Троллейбусная столица мира

        5 ноября 1933 года совершил испытательный рейс  по Москве первый советский троллейбус. Через 10 дней началось регулярное движение троллейбусов по городу. В настоящее время московская троллейбусная сеть считается крупнейшей в мире и одновременно является шестой по времени своего основания.
        Маршруты троллейбус может иметь самые разнообразные, но главное - это наличие электричества там, где он ходит. В России инженер В. И. Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум еще в 1904—1905 годах. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлен. В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 году, но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В декабре 1932 года отечественным заводам было поручено проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов. Летом 1933 года на Ярославском автозаводе по проекту, разработанному в НИИ автотракторной промышленности, начался выпуск шасси (на базе автобуса Я-6). В октябре их отправили на автозавод им. Сталина (ЗИС, ныне АМО-ЗИЛ), где на них установили изготовленные здесь кузова. К 1 ноября 1933 года два только что выпущенных троллейбуса, которые получили индекс «ЛК» (Лазарь Каганович), отбуксировали с ЗИСа на завод «Динамо», где на них установили электрооборудование. На территории этого завода провели первые технические испытания машин.
        Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 метров, шириной 2,3 метра и весом 8,5 тонн. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху имелась кремово-желтая полоса, внизу - ярко-желтая обводка). На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью «От рабочих, ИТР и служащих Гос. автозавода им. Сталина, завода «Динамо», Ярославского автозавода, НАТИ». В октябре 1933 года вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали троллейбусную линию (с двухпутным участком от заставы до стадиона «Динамо» и далее однопутным) длиной 7,5 км. В селе Всехсвятское (ныне район станции метро «Сокол») был построен небольшой гараж с мастерскими на 4 места, который административно подчинялся Щепетильниковскому депо. 4 ноября 1933 года обе машины были отбуксированы в гараж, а 5 ноября машина номер 2 испытывалась на трассе, и в ней проехали Н.Хрущев, Н.Булганин и приемочная комиссия. На следующий день определили время работы троллейбуса: с 7 часов утра до 12 ночи. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут. Потом в течение недели с 7 по 15 ноября водители проходили практику вождения на единственной машине.
        Регулярное движение именно этого одного троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 года.  Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия. Позже московский троллейбус стал героем стихов, песен, кинофильмов и даже мемориальным экспонатом в Государственном центральном музее современной истории России (бывшем Центральном музее Революции) на Тверской.   Можно констатировать, что транспортное средство стало столичным культурным брендом. «Аннушка» – это известный каждому москвичу трамвай «А» на Бульварном кольце. «Бэшка» – это троллейбус маршрута «Б», который катит и катит по Садовому кольцу сквозь времена и годы. Что там дальше на букву «В» - посмотрим. История Москвы продолжается


Рецензии