Две премьеры на Пушкинской площади

        11 апреля 1964 года на экраны СССР вышел фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Премьера состоялась в кинотеатре «Россия» на Пушкинской площади (ныне «Пушкинский»), который, кстати, открылся именно в этот день показом именно этого фильма.
        И еще одно «кстати».   Московский кинотеатр «Россия» на месте снесенного Страстного монастыря был построен по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в архитектурном институте. А Пушкин, чье имя носят площадь и кинотеатр, вспоминал этот монастырь, описывая въезд Татьяны Лариной в Москву в «Евгении Онегине».  Так что перед нами – почти оперный сюжет.  Гирлянда названий и имен, вьющаяся вокруг одного и того же московского хронотопа. То же самое и в фильме. Серия анекдотов из жизни трех молодых людей: двух москвичей и командировочного из Сибири, — становится гирляндой забавных приключений, объединенных нехитрым и как бы необязательным сюжетом. Георгий Данелия в этом фильме склонился к жанру городской сказки.  Один персонаж (Евгений Стеблов) перед отправкой в армию собрался жениться, но никак не может сговориться с любимой. Другой, юный метростроевец (Никита Михалков) — всем готов помочь, но сам безнадежно влюблен. Третий (Алексей Локтев) привозит в Москву рукопись своей новой повести, и тоже влюбляется в лучшую девушку 1963 года. Ее сыграла Галина Польских. Все они молоды, поэтому молодость становится эмблемой фильма. Ребята склонны к розыгрышам, к участию в приключениях, к наивным выяснениям отношений, к детским обидам. Можно сопроводить приятеля в дом к писателю и выслушать отповедь полотера (Владимир Басов), требующего от пишущих правды жизни. Можно загипнотизировать прохожего (Ролан Быков) и оказаться в милиции. Можно уговорить случайно встреченную женщину (Ирина Скобцева) позвонить твоей маме и объяснить нечаянное отсутствие. Можно задержать преступника, укачав его на карусели. Можно попробовать уговорить любимую девушку уехать с тобой в Сибирь. В этом мире все легко и все должно обязательно закончиться благополучно.
        Москва занимала в фильме особое место. Оператор Вадим Юсов создал реальный и сказочный город, увиденный глазами влюбленного. Улицы и площади, дворы и парки узнаваемы, но в то же время — опоэтизированы, прекрасны. Музыка Андрея Петрова, то лирическая, то пародийно-шутливая, мелодичная и изящная, вносила в общий строй интонацию радостного ожидания счастья. Песенка «А я иду, шагаю по Москве» на слова Геннадия Шпаликова – сценариста кинокартины -- непритязательная, легко запоминающаяся, которую напевал герой Н. Михалкова, стала квинтэссенцией фильма.  Картина «Я шагаю по Москве» неоднократно награждалась жюри многочисленных отечественных и зарубежных кинофестивалей, вплоть до Каннского. И до сих пор любима нашим зрителем. Который прощает киношникам даже некоторые ляпы. Например, финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Алена уезжает на поезде в сторону центра. Коля идет по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик. Ведь до 1964 года «Университет» была конечной станцией и надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается. Монтаж всей сцены вообще не очень аккуратен: когда Коля направляется с песней на выход от платформы, где «посадки нет», перед ним не противоположная платформа, а лестницы на переход, хотя мгновением раньше там был проём, куда ушла Алёна.
        Но тогда, в 64-ом, это было не важно. Потому что важнее было другое. Каждый из нас был тем самым «я», который «шагал» по той самой Москве. И охотно верил в то, что «…я пройти еще смогу…»


Рецензии