Живой Дом Ханжонкова

        21 ноября 1913 года в Москве открылся один из первых кинотеатров – «Электротеатр». Сейчас это киноцентр «Москва» на Триумфальной площади. Сменив за столетие несколько названий, он не изменил самому главному – десятой музе, кинематографу.
        Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945) был организатором и руководителем первого русского кинопредприятия, которое еще в самом начале прошлого века выпускало игровые фильмы, а затем хроникальные и анимационные. Он выступал как сценарист и режиссер - постановщик фильмов. В созданном им киноателье снимались многие выдающиеся актеры немого кино, в том числе Вера Холодная и Иван Мозжухин. Свое первое кинематографическое предприятие Ханжонков организовал еще в 1906 году. Тогда это было, по сути, просто представительство в России нескольких иностранных фирм. Зато в 1907 году он начал производство собственных кинолент - в то время это было новым для России делом. Ханжонков снимал мелодрамы, исторические ленты, научные, документальные и даже мультфильмы. При этом половину жизни Александр Алексеевич провел в инвалидной коляске - сказывалась травма, полученная еще в молодости. Планы Ханжонкова были наполеоновскими. Он уверял, что в новом синемадворце будут даваться «смешанные представления, то есть пьесы драматического жанра, тесно связанные с кинематографом. Артисты будут разыгрывать целые сцены вперемежку с демонстрацией картин, дополняющих на экране действие пьесы. Для этого потребуются особые сценарии, которые будут заказываться русским драматургам». Идеи синтеза этих искусств витали в воздухе. В те времена довольно много спорили о том, вытеснит кинематограф традиционный театр или не сможет. 
        И вот 1 августа 1913 года в Москве на Триумфальной площади было торжественно заложено здание нового кинотеатра. А уже 21 ноября, спустя без малого четыре месяца, он был открыт для публики. Церемония открытия началась с освящения, а «после торжественного освящения, совершенного архиерейским служением, присутствующим было предложено шампанское и роскошно сервированный завтрак. После завтрака перед гостями были продемонстрированы отдельные акты из кинопьес, выпущенных акционерным О-вом А.А. Ханжонкова, в хронологической последовательности с 1908 г. и целая вещь «Страшная месть» - прекрасно инсценированная по Гоголю». Самое же интересное произошло в конце показа ретроспекции. Зрители вдруг обнаружили на экране себя. Естественно, все переполошились, стали вскакивать со своих мест, кричать, махать руками. А дело было в том, что съезд гостей тайком засняли, быстренько проявили пленку и продемонстрировали приглашенным. По тем временам этот аттракцион был сенсацией необычайной. С конца 30-х годов, сменив три имени («Пегас», «Горн», «Межрабпом»), Дом Ханжонкова получил название «Москва».  Здесь впервые были показаны публике первые шедевры российского дореволюционного кино, впервые увидела свет объемная мультипликация В. Старевича. Именно «Пегас» после октября 1917 года стал первым кинотеатром рабочих профсоюзов – «Горн», а затем первым фирменным советским кинотеатром студии «Межрабпом-фильм». Именно здесь в начале 50-х годов впервые был применен «принцип мультиплекса», когда в течение дня демонстрировалось по 5-6 разных фильмов.
        А теперь мы живём в век «мульти» всего. Поэтому кино смотрим там, где покупаем еду и вещи, катаемся на коньках, посещаем рестораны и всё такое. Дом Ханжонкова – уютное прошлое. Которое всё ещё живо в нашем безумном «мульти»-настоящем.


Рецензии