Литературная мозаика 5
Гомер красочен как радуга, животворен как солнце.
Гомер – вечно молодой сказитель древнегреческих мифов.
Гомер – отец европейского гуманизма.
В поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» воплощается истина всех времён и народов: не красивая, а верная супруга – хранительница домашнего очага.
«Иллиада» Гомера и «Энеида» Вергилия – это единое эпическое полотно, в котором рассказывается, как греки разрушают Трою, а троянцы основывают Рим.
Гесиод славит Деметру – покровительницу земледелия, труда и достатка.
«Теогония» Гесиода – это величественная поэма о семье и хозяйстве.
Гомер воспевает доблестные подвиги героев, Гесиод – мирный сельский труд: сражающийся воин уступает место пахарю за плугом.
Архилох выказывает почтение разным музам: наряду со стихами он пишет музыку.
Архилох критикует всех, не исключая самого себя.
Греки оказывают великую честь Архилоху и Калимаху, сравнивая каждого из них с Гомером.
Сафо – прорицательница юной, весенней любви.
Античные авторы утверждают, что стихи Сафо «полны любви и весны».
С именем Сафо связано возникновение женской эротики в поэзии.
Сафо – наставница девушек в любви и литературе.
Сафо отстаивает союз поэзии и любви между женщинами, Сократ –союз философии и любви между мужчинами: так образуется симметрия античного эротизма.
Любовь знаменитой женщины обыкновенно трагична, как это случается с героиней Сафо в одноимённой пьесе Франца Грильпарцера.
Жизнь Алкея подобна кораблю, гибнущему во время бури. Несмотря на это, он пишет стихи, полные гармонии, изящества и красоты!
Алкей обращается со словами любви к «фиалкокудрой» Сафо, которая – увы! – отвергает поэта!
Грек Алкей и римлянин Гораций – величайшие античные поэты, в чьих стихах торжествует гармония и красота.
Зёрна мудрости Эзопа дают обильные всходы на пашне жизни.
Игривы и сладостны эротические стихи Анакреонта.
Анакреонт – соглядатай любовных игр Эрота.
Анакреонт воспевает радость жизни, вино и любовь.
Греки изображают Анакреонта с лирой в руках. Не потому ли его поэзия называется «лирической»?
Эсхил устами Прометея требует проявлять милосердие к людям.
Эсхил отстаивает милосердие, Софокл – любовь, Еврипид – самопожертвование; Эсхил отвергает дикие нравы, Софокл – неразумные законы, Еврипид – губительные страсти.
Пиндар прославляет в стихах воинов и победителей Олимпийских игр!
Для Софокла любовь, подобно богам, всевластна.
В описаниях исторических событий Геродот по-гомеровски ярок, образен, красочен, почти осязаем.
Бесспорен приоритет Еврипида в создании психологической трагедии.
Еврипид отвергает гибельные страсти и проповедует самоотверженную любовь.
По мнению Еврипида, ум женщины превращается в коварство. Не потому ли Гёте и Гейне берут в жёны полуграмотных матрон?
Жизнь для Аристофана – комедия.
Аристофан – весёлый и смешной клоун, обличающий людские пороки.
Аристофан шутит и смеётся в комедии ради справедливости в жизни!
Ум Аристофана гибок, как лягушка, и стремителен, как ласточка.
В комедиях Аристофана язык и ум подзадоривают друг друга.
Аристофан высмеивает человеческий лягушатник!
Платон – философ, поэт и мифотворец одновременно. Он строит величественную духовную пирамиду, завершающуюся такими понятиями, как истина, соразмерность, красота и высшее благо.
В комедиях Менандр развенчивает нравы людей из низших слоёв общества.
Менандр выводит на сцену «маленького человека», который остаётся литературным героем уже более двух тысяч лет!
В Идиллиях Феокрит не упускает из виду бесконечное разнообразие действительности: с одной стороны приукрашивает жизнь, с другой – разоблачает людские пороки.
Без Калимаха, главы александрийской школы поэзии, не появился бы на свет александрийский стих – жемчужина поэтической формы.
У Калимаха жизнь и миф сплетены в неразрывное поэтическое целое.
Поэма «Аргонавтики» Аполлония Родосского даёт нам понять, что человеческие страсти имеют не менее разрушительную силу, чем морская буря.
Аполлоний Радосский становится связующим звеном между Гомером и Вергилием.
Плавт – автор плебейских комедий.
Плавт – соединительное звено между греческой и римской комедией: это художник двух миров!
Через множество веков Плавт перевоплощается в Мольера.
