105 - ские Фантомасы...

Живя в деревне, трудно удержаться от соблазна перемахнуть через забор и отведать вкус яблок в соседнем саду.  Мы знали, где и какие деревья растут, кто «охраняет» сад.

Для нас нарвать яблок было своего рода «сходить в разведку». Осторожно проникнуть  на чужую территорию, не разбудив хозяина.

Некоторым удавалось обвести вокруг носа даже собаку. Для всех существовало главное правило: веток не ломать, можно было взять столько яблок, сколько вместят карманы брюк. Может, поэтому, такой подход сглаживал скандалы, хотя и без пересудов в местном магазине тоже не обходилось.

Первые яблоки никогда не были спелыми, от них сводило скулы, но в таких ночных приключениях виделось что-то  особенное, или, как сегодня говорят, мы получали порцию адреналина…

Но однажды произошло событие, которое докатилось до районного центра.  О котором заговорил уже весь пос. Марьинский…

Сейчас трудно сказать, что послужило причиной…То ли появившийся на экранах фильм про «Фантомаса», то ли шутка за решение оставить одного из школьников-старшеклассников на осень.  Но шутка могла попасть под статью о хулиганстве!

Было раньше такое наказание для тех, кто не оказывал особого старания в учёбе…Одним словом, Виктора решено было оставить на осень, а это значило, что друзья будут беззаботно отдыхать все 90 дней лета, а тебе придётся ежедневно плестись в центр посёлка Марьинский, где стояла наша школа…Такое наказание никого не устраивало, но наши учителя того времени стремились, чтобы каждый получил образование.

Вот тут у кого-то и родилась идея подкинуть нашему директору шутку. Никто тогда предположить не мог, во что превратиться эта нездоровая выходка. Какой переполох она устроит…Что в эту историю будут втянута большая часть посёлка и районная милиция…

Когда в посёлке умолк дизель и улицы Марьинского утонули в чернильной темноте, Бочаевы заметили, что окна в их комнате как-то непривычно засветились. Будто с неба что-то упало или машина проехала.

«Какая машина? – переспросила Тамара Романовна. – Так бесшумно машины не ходят! Посмотри, Ваня, что там?»

Мужчина подошёл к окну и увидел, что под окном кто-то стоит, что свет исходит от включённого фонарика. В квартире было четыре окна, и под каждым кто-то стоял. В темноте виднелась  одежда со странными белыми рукавами, в которую были одеты неизвестные…(Это были вывернутые наизнанку пиджаки)…

Света не было, и от этого ночь за окном казалась ещё гуще. Семья Бочаевых жила в старом здании начальной школы, которая простояла не одно десятилетие.
Оно было настолько древним, что уже не держало тепло. Его утепляли и ремонтировали, завалинки строили под самые окна, но всё это мало помогало. Поэтому дом старались лишний раз не тревожить, рамы на окнах тоже не выставлялись.  К зиме завозили несколько машин дров…

Но самое тревожное было в том, что были перепуганы гости, которые находились в комнате через стену. Это была бывшая классная комната, в которой после новой школы решено было разместить мастерскую, где проходили уроки по труду.

Несколько верстаков с тисками, молотки, топоры, пилы и другие инструменты. В комнате установили кровати для гостей…

Рядом лес, тишина, здоровый воздух…Лето стояло дождливым в меру, в лесу высыпали грибы, наливались спелостью ягоды. Особой популярностью пользовалась малиной. Что может быть лучше для городского человека! Мы уже запланировали такие походы, даже Иван Васильевич, подростком потерявший правую руку, изъявил желание составить компанию…И вдруг эти «Фантомасы»!!! В посёлке далеко не все знали, что означает это слово…

Пугала неизвестность, что хотят они… «Это не наши, в белых жилетках!» - сказал кто-то сдавленным голосом. Вылезти через окно – нельзя. Двойные рамы. Двери были чем –то подпёрты снаружи.

Иван Васильевич присмотрелся и в белеющих пятнах узнал, что это дрова. Накануне им привезли несколько машин дров, которые теперь оказались под дверями…

Капкан…А за окном молчат, слепят глаза фонариками.

Два мужчины и две женщины стали думать, как выбраться на улицу и просить у соседей помощи.

Решено было выставлять одну из рам…По рукам пошло «холодное» оружие – топоры, молотки, киянки, долота…

"Тамара, ты на фронте была, может,  первой пойдёшь!» - предложили мужчины. Сунули в руки маленький топорик…Скорее для смелости…

Пока совещались, свет за окнами исчез. Вылезли на улицу и осмотрелись. Никого не было, только ярко-белым светились  метровые берёзовые стволы под дверью.

Одетый налегке, Иван Васильевич устремился через сад к соседнему дому. Он не помнил, как его несли ноги, как смог перемахнуть двухметровый забор.

 А через несколько минут мужики из двух домов уже были в полном сборе. С фонарями, вилами, кольями, Виктор Трофимов прихватил ружьё и спустил с цепи собаку.

По улице пошли гуськом, разговаривая в пол-голоса. Обошли вокруг дом, в кусты заглядывать никто не решился…Никого не было.

До утра уснуть не удалось, а чуть позже из района прибыл участковый, и стали выяснять, кто мог устроить ночной переполох. Вспоминали голоса, кому могли принадлежать слова «Фантомас» и «Фантомас разбушевался».  Прошлись по всем семьям.

Постепенно дошли до работы в школе, кто мог «затаить обиду».  Вышли на подростка, которого оставили на осень…От него ниточка потянулась на всех участников. А потом в местном клубе долго разбирались, что заставило пойти на такой шаг…

Взял слово Иван Васильевич и во всех деталях рассказал, как проходила та ночь…
Когда история подошла к моменту, как пленники в доме долго выясняли, кому каким предметом обороны вооружаться, и кому вылезать первым через окно, в зале клуба не выдержали.

По лицу Бочаева тоже пробежала улыбка…В эти минуты он, наверное, представил себя и гостя-мужчину, как они растерянно выглядели, как в доме долго не решались, кому первым вступать в «бой»…

Приезжая в пос. Марьинский, всматриваясь в порушенные дома, в одичавшие без человеческих рук сады, место, где стояла наша первая школа, я часто вспоминаю людей, которые здесь когда-то жили.

Иван Васильевич всю свою жизнь посвятил школе, для многих он был первым и примерным учителем. Мы никогда не видели его сердитым, он мог к каждому найти необходимое слово, которое потом долго помнилось…

Вокруг нашего посёлка было много красивых мест, которые мы открывали вместе с нашим учителем…Даже в трудные моменты его полное лицо оставалось добрым и спокойным…

P.S. Наш посёлок Марьинский, где проходила эта история, состоял как бы из трёх частей: Сам пос. Марьинский, Сахалин и 105-й лесоучасток...


Рецензии