Выстрел

                " Выстрел"

 Одним тёплым летним вечером  на даче Арчибальда Моисеевича Иванова собрались друзья и знакомые. Хозяин, заместитель главы районной администрации крупного областного центра, угощал гостей.
Здесь были видные чиновники районного и областного масштаба, директора средних и малых фирм, постоянно нуждающиеся в утверждениях, разрешениях, увязках и согласованиях. С мужчинами были законные и незаконные жёны, накрашенные, нарядно одетые и в драгоценностях. Словом, собрался так называемый «средний класс», на который сегодня у нас вся надежда..
  На столе были стерляжья уха, устрицы, сёмга гриль,  сливочное масло из Норвегии, красная и чёрная икра… Короче, был обычный рыбный день. Всё это запивалось массандровским белым сухим вином, а для любителей покрепче – дорогими сортами водки и коньяком «Хеннеси».
  Причина собрания была уважительной: хозяин «обмывал» недавно приобретённый новый джип «Лексус», в оплате которого собравшиеся, видимо, принимали какое-то посильное участие...  Разговоры крутились вокруг бизнеса, изредка о международном положении и о том, кто и как провёл, или собирается провести отпуск за границей. Так как все они многократно объездили Европу, Малую и Юго-восточную Азию и Америку, разговор был достаточно малоинтересен и скучен.
  Жена хозяина ( третья по счёту ), молодая крашеная блондинка с простой, но модной причёской, капризно надув коралловые губки, сказала: « Арчибальд! Хватит о серьёзном, пусть расскажут что – нибудь интересное, свежие еврейские анекдоты что ли…»
   Вспоминали анекдоты, но все они были с длинной «бородой»,настолько седой и длинной, что смеяться можно было разве что из вежливости, когда директор строительной фирмы «Радуга» Ремняков сказал: « Господа! А вот у меня недавно был один забавный случай . Вы конечно все культурные люди, в совершенстве владеющие современным русским языком, и русским  матом, но, оказывается, ещё сохранились люди, которые его не знают. Вам наверное знаком Алексей Алексеевич Дрёмов, бывший генеральный директор объединения Стойпластполимер и его супруга Олимпиада Матвеевна. Люди они интеллигентные, заслуженные, пенсионного возраста. Но отсталые, воспитанные в советские времена  в интеллигентной среде, когда вопросы языкознания решал сам Сталин, а нецензурные выражения порядочным женщинам были не знакомы. Однажды по случаю не помню какого-то праздника мы с супругой пригласили их к себе в гости. 
Кроме них у меня в гостях был начальник отдела департамента Бирков с женой Верой, и пили мы водку «Белуга», закусывая блинчиками с икрой.
  Бирков – хороший мужик, но есть у него маленький недостаток: как выпьет, обязательно начинает куролесить: спорить, всех учить, поднимая палец кверху, ругаться, или даже может затеять драку.Как-то в одном из застолий он обратил внимание на человека, который ему почему-то не нравился и громогласно заявил: "Почему у нас за столом находятся люди второго сорта?!"указав пальцем на объект неприязни. Дело чуть ли не закончилось мордобитием...
 Так вот, после восьмой рюмки он назвал Алексея Алексеевича старым чудаком ( с заменой первой буквы «ч» на букву «м»), который ни х.. не понимает во внешней политике российского Президента и Правительства. «Ну всё,- сказала Вера, - нам пора домой,» - и потащила буяна из-за стола.
  Алексей Алексеевич тоже встал и, не подав руки уходящему, пошёл ополоснуть своё покрасневшее лицо в ванную, чтобы успокоиться.
  «Семен Петрович,- обратилась ко мне Олимпиада Матвеевна, когда ушли гости,- что такое «му.ак» , слово, которым назвал Михаил Ильич моего мужа?».
Я растерялся. Во-первых, было необычно услышать такое спокойно произнесённое слово из уст пожилой интеллигентной женщины. А во вторых, точного значения этого часто употребляемого слова по отношению к мужчине, который нам не нравится, я не знал. Сказать, что это «зловредный дурак» - невежливо, грубо, да и не точно. Надо бы заглянуть в Словарь русского мата. Я держал в руках такой толстенный словарь в книжном магазине «100 000 книг», где собрано более 30 тысяч матюков и неприличных выражений, за тысячу рублей. "Интересуетесь?"- спросила  меня тогда продавец. "Владею в совершенстве!" Теперь жалею, что не купил.
...«Точно не знаю, но мне кажется, что это означает «мудрый человек»,.. отвечал я, помешкав. «Тогда,  почему же Алексею Алексеевичу не понравилось?»   
  «Спросите его об этом сами … Возможно, ему показалось обидным слово «старый…»
На следующий день, когда я встретил Биркова, я ему по-дружески сказал: « Ты меня извини, но вчера ты вёл себя просто по-свински. Оскорбил уважаемого человека. Раньше за это вызывали на дуэль.»
«Знаешь, а я и не помню, видно, выпил лишнее,  постараюсь извиниться перед ним при первой же встрече».
  На его извинения Алексей Алексеевич сухо сказал: «Интересно, ты оскорбил меня публично, а извиняешься приватно, келейно…»   
  «Ну что я теперь могу поделать? Если Вас это удовлетворит,ну дайте мне в морду!» 
  «Хорошо. Только сейчас не буду, но удар – за мной! Помните рассказ Пушкина «Выстрел?»
   Мне кажется, что Дрёмов до сих пор ещё не получил сатисфакции…»
" А пошёл он на х..!  Ах, скажите, какие нежности!"- воскликнула хозяйка. И все гости дружно засмеялись.


Рецензии