Комедиограф Теренций проповедует уважительное отношение к женщинам. У него, бывшего раба, сохраняется чувство сострадания к бесправным людям.
Бесценный вклад в римскую литературу вносит блестящий оратор и политик Марк Тулий Цицерон. Он называет себя «отцом отечества», помимо этого остаётся в памяти людей оригинальной системой воспитания юношества. Следовательно, Цицерон – это оратор, политик и воспитатель в одном лице.
Кто он, Тит Лукреций Кар – поэт среди философов или философ среди поэтов? Философ и поэт в неразрывном единстве. Его универсальное мышление позволяет лучше других прозревать будущее.
Валерий Катулл стоит у истоков римской лирической поэзии.
Риторику Дионисию Галикарнасскому по долгу профессии следует быть красноречивым, с чем он отлично справляется.
Вергилий – поэт идиллической Аркадии и «золотого века».
Вергилий – поэт сельских идиллий и героического эпоса.
Вергилий – поэт виноградной лозы и разящего меча.
В поэмах Вергилия присутствует дух воинственного Гомера и мирного Гесиода.
Вергилий – мифотворец прошлого и настоящего славной римской истории.
Гораций – величайший поэт на Земле!
Гораций – Пегас в римской поэзии.
Гораций – поэт вдохновенного слова и разумной мысли.
Гораций воздвигает себе «памятник нерукотворный» высочайшими достижениями в поэзии.
Не складываются отношения между поэтом Горацием и императором Августом. Напротив, Пушкин находит общий язык с царём Николаем I. Гораций живёт вдали от двора, Пушкин – при дворе, Гораций здравствует в уединении до старости, Пушкин, блистая в свете, – гибнет на дуэли в 37 лет.
Тит Ливий – литературно одарённый историк: факты в обрамлении красивых слов дважды убедительны.
Альбий Тибулл прост и ясен в стихах, как сельский Бог!
Тибулл нежен и ласков в словах о любви, Овидий – эротичен и насмешлив.
Тибулл – мастер элегии: через столетия розы его поэзии вновь расцветают в творчестве Константина Батюшкова и Александра Пушкина.
Овидий – певец любви.
Овидий выпивает кубок любви до дна.
Овидий – поэт-купидон, поражающий сердца юных красавиц.
Овидий – певец сладостной, но быстро проходящей любви.
Овидий – певец любви с горячим желанием насладиться ею сполна.
Овидий – тонкий знаток женской души.
Овидий различает истинную и ложную любовь.
Овидий – поэт любви, изысканности и красоты.
Если соединить в одно целое овидиевские «Любовные письма», «Науку любви», «Искусство любви», «Средство от любви», то получим величайшую эротическую поэму, вполне сопоставимую с его же гениальными «Метаморфозами»!
Овидий чудесным образом преобразует божественные мифы в человеческие судьбы.
Овидий – уникальный мыслитель, воспринимающий вселенную, как непрерывный кругооборот изменений и трансформаций сил природы.
Овидий обращается к Корине, Данте – к Беатриче, Петрарка – к Лауре: здесь видна преемственная связь между великими поэтами, воспевающими женскую красоту.
Овидий прославляет счастливую любовь мужчины, Боккаччо описывает несчастную любовь женщины.
Любовь у Овидия – юная роза с шипами, у Генри Миллера – поблекшие цветы.
Сенека – литератор в философии и философ в литературе.
Если правомерно говорить о Божественной риторике, то мы найдём её в литературных трудах философа Сенеки, апостола Павла, теолога Августина Блаженного.
Не потому ли Нерон приговаривает к смерти своего наставника, знаменитого философа-стоика Сенеку, что хочет освободиться от его назойливой опеки?
Вовсе не для того Сенека зачерпывает пригоршнями чистую воду из родников античной риторики и мудрости, чтобы мы хранили её в дырявых сосудах!
Петроний Арбитр достигает исключительной силы обличения пороков и язв общества!
Петроний – сатирик-золотарь, вычищающий отхожие места римского общества!
Любовь в «Сатириконе» Петрония осваивает ещё одну территорию: ею занимаются в склепе.
Случайно ли, что Петроний, автор обличительного «Сатирикона», выступает в роли сатрапа императора-изверга Нерона? Спрашивается: насколько чисто и объективно зеркало Петрония, отражающее нравы при дворе тирана?
Римляне ставят Марка Квинтилиана рядом с великим ритором Марком Цицероном!
