Искусство создания музеев

        13 июня 1912 года в Москве на Волхонке открылся Музей изящных искусств. Спустя столетие он стал культурным центром, носящим всемирно известное имя - ГМИИ имени А.С. Пушкина.
        В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия Конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете. О необходимости строительства в Москве общедоступного музея неоднократно с 1893 года писал профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913). Он  разработал условия Конкурса, который привлек 19 архитекторов из разных городов России.  Были рассмотрены 15 проектов и 7 из них удостоены наград. Правлением университета в качестве строителя был избран московский архитектор Роман Клейн. Им и был выработан окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея. В сооружении здания участвовал инженер Иван Рерберг (наблюдение за строительством и отчетность). Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду.  Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. И.В. Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркивал, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. Именно поэтому главный фасад Музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421—406 гг. до н.э.).
Для организации Музея при Московском университете в 1898 году начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905). Благодаря его ходатайству из государственной казны было выделено 200 тыс. рублей на постройку Музея.  Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, крупный промышленник и придворный.  В 1897 году Ю.С. Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта.  В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). Церемония торжественной закладки здания Музея на Колымажном дворе на Волхонке состоялась 29 августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета и почетных гостей. Через 14 лет, 13 июня 1912 год. Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Новый музей сразу приобрел популярность. Посещаемость его доходила в будни до 700—800 человек, а в воскресенья и праздники до 2 500 человек. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.
        С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1932 году он был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


Рецензии