Тайна Феофана Книга вторая, глава 50

Глава 50. Семененко, Лаунов. Преступник в Москве.
17 мая 2002 г., пятница. Утром в 8 часов Семененко был уже у себя в кабинете. Сейчас у него очень горячие дни, и иногда он не ночует дома. Вчера он получил сообщение, что в его родном городе был арестован Иван Викторович Волков. Скоро его доставят в Москву. Павел Валерьевич ждал этого.
На столе лежали рисунки таинственных камней. Один из рисунков был подготовлен по его собственным воспоминаниям. Генерал из своего загадочного сна только и помнил, что этот камень. Во всяком случае, теперь у него есть достаточно точное изображение камней. Один камень черный и с шипами. А другой - светлый и приятный на ощупь. Такой камень не хочется выпускать из рук. Павел Валерьевич посмотрел на свою руку, как будто на его ладони лежал этот красивый искрящийся камень. Генерал почувствовал особую теплоту, которую излучал этот камень.
Зазвонил телефон.
-Слушаю, Семененко, - ответил генерал. - Хорошо, понятно. Приготовьте отдельный кабинет. Видеозапись обязательно. Я выезжаю.
Преступника доставили в Москву, но препроводить его в ФАПСИ нельзя. Поэтому Семененко через двадцать минут был уже в здании ФСБ. Он попросил остаться с арестованным наедине. Кабинет небольшой и со старой мебелью, но это не имело никакого значения. Зато на штативе была установлена видеокамера.
Короткий обмен приветствиями. Мужчина, насупившись, сидел на стуле. На руках наручники, голова опущена, а плечи и руки безвольно расслаблены.
Генерал показал фотографию Артура и не стал тратить время на психологические игры. Он понимал, что этот человек знает немного:
-Откуда вы узнали, что он, - генерал показал на фото, - разыскивает камень?
Волков молчал. Он отложил в сторону фотографию и всем видом показывал, что ему все вокруг безразлично.
-Я не буду тебе рассказывать про закон и про помощь следствию, - спокойно сказал Семененко, переходя на «ты», - но я могу предложить тебе сделку.
Волков  посмотрел на генерала.
-Какую? - спросил он вяло.
-Я знаю, - продолжал Павел Валерьевич, - что вам очень интересно узнать эту историю с камнем. И узнать финал этой истории. - Семенов снова обратился на «вы». - Если я сейчас получу от вас правдивые ответы на свои вопросы, то я вам обещаю, что найду и расскажу эту историю так подробно, как это будет можно.
-А что мне с твоих обещаний? Мало ли что ты сейчас мне наобещаешь…
-Может быть, и так. Но это для вас единственный шанс хоть что-то узнать. Терять вам все равно нечего, - генерал был подчеркнуто вежлив и не обращал внимания на наглый тон Волкова, - вы в прошлом юрист.
-Уже раскопали…
-И как юристу…
-Бывший юрист, - поправил Волков.
-Неважно. Даже бывшие юристы имеют склад ума, который заставляет все раскладывать по полочкам и находить всему объяснение. Любая нераскрытая тайна людям вроде вас не даст покоя. Не имея возможности найти ответ, вам придется мучиться.
-А вам какое дело? - Волков изменил тон. В душе он гордился своим прошлым. Сам он считал себя вполне успешным юристом, которому просто не повезло.
-Не буду скрывать: я заинтересован получить ответы на свои вопросы. Но, с другой стороны, обойдусь и без них. Если вы поможете мне, то это вам зачтется в любом случае. Даю слово, - если бы Волков знал, чего стоит слово Семененко.
-Ладно. Какая мне разница. Но я тоже хочу спросить. И ответ хочу получить первым, - Волкову терять было нечего.
-Если это в моей компетенции, то отвечу, - сказал, подстраховываясь, генерал.
-Где камень? Меня облапошили там, в Осиповке?
О судьбе камня хотел задать вопрос и Павел Валерьевич. Но своего удивления он не выдал.
-Нет, увы, камень не найден, - просто ответил Семененко.
Теперь удивиться настала очередь Волкова.
-Как же так? Я вам не верю, - заявил Иван Викторович.