Отобразив с потрясающей выразительной силой осаду римлянами Иерусалима, Иосиф Флавий заслуживает того, чтобы сравнивать его с Гомером и Вергилием.
Сатирические эпиграммы Марциала «жгучи как финики». Едким словом он вытравливает из современников безрассудство, своекорыстие, подлость, иначе говоря, физическую и духовную грязь.
Иронические эпиграммы Марка Валерия Марциала обрушиваются холодным дождём на головы римлян.
Шутливые эпиграммы Марка Марциала одаряют римлян серебром изящества и жгут перцем обличения.
Едкими эпиграммами Валерий Марциал приобретает славу поэта «соли и желчи».
Тацит – историк императорского Рима. Он наделён литературным талантом, как Томас Карлейль и Николай Карамзин.
Децим Ювенал предусмотрительно обличает лишь тех, кто уже умер: сколько бы голов сохранилось, если бы литераторы следовали его мудрому правилу!
Лукиан – трезвомыслящий сатирик.
Лукиан вытряхивает из богов человечьи потроха, а из философов – куриные мозги.
Луций Апулей в романе «Золотой осёл». Высмеивает страсти и страстишки похотливых людей.
Апулей разоблачает скотов в человеческом облике.
О чём свидетельствует тот факт, что герой первого европейского романа, написанного Апулеем, – похотливый «золотой осёл»?
Роман «Дафнис и Хлоя» Лонга – это апофеоз цветущей природы и счастливой любви!
Ритмизированная проза романа «Дафнис и Хлоя» Лонга во многом предвосхищает стихи в прозе Уолта Уитмена и стихотворную прозу Андрея Белого.
Эпопея «Шахнаме» Фирдоуси рассказывает о персидских богатырях, проявляющих доблесть во имя любви, правды, и справедливости.
Кретьен де Труа пишет примечательный роман «Иди, рыцарь, со львом», в котором воспевается возвышенная, благородная, самоотверженная рыцарская любовь.
Низами – жемчужина персидской поэзии. Он слагает вдохновенные поэмы о чистой, целомудренной любви.
В поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели славит мужественную женщину. Не царицу ли Тамару, в которую влюблён?
Автор «Парсифаля» и «Песни о нибелунгах» Вольфрам фон Эшенбах – выразитель духа воинственного рыцарства.
Данте Алигьери берёт на себя роль вселенского судьи: каждому отводит определенное место в аду, чистилище и раю.
Джованни Боккаччо – тайный соглядатай Амура.
Франко Саккетти, автор трёхсот остроумных новелл, высказывает оригинальную мысль о том, что Бог посылает нам счастье, но мы не умеем им распорядиться.
Перу Джефри Чосера принадлежат «Кентерберийские рассказы», в которых повествуется о распущенной, «докамероновской» любви.
В романе «Смерть Артура» Томаса Мэлори проливаются реки крови во имя дамы сердца.
Никколо Макиавелли – друг тиранов и скабрезный писатель.
Не иначе как из гуманных побуждений Эразм Роттердамский намазывает чёрный хлеб жизни «мёдом глупости».
В «Неистовом Ролланде» Лудовико Ариосто главный герой в образе рыцаря совершает бесчисленные подвиги ради любимой женщины, проявляет благородство души, отстаивает правду и справедливость. Это в некотором роде прототип Дон Кихота Сервантеса.
Рим – притон бесчестия и разврата. Таким предстаёт вечный город в «Комедии придворных нравов» Пьетро Аретино. Обличительную сатиру автор доводит до предела. В итоге возникает пошлый фарс, разоблачающий лицемерное общество.
Королева Маргарита Наваррская пишет собственный «Декамерон» с названием «Дептамерон» - книгу новелл о любви пошлой, развратной, кровосмесительной и лишь иногда целомудренной и красивой.
Мишель Монтень – гуманист-скептик, сомневающийся оптимист; для него человек «глупый гусёнок», который «храбрый от слабости».
В поэме «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо возрождает христианский дух в эпоху позднего Ренессанса.
Любовь Дон Кихота к воображаемой Дульсинее – это мыльный пузырь, который лопается. Истинной любви в романе Сервантеса нет!
«Трагическую историю доктора Фауста» англичанин Кристофер Марло пишет за 200 лет до Гёте. Во время работы над своей фаустовской трагедией он гибнет в 29 лет! Спрашивается: почему же Гёте живёт 82 года? Видимо, потому, что Марло находится во власти злого духа, а Гёте оберегают добрые ангелы-хранители!
Любовь для Шекспира – высший закон жизни.
Свидетельство о публикации №214080701351