Девятый вал

«Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ.
ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО?

ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ;
ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ
И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?»


«СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ!
СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ.

ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ:
ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!»

«ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК.
НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И

НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:
ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. »

«ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:
ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ!»

                Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра».




В 1990 году одесской киностудией по роману Джека Лондона «Морской волк» был снят четырехсерийный фильм. Так получилось, что экранизацию я увидел раньше, чем прочел книгу (причем фильм одесситы сделали лучший из всех, что выходили когда-либо на экраны. Волк Ларсен, сыгранный литовским актером Любомирасом Лауцявичюсом, получился истинным ницшеанцем в отличие от тех, кто пытался воссоздать его образ). И поэтому, когда недавно книга попалась мне на глаза, я, не задумываясь, купил её, потому что кино в своё время на меня произвело огромное впечатление. И вот, по воле судьбы, читая книгу, я всех персонажей представлял в образах киногероев.

Роман Джека Лондона «Морской волк» смело дает понять, что люди делятся на две категории: люди, которые борются за своё существование и провозглашают жестокость как высшую добродетель, и люди-идеалисты, которые верят в своё счастливое будущее и бессмертие... Бесспорно «Морской волк» - одно из лучших произведений американской литературы. В нём содержание соединяется с романтикой моря: нарисованы замечательные картины жестоких штормов, туманов, показана схватка человека с суровой морской стихией. Как и в северных рассказах, Лондон выступает здесь писателем «активного действия». Море, как и северная природа, помогает писателю раскрыть человеческую психику, выявить прочность того материала, из которого сделан человек, его силу и неустрашимость. Море, как неукротимая, могучая сила, непредсказуемо и таит в себе опасность. Так же непредсказуем и свиреп капитан корабля «Призрак». Лондон, создавая героев романа, во-первых, проявил себя как тонкий психолог, уделив внимание каждому и детально прорисовав их внешние и психологические портреты. Во-вторых, автор ни разу долго не задерживает своё внимание на каком-либо одном из персонажей. Он постоянно переходит от описания одного героя к другому, наполняя роман разнообразием человеческих характеров, тем самым придавая ему динамичность повествования. Если же говорить о капитане рыболовецкой шхуны Волке Ларсене, то он, несомненно, является центральным героем романа, и все «прожекторы и светильники» направлены на него.
Образ капитана важен не сам по себе: важны не его богатые, обширные и многогранные знания и опыт, а то, как он их применяет и стремится донести до окружающих. По словам Ларсена жизнь «похожа на закваску, которая бродит минуты, часы, годы или столетия, но рано или поздно перестает бродить. Большие пожирают малых, чтобы поддержать свое брожение. Сильные пожирают слабых, чтобы сохранить свою силу». Важно обратиться к тому, как сам капитан трактовал причину своей жестокости и в чём видел её истоки. «Хэмп, знаете ли вы притчу о сеятеле, который вышел на ниву? «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, его обожгло, и, не имея корня, оно засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его»… Я был одним из этих семян». Тем самым капитан шхуны старался описать себя и свою жизнь, чтобы передать ту душевную боль одиночества и постоянных лишений, которую он испытывал в детстве и с которой живёт до сих пор. Он не мог позволить кому-то даже подумать, что у него есть слабое место, что он уязвим и раним. Но и терпеть это невыносимое страдание он больше не мог, поэтому раскрылся единственному образованному человеку, с которым он мог общаться на любые темы и вести философские беседы за долгие годы плаваний на этом корабле. «Знаете ли вы, Хэмп, - медленно и серьёзно начал он с едва уловимой грустью в голосе, - что я первый раз в жизни слышу слово "этика" из чьих-то уст? Вы и я - единственные люди на этом корабле, знающие смысл этого слова». Из этого напрашивается следующий вывод, что капитан законченный индивидуалист и очень одинок. Уязвимое место Ларсена - бесконечное одиночество. Именно из-за своего интеллектуального преимущества и непревзойдённой силы Ларсен одинок: за всю свою жизнь он не нашёл равного себе и не нашёл рационального применения своим навыкам. С самого детства он привык достигать поставленной цели самостоятельно, и всё, что он имеет в жизни, в том числе и звание капитана, Ларсен добился без чьей-либо помощи, «но такая борьба, такая победа, добытая напряжением всех жизненных сил, развила в нём жестокость и презрение к тем, кому не под силу тягаться с ним, кто остался на более низкой иерархической ступеньке в обществе».
