За новостями на Никитский

        3 марта 1920 года в Москве на Никитском бульваре открылся Дом печати. Сейчас это знаменитый Центральный Дом журналиста – «Домжур», как его ласково называют труженики СМИ и те, кто ежедневно читают газеты, журналы, слушают радио и следят за новостями по телевидению.
        В начале 1920 года одна из московских газет сообщала: «Дом печати размещается в особняке № 8 по Никитскому бульвару, имеет четырнадцать комнат, предназначенных для читальни, библиотеки, собраний кружков и занятий, столовую, буфетную, зрительный зал со сценой на 350 человек и т.д. В ближайшие дни Дом печати откроет свои двери для московских тружеников пера». А еще через несколько недель, 3 марта 1920 года, «Известия» публикуют информацию: «Сегодня в 7 часов вечера, открывается Дом печати. Вступительное слово о задачах Дома сделает товарищ П.М. Керженцев (руководитель российского телеграфного агентства - РОСТА)». У колыбели Дома печати стояли А.В. Луначарский (именно его распоряжением особняк был отдан журналистам) и Владимир Маяковский, с первого дня и до конца жизни остававшийся членом Правления Дома.
        Прежде здесь располагалась огромная усадьба князей Голицыных, от которой после пожара 1812 года остался лишь флигель. Флигель был парадным, красивым и аристократичным. Его приобрел полковник в отставке Киселев. Человеком в Москве он был известным, славился большой любовью к литературе, к музыке, светскому обществу. И среди его друзей числился Александр Сергеевич Пушкин. По свидетельству Петра Андреевича Вяземского, в этом доме поэт прочитал «Полтаву». А на бальных вечерах, которые проходили в доме полковника Киселева, Александр Сергеевич встречался с Натальей Гончаровой. Известно, что Пушкин был очень близок к журналистике, он редактировал журналы, и среди его друзей были журналисты. Так что можно считать, журналистская история этого здания начиналась в двадцатые годы XIX, а не XX века. В 1872 году дом на Никитской попрощался со своим дворянским прошлым. Его приобрел один из крупнейших представителей входящего в силу российского купечества Александр Никифорович Прибылов, с именем которого связана слава Москвы, как «Ситцевого града».
        Но вернёмся в век двадцатый. В 1920 году Валерий Брюсов читал здесь свою пьесу «Диктатор», в обсуждении которой приняли участие видные московские драматурги и режиссеры. Весной 1921 года в большом зале Дома печати проходила жаркая дискуссия об истоках и судьбах имажинизма, на которой был представлен весь цвет этого литературного течения: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич.7 мая 1921 года, за три месяца до смерти, уже, будучи больным, Александр Блок в последний раз выходил к своим слушателям. Отметим и такое памятное событие в жизни Дома: 19 февраля 1922 года в его стенах проходил первый и, кажется, единственный в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи, и сами же продавали свои книги. Весь доход пошел в помощь голодающим Поволжья. Для Сергея Есенина, как и для многих других поэтов, Дом печати был родным. Тут впервые прозвучали многие стихи из цикла «Персидские мотивы» и здесь же состоялось его последнее публичное выступление в Москве 25 сентября 1925 года. Славу Дому печати создавали масштаб и уровень творческой жизни, протекавшей в его стенах. Трудно назвать такого известного актера, музыканта, ученого 1920-30 г.г., который обошел бы своим вниманием подмостки Дома печати.
        Новое название «Центральный Дом журналиста» - особняк на Никитской получил в 1938 году. Его быстро сократили и стали называть по-домашнему ласково – «Домжур». Кстати, это единственное «профессиональное» здание в столице, куда можно попасть безо всяких пропусков и приглашений.  Заглянуть прямо с улицы, за новостями или просто из любопытства: так сказать, по-домашнему, по-московски.


Рецензии