-Дело в том, что вам подсунули обычный камень не для того, чтобы обмануть. Поверьте, тогда была одна цель - спасти мальчика. И никто не думал о каком-то камне. Но он пропал. Никто не знает, куда он делся. Но вы придумали ловкий трюк.
-Да, уж. Я догадывался, что мне приготовят сюрприз у моста. - Волков улыбнулся, вспомнив, как оставил с носом милиционеров. - И все-таки я не верю.
-Но если бы камень был у нас, то мне не нужно было бы вас теперь уговаривать, - не очень убедительно сказал Семененко, но Волков кивнул головой в знак согласия.
-Откуда вы узнали про камень? - снова генерал повторил свой вопрос.
-Да оттуда, - грубо сказал арестованный. - Я получил письмо.
-Какое письмо? Оно сохранилось? - Семененко задал сразу два вопроса.
-Я редко заглядываю в свой почтовый ящик - не бывает там ничего. А тут меня словно кто за руку потянул. Достал. Конвертик заклеенный. «Ивану Викторовичу» написано. Ни марок, ни адреса. Кто-то прямо в мой ящик опустил.
-Письмо сохранилось? - опять спросил генерал.
-Да на кой оно мне. Прочитал и выбросил. Я и вообще сразу никакого внимания на этот бред не обратил.
-Какой бред?
-Пойди туда, проследи за тем, получишь денег. Я подумал, что пошутил кто-то, разыграть захотел. Но потом еще одно письмо пришло. И в нем уже кроме записки 10 баксов лежало. Тогда я понял, что это не шутка. Ну какой дурак будет долларами шутить! В записке опять: следи за этими и, что странное узнаешь, напиши и в своем ящике оставь. А на следующий день снова конверт и снова 10 долларов.
-А когда это было? Число помните?
-Какое там число. Я помню, следил, у дома торчал. А этих-то и не видел, ну женщину с сыном. Так и написал. Хотел еще проследить, кто вытащит мою записку. Но надоело торчать в подъезде. Да и зачем мне это. На следующий день в конверте опять 100 долларов лежало и подробное чего сделать надо. Я поехал в Осиповку. Там и нашел мамашу с сыном. Следил за ними. Видел, как они вдоль речки бродили. Но ни черта не нашли. Вернулись снова в Уфу. Опять письмо появилось. Написал свой отчет. Боялся, что неизвестный будет сдачу с меня назад требовать. Но обошлось. А вскоре новое послание и новые инструкции. И денежки, аж 200 баксов. Опять я поехал в Осиповку. И опять следил. И на этот раз задание было отобрать или украсть то, что найдут они. А найти должны камень черный. Видел я, как малой в пещеру полез, как нашел чего-то. И там, у пещеры, мне помешал чудак какой-то. Пробраться к ним в дом не смог. Там всегда кто-то был. Тогда я и придумал пацана украсть и выкуп потребовать. Это вы правильно сказали, - Волков сделал передышку и посмотрел на Семененко, - мне интересно стало, что за камень такой, что за икону этот пацан искал со своей мамкой. Вот черт и попутал на преступление пойти. Киднеппинг называется. Выследил я его. Ну а дальше вы всё знаете. Только камня я так и не увидел. Сначала я домой подался. Думал, все равно меня не узнают. А как вы вычислили меня?
-Ну, это не сложно. Бабулька, у которой ты жил в Осиповке… - начал генерал.
-А, понятно. Словесный портрет, фоторобот…
-Бабулька художницей когда-то была. Она твой портрет изобразила. Светлана Ханафовна тебя сразу узнала. А в милиции все твои координаты нашлись. Но тебя дома уже не было.
-А я, думаете, вас ждать дома буду? Собрался и был таков. Но когда я деру давал, то увидел около дома знакомое лицо. Только мельком. А потом уже пытался вспомнить. И вспомнил, - торжественно прервал рассказ Волков. Генерал напрягся:
-И кто это был?
Волков лукаво улыбался. Уже было понятно, что этот человек и был тем самым нанимателем.
-Давайте так, - начал арестованный, - мы тут с вами по-дружески беседуем…
-Да уж…
-Так вот… Я хочу еще вопрос задать.
