Текстовая идея альбомов Pink Floyd 1973-1983 год

По текстовой теме все альбомы группы можно разделить на 3 периода: 1) с 1967 по 1973 год, когда тексты писали Уотерс, Барретт, Гилмор и Райт. Текстовая идея была с мистическим уклоном, много было композиций космического характера в музыкальном и текстовом плане: 2) с 1973 по 1983 год, когда написанием стихов занимался только Уотерс, они были более «приземлёнными», социальными, в них поднимались важные вопросы как общества, так и личных участников группы: 3) с 1987 по 1994 год, период после ухода Роджера из группы, когда не было определённой текстовой связи альбома, стихи песен были разрозненны.
В этой статье пойдёт речь о втором периоде текстовой мысли, поднимающей актуальные социальные и личне проблемы, каждый альбом был совершенно разным не только музыкально, но и стихотворно.

                «The Dark Side of the Moon» 1973 год

Альбом прославивший группу на весь Мир, со свежими музыкальными идеями и находками (Гилмор и Райт) и с мудрой, актуальной философской концепцией (Уотерс). Главная тема альбома - события,  происходящие в жизни человека, воздействующие на его психику и постепенно сводящие его с ума, такие как деньги, спешка, время, и от которых можно скрыться на обратной стороне Луны, где можно жить мирно и счастливо…Но прагматичные слова « У Луны нет обратной стороны, она в действительности вся тёмная» оставляют вопрос вероятности пребывания на этой тёмной стороне открытым. Тексты песен для многих людей (особенно англоязычных) актуальны до сих пор, и альбом активно раскупают, невзирая на то что альбому уже 41 год, но у шедевров нет старости….

                «Wish You Were Here» 1975 год

Альбом по тематике отличающийся от предыдущего альбома, если на пластинке 1973 года поднимаются социально - философские вопросы, то на этом произведении затрагивается лично – ностальгическая тема. Альбом посвящение Сиду Барретту, бывшему участнику группы. Во время записи альбома 5 июня 1975 года, Сид пришёл в студию, стриженный наголо, со сбритыми бровями и сильно потолстевший. Его внешность настолько изменилась, что его бывшие коллеги не узнали его. Как раз в этот день у Гилмора была свадьба. Как вспоминал Ник Мэйсон: «Он сел, поговорил вместе с нами, но было понятно что мысли его не здесь». После этого он предложил свою помощь участникам группы, позже побывав на свадьбе Дэвида, он не попрощавшись ушёл, что бы больше не вернуться…. С того момента участники группы больше не видели Сида вплоть до его похорон в 2006 году. Уотерс считал себя виновным в его изгнании из группы в 1968 году, и поэтому предложил концепцию альбома. Главная тема альбома «Shine On You Crazy Diamond» - была дань уважения Барретту. Символично что её спел Уотерс, да и кто кроме неё мог бы её так спеть….Они были приятелями с детства, задолго до возникновения группы. Название альбома «Жаль что тебя здесь нет» - это тоже о Сиде…. 

                «Animals» 1977 год

Это идейно - текстовая работа  Уотерса не только как автора всех стихов, но большей части музыки. В этом альбоме наметилось использование Роджером акустики и бытовых звуков в качестве музыкальных элементов, характерное для его сольной карьеры. Главная идея альбома это  градация общества. Этот альбом немного напоминает по смыслу произведение 1973 года, в отличие от 1975, альбомы 1973 и 1977 годов с более широкой (общественной) концепцией, 1975 более личной как и 1979, но о нём позже. Пластинки 1973 и 1977 схожи общественной ориентацией, но различие в том по моему мнению, что 1973 – более глобальный, в нём охватывается весь период жизни человека и вопросы жизни после смерти тоже упоминаются вскользь. Скажем текстовая идея 1973  - это симбиоз космической концепции и социальной, но с большим преобладанием социальной, поэтому и причисляю его к альбомам из разряда социальных. 1977 – чётко направленное социальное произведение. Линию альбома можно связать с книгой «Скотный Двор» Джорджа Оруэлла, собаки – бизнесмены -карьеристы, свиньи – политики, овцы – обычные люди. Собаки и свиньи управляют стадом овец, которые бездумно следуют за своими лидерами…. Вклад в работу Роджера на мой взгляд даже больше чем на альбоме 1975 года, и музыкально они разные.

                «The Wall» 1979 год.

Личное произведение, как и пластинка 1975 года, только различие в том что, если тот альбом Уотерс посвятил Барретту, то здесь он его предназначил для самого себя. Работа со значительным музыкальным вкладом Уотерса, с помощью Гилмора и фактически без композиторства Райта. Клавишные в альбоме звучат намного меньше чем на предыдущих работах, вследствие конфликта Уотерса с Райтом. По сути этот альбом что то близкое к сольному творчеству бас-гитариста. Во время написания альбома, Уотерс укрепил своё положение в роли лидера порождая в ней постоянные конфликты. Вклад Гилмора в альбом невелик, Райта просто мал. К слову Гилмор в 1978 году выпустил сольный альбом, Райт в 1979 году, а Уотерс не выпускал в эти годы, поэтому его вклад в альбом велик, как музыкально так и текстово. По сути произведение – автобиографическая книга Роджера. Главная линия альбома  - действительное отчуждение Роджера от других участников группы, по причине психологического стресса, вызванное смертью отца на Войне, мрачными школьными годами, изменой жены. Эти печальные события в жизни лидера группы и есть кирпичи в стене, которую строит автор (Уотерс) заслоняясь ей от всего Мира. Да и музыкально чувствуется на мой взгляд определённая злость, раздирающая душу печаль, тоска, ностальгия, своего рода голос Души…..
После выхода альбома в конце 1979 года, Райт сыграл с Пинк Флойд на концертах 1980 года, и по причине постоянных конфликтов с лидером ушёл из группы в 1981 году, и в записи альбома 1983 года участие не принимал.
В 1982 году Уотерс выступил сценаристом одноимённого фильма, саундтрек которого составили песни из альбома. На мой взгляд фильм на любителя и настроение от него не повышается.

                «The Final Cut» 1983 год

Альбом, на мой взгляд является сольной работой Уотерса, суть альбома суровые годы войны, мечты о послевоенной жизни. Альбом посвящён отцу Уотерса Эрику Флетчеру погибшему во Второй Мировой Войне. Музыкально альбом похож на первый сольный альбом Роджера 1984 года, только произведение 1984 года в плане стихотворной линии более социальное, а не личное. Альбомы 1975, 77 и 83 года можно объединить личной для Роджера концепцией. Альбомы 1973 и 1977 годов более социальные.
После выхода этого альбома Уотерс ушёл из группы, заявив что она больше не может существовать, но Дэвид Гилмор разрушил эти планы, приступив к записи нового альбома вместе с Мэйсоном и Райтом вышедшего в 1987 году. В 1986 году Уотерс инициировал процесс, запрещающий пользоваться названием Пинк Флойд, но проиграл его….

К слову альбомы 1987 и 1994 годов лишены какой либо объединяющей текстовой концепции, но качественны в музыкальном плане.
Полное примирение между музыкантами произошло лишь в 2005 году…

                Владимир Курбалиев


Рецензии