О моем пацифизме

***
О МОЕМ ПАЦИФИЗМЕ


      Нет, я не против борьбы вообще. Тем более что девизом пионерского отряда, в коем я торжественно состояла, являлось такое наставление: «Где нет борьбы – там нет победы».
    
     Просто я – за борьбу «за» и против борьбы «против». Месть – это вид самоубийства, как я глубоко убеждена. Если мы боремся «против»,  мы разрушаем. И, прежде всего, разрушаем себя: злобой,  агрессией, вынашиванием планов «поставить их на место», «заставить с собой считаться»…

      А вам что, на самом деле важно, считаются они с вами или нет, вам что же, действительно важно, как к вам относится некий Сидоров, до которого вам, по большому счету вовсе нет дела? Важно, что о вас говорят тетушки на лавочке? Порадуйтесь за людей:  вы обеспечили их досуг.

      Безусловно, как человек гордый и само достаточный, я и веду себя с достоинством. Потому умею ценить других, «ибо в каждом есть искра божья», и если я этой самой искры в ком-то не вижу, то это – моя слепота, а  вовсе не отсутствие искры благородства и достоинства в человеке, встречу с которым мне для чего-то подстроила жизнь.

     Точно так же, если кто-то не доволен мною, тогда я, как человек мыслящий, безусловно, проанализирую ситуацию с той точки зрения, что я, действительно, могла невольно причинить вред этому человеку. Но если я такого греха за собой не имею, то я очень легко позволю ему мною не восхищаться. Но страдать и злиться из-за этого – стоит ли?

      В 17 лет я была, как учил комсомол, самокритичной до занудства. Одна старая женщина мне мудро сказала:

Никогда не говори о себе дурно, это сделают твои друзья!

      И по сей день, я глубоко признательна ей за науку, и  забавляюсь, доставляя другим удовольствие посплетничать обо мне. Умный этого делать не станет, а дураку – потеха!

      Если мы хотим мира с другими людьми,  внутреннего равновесия, необходимо чтобы наше поведение и наши высказывания помогали единению, но не разрушению.

      Когда мы общаемся с кем-то, даже если просто обмениваемся парой фраз с незнакомым человеком, то между нами сразу же образовывается энергетический мост. Я посылаю взгляд, слово, эмоцию, они по образовавшейся связке попадают моему адресанту.  Он, отвечая мне в любой форме, отправляет все мне по брошенному мною к нему мостику. И так далее идет все наше общение.

      Брошу я грязный мостик, с колдобинами, которые были пробиты моей же злобой, моим хамством, гневом, неприятием его – обратно получу то, что пришло ко мне по моему же мостику. «Как аукнется – так и откликнется». 

      Серьезно изучив методы и способы общения вербального и невербального, я, как нормально ранимый человек, уже машинально сразу бросаю гладенькую солнечную дорожку.

      Все мы наблюдали, когда в мутную, только что кем-то, чаще всего, проехавшей машиной, переколоченную лужу вливается чистый, пусть даже слабый, но постоянно текущий ручеек.  В мутной массе появляется дорожка чистой воды, она все больше расширяется, пака не осадит грязь или, по крайней мере, не разбавит мутное болото!

     Именно то же происходит, когда в уже разгоревшийся коллективный скандал вплетается голос человека,  говорящего спокойно и вежливо,  ровно и, главное, миротворяще.

     Например, забегаю как-то в учительскую взять журнал, на перемене. Там полно народа и общий скандал, доведенный уже до криков и оскорблений. Меня и не заметили в этой суматохе.

Хорошо хоть у меня характер хороший, - ровным громким голосом перекрываю общий крик.

    Резко наступившая тишина. Все инстинктивно обернулись на голос, увидели меня; я с у
улыбкой выхожу.  Слышу дружный общий хохот, разрядивший обстановку.

     Давно замечено, что ведет беседу тот, кто первым захватил инициативу или грамотно перехватил ее.

     Более того, сталкиваясь с человеком, который известен своей грубостью или любовью портить другим настроение (об энергетических вампирах написано предостаточно), или  встретившись с человеком, несущим вам неудачу, очень важно  первым вступить в контакт: поздороваться, миролюбиво или нейтрально улыбнувшись. Главное, необходимо успеть первым установить уровень взаимоотношений, и вести, в случае необходимости дальнейшего общения.

     В бытность работы в школе, мне приходилось чаще других, ввиду соседства классных кабинетов, сталкиваться со старой учительницей, которая умудрялась за несколько минут ничего не значащей беседы «выпить» любого. Я, перестрадав несколько раз, выработала тактику, искренне, впрочем, почитая ее, как старшую опытную знающую коллегу. То есть сначала я установила для себя то, что меня сразу настроит на искреннюю доброжелательность, ибо никакое лукавство и лицемерие,  во-первых, мне просто не доступно по складу моего характера, во-вторых, же, попросту не поможет.

      Зная ее человеческие слабости и привязанности, едва завидев ее, первою с нею здоровалась, добавляя приятное для нее что-нибудь. Она любила дешевую бижутерию, косметику, одежки с рюшечками, воланчиками и проч., и очень умилялась, слыша комплименты в свой адрес в этой связи. Один знак того, что ее старания выглядеть нарядно не остались незамеченными, я ей любезно отвешивала.

     От меня не убудет, а ей доброе слово было приятно, она получала порцию энергии, я же успевала проскочить мимо нее, не будучи ею выпитой или покусанной.

    И такое мое поведение  было очень правильным: когда перед нами появляется голодная собака или кошка, то мы очень легко отламываем ей кусочек того съедобного, что оказалось у нас в сумке, и с радостью, даже с любовью, отдаем ей. И искренне жалеем, если нам нечего дать изголодавшемуся существу.

      Все годы жизни я учусь тому, чтобы уметь в любых взаимоотношениях строить, сохранять и беречь мир, доброжелательность, человечность.

Это, собственно, так просто, - шутя,  говорю я себе, - научись, разговаривая с человеком, слышать его, а не себя; думать о нем, а не примерять все, о чем он говорит, на себя.

      Говорить-то я себе говорю, но вот слушаюсь себя не всегда, пока.


Рецензии