Как уже было замечено, только в Хэмфри капитан увидел достойного собеседника, но даже на фоне такого начитанного человека, Ларсен был несокрушим в силу своих неоспоримых доводов. Аргументы Ларсена настолько неопровержимы, что ни сам Хэмфри, ни Мод Брустер не могут оспорить их. Они каждый раз лишь пытались отстоять «право на существование» своих собственный убеждений: «Напрасно я отрицал и протестовал. Он подавил меня своими аргументами». Итак, неоднократно демонстрируя своё превосходство, Ларсен, очевидно, таким образом старался спрятать глубоко в себе душевную тоску и сохранить в тайне ото всех свой недуг - мучавшие его головные боли. Но он и не мог поступить иначе: Ларсен ни на секунду не мог позволить себе расслабиться. Во-первых, он капитан, а капитан - самый сильный человек на корабле, опора и пример для всей команды. Во-вторых, матросы того только и ждали, чтобы убить ненавистного им тирана. В-третьих, Ларсену не позволяли этого его репутация несокрушимого гиганта и гордость. «Это была одинокая душа» - рассуждал про себя Хэмфри. Крайний индивидуализм, ницшеанская философия воздвигают барьер между ним и другими людьми. Он пробуждает в них чувство страха и ненависти. Огромные возможности, неукротимая сила, заложенные в нем, не находят правильного применения. Ларсен несчастлив как человек. Он редко испытывает удовлетворение. Его философия заставляет глядеть на мир глазами волка. Все чаще одолевает его черная тоска. Лондон раскрывает не только внутреннюю несостоятельность Ларсена, но и показывает разрушительный характер всей его деятельности. Внимательное чтение книги позволяет за увлекательной внешней оболочкой обнаружить идею, мысль о том, что при существующем порядке вещей индивидуалист неминуемо кончает самоуничтожением. Да, увы, но это так. А теперь давайте попробуем разобраться кто же такой индивидуалист?
В моем понимании индивидуализм - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах.
Совершенно очевидно, что индивидуалист - это человек, который, живя в обществе, имеет приоритет личных целей.
Конечно, легко догадаться, что индивидуализм будет выбран скорее самодостаточными, развитыми, «элитарными» людьми, т.к. серость и посредственность всегда будет стремиться к стаду. Главная цель индивидуализма является обособление от окружающей толпы. Кто не любит одиночество - не любит также и свободу, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один.
Что касается взгляда Ларсена на жизнь, то он был сформирован «в изолированном», «узком» и «ограниченном» пространстве. Его мировоззрение формировалось только в его голове. Да, он читал книги: Шекспира, Теннисона, Эдгара По и Де-Куинси, труды Тиндаля, Проктора и Дарвина, а также книги по астрономии и физике. Именно своей ясной и железной логикой, неординарным складом ума и ходом мыслей Волк Ларсен завоёвывает симпатию и даже уважение читателя.
Безусловно, нельзя недооценить то, что, благодаря своей философии, Волк Ларсен сделал для Хэмфри. Он показал «книжному червю», «неженке Хемфри» совсем другую сторону жизни, где каждый сам за себя, даже если на первый взгляд может показаться, что ты - часть команды, часть целого.
Нельзя сказать, что Волк Ларсен изменил Хэмфри. Нет. Взрослого человека, с его сформировавшимся мировоззрением изменить очень сложно и доказательство тому - сам Ларсен. Человека можно либо сломать, либо «укрепить», как и вышло с Хэмфри Ван-Вейденом. Волк Ларсен открыл второе «я» Хэмфри: сильное, мужественное, самостоятельное, ответственное «я». Хэмфри постепенно начинает понимать ход мысли Волка Ларсена и начинает говорить «на его языке» - когда ни одно утверждение нельзя опровергнуть. Хэмфри не боится вызвать Ларсена на интеллектуальную дуэль: «Вглядитесь-ка, - сказал я, - и вы заметите легкую дрожь. Это значит, что я боюсь, плоть моя боится. Я боюсь разумом, потому что не хочу умирать. Но дух мой одолевает дрожащую плоть и напуганное сознание. Это больше, чем храбрость. Это мужество. Ваша же плоть ничего не боится, и вы ничего не боитесь. Значит, вам и нетрудно встречаться с опасностью лицом к лицу. Вам это даже доставляет удовольствие, вы упиваетесь опасностью». «Вы можете быть бесстрашны, мистер Ларсен, но согласитесь, что из нас двоих по-настоящему храбр - я. - Вы правы, - сразу признал он. - В таком свете мне это еще не представлялось. Но тогда верно и обратное. Если вы храбрее меня, значит, я трусливее вас? Мы оба рассмеялись над этим странным выводом».
Главный конфликт, в котором противостоят грубый Ларсен и джентельмен Хэмфри, как бы иллюстрирует тезис о природе и цивилизации: природа мужественна, цивилизация женственна. Потому что для Ницше цивилизация имеет женское лицо, а природа мужское.
Неслучайно на страницах романа встречаются слова о том, что Волку одна только мысль о предстоящих схватках со штормом, с целой стихией доставляла огромное удовольствие. «Казалось, ему лишь тогда дышалось легко, когда он, рискуя жизнью, вёл борьбу с грозным противником». Бросая вызов самой природе, Ларсен неосознанно доказывал своё превосходство над другими людьми, которые, повинуясь чувству страха и инстинкту самосохраниения с трепетом ждали неравной схватки. «Жизнь получает особую остроту, - объяснял он мне, - когда висит на волоске. Человек по природе игрок, а жизнь - самая крупная его ставка. Чем больше риск, тем острее ощущение».
Волк Ларсен неоднозначен и сложен, как и само произведение. Для  понимания философии главного героя потребуется вдумчивое чтение и внимание к деталям. Именно глубина передачи каждого образа и их разнообразие делают роман поистине гениальным и уникальным произведением.


P.S.«Жизнь - источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.» (Ницше) 
               


Рецензии