-Ну спрашивай, - согласился генерал, - раз по-дружески.
-Что это за история? Какого рожна они из Ялты сюда примотали? Откуда про камень узнали? Причем тут икона?
-Ну, это уже не один вопрос. Ладно… - согласился Семененко. Он еще раздумывал, что можно рассказать. Но то, что было, уже прошло. Теперь эта информация ничего ни для кого не меняет.
-В Ялте Артур нашел бумагу. Расшифровал её. А там сказано, что надо икону найти. А в иконе следующая разгадка хранилась. По этой отгадке и нашли камень.
-А для чего он нужен? Он что, сильно дорогой? - опять спросил Волков.
-Да не знает никто. Не знает никто, зачем он нужен. И какова его ценность. Но сразу скажу. На драгоценный он не очень похож. Как думаешь? - спросил генерал. Он сознательно переходил с «ты» на «вы».
-Я не знаю. Если бы посмотреть на него хоть раз.
Генерал задумался. Потом достал из своей папки рисунок камня и протянул Волкову. Арестованный долго и внимательно рассматривал изображение. Как будто фотографию близкого человека, с особым трепетом и нежностью. Попросил оставить у себя. Но этого делать было нельзя. Глаза у Волкова заблестели от влаги. Семененко терпеливо ждал.
-Понимаете, - сказал Волков, - я же почти выбрался из России. Думал: доберусь до Ялты, а там их найду. Никогда раньше в Ялте не был. Так хотелось…
-Кого в Ялте собирался найти?
-Да эту вторую. Подруга была. Мы на них ночью напали, когда в милицию забрали. На следующий день они пришли. И эта подруга уговаривала, чтобы простить нас и заявление не писать. А мамаша согласилась. Да ей, по-моему, это безразлично было. Меня выпустили. А моих дружков тогда не отпустили - у них в руках ножи были. А от групповухи эти бабы спасли. Другая статья. Так вот, - арестованный сделал паузу, - это и была та подруга. Она мне письма писала. Иначе зачем ей у моего дома тереться? Да еще в кустах прятаться?
-Может, она случайно в твой район попала. По другим делам.
-И поэтому за кустом пряталась. А когда я вышел неожиданно, то так и присела. Так что я только и увидел, как силуэт за кустами вприсядку уползает куда-то. Но не до неё мне было тогда. А жаль. Вот кого бы я сейчас увидеть хотел.
-Ты уверен, что это она была?
-Конечно, уверен. Если бы она стояла и не двигалась, я бы, может, и не заметил. А она, как только я вышел на улицу, как подкошенная за куст бросилась. Но лицо я успел увидеть. А вы правду мне потом расскажете, чем история закончится? - теперь Волков говорил на «вы».
-Я свои обещания не повторяю. Если сам не расскажу, то получишь в письменном виде. Так устраивает?
-Да интересно, что за камень такой. Это ж надо было его в пещеру засунуть. А бумагу в Ялту отнести. Наверно, все-таки большую цену он имеет, - говорил Иван Викторович, - или большую ценность, - добавил мечтательно.
Примерно через час Семененко уже сидел в кабинете Лаунова.
-Волков  окончил юридическую академию. Сам устроился на работу в фирму «Trade-K». Но юрист он был не сильный. И всего боялся. Все время перестраховывался. И однажды сам себя перехитрил. У него была возможность конфликт один разрешить, обменяв деньги на документ. Но Волков побоялся, что документом не сможет потом воспользоваться. И решил не допустить этого обмена. А хозяину сказал, что договориться никак не удается. А когда это все открылось, то хозяин убытки большие понес. И сильно разозлился. Тогда он и выгнал Волкова. А тот с досады пить стал и покатился вниз по наклонной.
-А зачем ты мне это рассказываешь. Ты говори о главном, - попросил Лаунов.
-Рисунки я показывал экспертам, - продолжил Семененко, - о таких камнях никто не знает. Не было их в истории человечества. А такие камни, если это драгоценные, не могли не оставить свой след. Вот, например, алмаз «Шах»… Так за ним море крови. У него родословная такая, что падишах позавидует. Или, скажем, «Орлов». Так его, чтобы в Россию доставить, в ногу зашивали.
