Неделя в Томске. У художника Михаила Щеглова

В первый вечер мы с Шишковым направились к живущему рядом сибирскому художнику Михаилу Михайловичу Щеглову. Имя его уже достаточно популярно не только в Сибири, но и в России, но жители алтайских дебрей едва ли знают о нем все, что следует знать.

Это еще совсем молодой человек лет 29-30. Кисть его чрезвычайно разнообразна и совершенно оригинальна, с каким-то резким, но выразительным штрихом. Будучи по преимуществу жанристом, он в то же время сделал большие успехи в области прикладного искусства и весьма славится как талантливый карикатурист. Его шаржи, пародии и карикатуры ярко и выпукло отражают все уродливые стороны нашей жизни, и, пожираемое конфузом, сгибается все, на что направлено его лезвие...

Мы целый вечер находились под чарами его оригинальной музы и чувствовали себя всецело поглощенными тем разнообразием и обилием образов, над которыми неустанно и с необычайной энергией работает художник.

Теперь Михаил Михайлович доканчивает значительный по ответственности заказ московского издательства Сытина1: иллюстрирование романа Льва Толстого "Анна Каренина". Это издание будет самым парадным из тех изданий Толстого, какие до сих пор выходили в свет. На него Сытин затрачивает несколько сот тысяч рублей, и это одно говорит за то, насколько надежен и даровит художник, которому такой заказ поручается. Щеглов сделал уже около 80 иллюстраций, создав по описанию Л.Н. Толстого отдельные, полные настроений и мысли картины. Осталось исполнить еще около 20, и художник надеется окончить работу к Рождеству.

Видя, с одной стороны, крупную работу художника, а с другой -- массу мелочной -- по прикладному искусству, снисходящему до изобретения стальных стульев и туалетных безделушек, я высказал огорчение, что художник расточает драгоценное время и свой талант на пустяки. За это художник ухватился, и мы горячо поспорили на эту тему.

Он доказывал, что искусство всякое и хорошо и идейно -- разему отдаешься искренно и любишь его. Я позволил себе не согласиться с ним и остался при мнении, что быть виртуозом в создании безделушек, хотя бы самых блестящих по стильности, и творцом живых, зовущих к высшей духовной красоте образов, -- не одно и то же.Несмотря на то, что меня поддержал В.Я. Шишков, сказавший, что прикладное искусство ласкает только глаз, а чистое искусство возвышает душу, -- Щеглов остался при своем мнении, и в его словах сказывалась его горячая любовь к искусству как целому, без подразделений и исключений. Я почувствовал в этом сектантскую, способную преодолеть всякие препятствия влюбленность его в свое славное дело и не стал спорить.

В мотивах художника преобладает колорит севера Сибири: тунгусы, остяки2и прочие, и потому северянин Шишков с особенным благоговением остановился на этих мотивах, на идольчиках, бубнах, божках, оленях, нартах и орнаменте, благо, что у художника в этой области неисчерпаемый источник материалов.

Следует, в заключение, остановиться на том, что теперь художник увлекся созиданием особой, оригинальной сказки для детей. Пробным камнем в этой области была счастливая случайность, выдвинувшая в художнике новую и сильную сторону его таланта. Мотивом же к этой случайности были, конечно, простые, старые сибирские сказки.

Один из друзей художника, москвич Шкляр, написал красивую лесную сказку, которую Щеглов иллюстрировал, а книгоиздатель Тихомиров роскошно издал ее. Книжка имела успех, и это дало художнику идею применить свое дарование к сказке. Теперь им предпринимается иллюстрация ряда сказок, которые бы популяризировали среди детей нашу Сибирь с ее разнообразными народами. Для этого художник желает иметь от разных авторов, знатоков того или иного быта, переработанные, применительно к детской впечатлительности, существующие народные сказки и их иллюстрировать... Называться будут эти сказки "Из края в край".

Я, со своей стороны, в восторге от этой идеи и, прощаясь с художником, усиленно просил его не мешкать с работой над нею.

1Издательство, владельцем которого был Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), к 1914 г. выпускало четверть книжной продукции России.
2Остяки - прежнее название хантов - народности, живущей по нижнему течению реки Оби.


Рецензии