Ценность человеческой жизни и правовое общество

Ценность человеческой жизни
и правовое общество

Панищев А. Л. (Курск, Курский государственный университет)

         В России начала XXI века в качестве одной из важных задач следует выделить формирование правосознания. Тем не менее без развитого нравственного сознания и без  признания жизни  человека в качестве высшей ценности мы не можем говорить об интенсивном развитии какого-либо правосознания. Для роста последнего мало хорошего законодательства. Право становится органичной частью социальной жизни только в том случае, если в обществе оно обосновано в качестве необходимой составной в организации разумной, нравственной жизни человека. Полагаем, что в современной России обращение к отечественному интеллектуальному наследию может способствовать поиску эффективных способов развития правосознания. Для более же успешного использования в практике государственной жизни положений русской мысли нам следует выявить их социально-философские основы. Заметим, что многие исследователи, например  В.В.   Зеньковский, в качестве одной из черт русской философской мысли называют её антропологический характер: в учениях многих русских философов проблема человека, судьбы, смысла его жизни занимают ключевое место. Мы рассмотрим проблему ценности человеческой жизни в правовом обществе  философских воззрений В.С. Соловьёва, а также обратимся к социально-историческим предпосылкам её проявления. Многие исследователи обращают внимание на гуманистическое начало в идеях Соловьёва. Об этом Н. Зернов пишет: «Соловьёв не принадлежал к кругу революционеров; любая форма агрессии была чужда его натуре, и в своих лекциях он резко осуждал людей, надеявшихся принести русскому народу счастье путём насилия и обмана» (Зернов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьёв М., 1995, с. 141). Взгляды Соловьёва относительно права достаточно часто вызывали полемику в среде  его современников. Так, выступления В.С. Соловьёва с острой критикой уголовного права вызвали возражения у Б.Н. Чичерина. Одной из рассматриваемых этими мыслителями проблем был вопрос о смертной казни, на котором мы и акцентируем внимание, как на злободневной теме нашего времени. 
        Отметим, что среди положений Соловьёва, занимавших принципиально важное место в его критике уголовного права, было непринятие наказания преступников, поскольку любая кара, по его мнению, противоречит нравственности. Мыслитель пишет: "Сущность права состоит из двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага… последний интерес может только ограничивать первый, но ни в каком случае не упразднять его… Поэтому меры против преступника никак не могут доходить до лишения его жизни или до отнятия у него свободы на всегда" (Соловьёв В.С. Нравственность и право // Избранные произведения. Р.на/Д, 1998, с. 528). В.С. Соловьёв замечает, что грешников следует исправлять, а не судить.  Философ в данном вопросе стремится распространить идею бесконечного добра на все сферы общественной жизни, в том числе и на правовую. Философ пишет: "Из безусловного  и всеобъемлющего свойства добра можно заключать только, что ему, добру, не полагается  никаких границ в его осуществлении…"  Тем не менее в других своих положениях Соловьёв допускает наказание, но в нём он видит проявление деятельного человеколюбия, законное, принудительное применение злой воли как на благо общества, так и на благо человека, совершившего правонарушение. Как мы видим, центральной фигурой в учении Соловьёва был человек, жизнь которого рассматривалась через призму возможности его духовного совершенствования и характеризовалась как значимая ценность. Можно предположить, что такое представление в значительной степени основывалось на постижении мыслителем исторического опыта русского народа, придававшего первостепенное значение высоконравственной жизни в продвижении к спасению человеческой души. Акцентируем внимание на рассмотрении  исторических  предпосылок, которые, на наш взгляд, способствовали повышению ценностного статуса личности в обществе.
          В дохристианской Руси осознание сути человека происходило в основном через призму родовых отношений, в системе которых его значимость мыслилась только посредством принадлежности индивида к роду. Доминирующие установки, принципы и традиции в общине были направлены на коллективную, а не личностную идентификацию в социо-культурном пространстве. Самого же понимания человека как самостоятельной персоны в роду не могло быть в принципе, ибо коллективная установка препятствовала объективации всякой индивидуальности. Однако существенные изменения в понимании человека как ценности внесло христианство, которое было призвано обеспечить новое единение людей, причём не на родоплеменном, а на государственном уровне. Отличительной чертой такого сплочения стало отношение к человеку как к творению Божьему, как  к "храму Божьему"  (Евангелие, 1-е послание Коринфянам, 3:17). 
      Свидетельством о восприятии человека в христианской Руси как существенной ценности может стать весьма редкое использование смертной казни, которая стала распространяться среди руссов только с приходом монголо-татар (1237-1480) и впервые правовую санкцию получила в судебнике 1497 года. Для нас же важно то, что в конце Х века на Руси произошла трансформация понимания преступления, как явления общественной и индивидуальной жизни. Если в языческой среде убийство или воровство рассматривалось в качестве злодеяния против другого человека как отдельного субъекта, то христианство заставило взглянуть на преступление как на акт, направленный против души самого злоумышленника. С момента  принятия христианства за преступные действия человек стал "наказываться правосудием во имя Божие" (Георгиева Т. С. Христианство и русская культура,  М., 2001, с. 47). Обратившись к "Поучению…" Владимира Мономаха, заметим такую установку: "Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его…" (История России с древнейших времён до конца XVII века под ред. А.Н. Сахарова, М., 1996, с. 184) . В данном случае мы видим принципиально иной подход к жизни любого индивида. Согласно христианству, каждая жизнь дорога, поскольку в ней человек обретает духовное спасение, и всякий миг бытия обладает существенной ценностью, ибо во всякое мгновение, даже если это и произошло перед самой кончиной человека, тот может чистосердечно раскаяться и обратиться к Богу.
       Тем самым жизнь человека приобретает высокую ценность, поскольку в ней он обретает возможность духовного спасения и достижения совершенства. В конце XIX и начале ХХ столетий, когда в России наряду с религиозной мыслью получила интенсивное развитие философия, идея человеческой жизни как высшей ценности стала центральной в учениях ряда русских мыслителей. Для современной России, стремящейся построить правовое общество, необходимо также учитывать, что без социального признания жизни человека в качестве значимой ценности всякие попытки развития правосознания окажутся неудачными.

Литература
1. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьёв. – М., 1995. – 212 с.
2. История России с древнейших времён до XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова. –  М.: АСТ, 1996. – 576 с.
3. Соловьёв В. С Нравственность и право / Избранные произведения. –  Ростов-на-Дону, 1998. – С. 504-535.

Статья издана:
Панищев А.Л. Ценность человеческой жизни и правовое общество // Пятые Илиадиевские чтения: Бытие и культура. История и современность. Часть 1. – Курск: МУ Изд. центр «ЮМЭКС», 2004. – С. 37-39.


Рецензии
Полагаю, что Вам не помешает -

http://proza.ru/2017/05/20/301

Аникеев Александр Борисович   17.06.2022 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.