю доктора Фауста» англичанин Кристофер Марло пишет за 200 лет до Гёте. Во время работы над своей фаустовской трагедией он гибнет в 29 лет! Спрашивается: почему же Гёте живёт 82 года? Видимо, потому, что Марло находится во власти злого духа, а Гёте оберегают добрые ангелы-хранители!

Любовь для Шекспира – высший закон жизни.


Рецензии