-Опять ты мне легенды рассказываешь? - с улыбкой перебил Александр Борисович.
-Это же интересно… - начал было Семененко. Но пришлось поменять русло беседы. - Эти камни неизвестны. Тот, что белый, очень похож на бриллиант. Но такой огранки никто никогда не делал. Обычно у бриллианта есть лицевая и тыльная сторона, и они разные, чтобы создать лучам света в камне путь определенный. Чтобы белый луч цветами радуги засиял. А здесь оба камня симметричную огранку имеют. А черный, который в Уфе нашли…
-Нашли или потеряли? - с иронией вставил Лаунов.
-И нашли, и потеряли. Впрочем, есть у меня уверенность, что не потерялся этот камень и никуда он от нас не денется. К тому же Феофан написал, что хозяина камень не оставит.
-И кто же хозяин камня, по-твоему?
-Я думаю, что это мальчик - Артур Христенко.
Но тогда почему камень покинул своего хозяина? А если не найдется?
-Ты понимаешь, я всех кого можно опросил. События того вечера по минутам восстановил. Не мог никто в дом проникнуть незамеченным.
-Не мог, а проник, - опять вставил Лаунов.
-Ты меня не спрашивай, но я уверен, что все разгадки в Ялте найдутся.
-А почему именно в Ялте?
-Это родина хозяина камня, - торжественно ответил Павел Валерьевич.
Лаунов посмотрел, улыбаясь, на друга. Это выглядело очень по-мальчишески.
-Второй камень из Эфиопии был вывезен группой медиков. Сами они из Калуги, но город свой покинули. К сожалению, я поздно о них узнал.
-И как же они вывезли камень?
-Очень просто. Я тебе рассказывал только что про бриллиант «Орлов». Вот и этот камень они зашили в живого человека. А потом уже здесь, в России, его прооперировали и камень свой забрали. Дело в том, что в те дни, когда они с камнем возились в Африке, им на операционный стол попал водитель из россиян. Его они и решили использовать в качестве контейнера. Я когда изучал все материалы этого дела, то понял, что иначе им камень не привезти на родину. Вычислить человека-контейнер было нетрудно. Он единственный россиянин, который был в больнице в то время. Я только не знаю, как им удалось эфиопов обмануть. К слову сказать, об эфиопах своя история, отдельная. Трусаватова мы нашли. Очень мелкий тип, трусливый. Впрочем, не всем же быть героями. Он даже потом после операции старался от всех скрывать, что с ним приключилось. Боялся, сам не знает чего. Вообще, не человек, а слизняк какой-то. Всех и всего боится.
-И где теперь эти хирурги?
-В Крым уехали, - ответил Семененко, - на поезде. В Симферополь. Что-то мне подсказывает, что и они где-то в Ялте прячутся.
-А им зачем теперь прятаться?
-От меня, - пошутил Павел Валерьевич.
-Книгу читали? - спросил Александр Борисович, меняя тему разговора.
-Да, - коротко и жестко отозвался Семененко, - эксперты изучали книгу. Ничего конкретно сказать не могут. Материал неизвестный, и, так сказать, принцип действия - непонятный. Но об этом пока рано говорить. Я не разрешил им опыты проводить, пока книга свою миссию не выполнит.
-И какая это миссия?
-Не знаю. А знал бы, не сказал. Хватит о книге говорить. Я собираюсь в Ялту ехать, - Павел Валерьевич резко сменил тему, - и думаю, что остальных туда повезу. В этой истории, мне кажется, что нами кто-то управляет. А мы все должны только подчиняться.
-Ты прямо фаталистом стал.
-Я думаю, эта история началась очень давно. Не будь у нас этого спутника, не понадобилось бы группу направлять в Эфиопию. А врачи спокойненько с камушком делали бы, что хотели.
-Они и сейчас «спокойненько» делают с ним что хотят, - передразнил Лаунов. Но Семененко уверенно продолжил:
-Это временно… Мы и их и камни найдем. Оба камня. Это не самое главное. Все самое важное случится потом.
-О чем ты говоришь? - спросил Александр Борисович.
-Неужели ты сомневаешься? Эти вещи уже движутся навстречу друг другу. Их всех вместе соберет книга. Вот увидишь. Она главная. Она и нас ведет, и камни.
-Куда она вас приведет еще… Неужели ты веришь во всю эту чертовщину? - грустно заметил Лаунов.
-Мы с тобой, - отвечал Семененко, - закоренелые атеисты, - сделал паузу. - Были… «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!»
-Как ты объяснишь, например, феномен книги? - пояснил Павел Валерьевич. - Может быть, что все эти события подчиняются какому-то неизвестному нам закону. И все это материалистично. Но нельзя не признать, что множество случайных событий в этой истории, если их рассмотреть вместе, составляют цепочку, которая последовательно ведет в определенном направлении. Если взять этих эфиопских хирургов самостоятельно, то это случайно, что они теперь вместе с камнем где-то в Крыму, а может быть, и в Ялте. И случайно, что нашим ребятам удалось найти и не отдать книгу американцам. Случайно нам помогла еврейская девочка, которая на самом деле оказалась русской. Но, заметь, теперь эти события собрались воедино вот здесь, сейчас, в этой комнате. Мы их обсуждаем как нечто взаимосвязанное. А Христенко, которые примчались в Уфу и разыскали камень. И они совершенно не стремились встретиться с нами. У меня нет сомнений, что все эти случайности не случайны. Только слепой этого не увидит, - закончил Семененко свою бурную речь.
-Ладно, - примирительно сказал Лаунов, - я не собираюсь с тобой спорить. Но камень, который нашли Христенко, он пропал. По-твоему, это тоже закономерно?
-О камне я даже и не переживаю. Пока книга в наших руках, камень сам нас найдет.
-Куда же он делся? - не отступал Александр Борисович.
-Подруга явно не случайно сопутствовала семье Христенко в этой истории. Конечно, сама она в Осиповке не появилась бы. Но подкупить кого-нибудь из местных вполне могла. Чтобы подстраховаться. Сам понимаешь, на алкаша какого-то надежды мало. Камень мог взять человек, которому в этой семье, в этом доме доверяют.
-Почему же ты его не нашел?
-А зачем? У меня не так много времени в запасе. Если такой человек был, то подруга уже давно с камешком в Ялте. Не зря же она покинула Россию  почти сразу после событий в Осиповке. Я в Ялте с ней поговорю…
-Тогда зачем она приходила к дому Волкова? - спросил Лаунов.
-Да знаю, знаю… Сам понял, что тут что-то не вяжется.
-Так, может быть, камешек еще у этого гипотетического помощника? Где-нибудь в селе? А дама удрала в Украину от страха.
-То, что подруга предательница и заказчица, сразу всплыть не могло. Она это понимает. И, если у неё все сорвалось, то она должна была бы позвонить подруге и поинтересоваться. Но этого не было.
-Конечно, не было. Куда бы она позвонила, если сын в больнице, а мама неизвестно где, - сказал Лаунов.
-Хорошо, - сдался Семененко, - я должен был в селе разобраться с этим вопросом до конца. Но я уверен, что развязка произойдет там, в Ялте. И камень всё-таки, возможно, уже там. Но есть кое-что интереснее.
-Ну, наконец, добрались… - сказал с иронией Лаунов. А Семененко продолжил:
-Еще в Ялте Христенко преследовал какой-то странный человек. Он звонил по телефону. Остановил парня, пытался запугать. Он откуда-то знал про послание монаха. И угрожал, стремясь отобрать пергамент. И думаю, эта история в Ялте не закончилась с отъездом  мамы и сына. Но и это я смогу узнать только в Ялте. Вот и выходит, что все пути ведут к Черному морю.
Друзья еще долго совещались в кабинете Лаунова. Оказалось, что Семененко успевал заниматься и другими своим проектами. И все было под контролем, все было успешно. Уже готов к запуску следующий спутник-невидимка, но с возможностями гораздо большими, чем первый. Американцы так и не узнали, что их спутник оказался в полном подчинении у противника. С помощью новой технологии Россия становилась доминирующей державой в космосе. Но это оставалось от всех в тайне.


Рецензии