И девочки кровавые в глазах...
Фэнтези на сайте "Проза.ру" публикуется немного. А уж хорошего фэнтези – тем более. И поэтому, если попадается произведение, достойное внимания, а тем более – крупное и самобытное произведение, то хочется поговорить о нем поподробнее, а не отделываться дежурными замечаниями типа "улыбнуло" или "аффтар, пеши есчо!".
Итак, "Повелители пространства" в широком формате. Название очень значащее, ибо Ольга Руснак в своем творчестве выступает подлинным повелителем пространства, прежде всего текстового: ее роман занимает 372, 5 т.зн., или аж более девяти полноценных авторских листов. "А о чем писала-то? Может, сказать чего хотела?", - спросит недоуменный читатель.
Хотела, друг мой, а местами даже и смогла! Не стану пересказывать содержание романа, но не могу не отметить: у Ольги есть сюжет, есть глобальная концепция и очень неплохо прописанная интрига. А главное – есть свой собственный стиль письма, узнаваемый и своеобычный. Она весьма умело владеет словом, и даже самый взыскательный читатель ни разу не споткнется, продираясь сквозь ее текст. Хотя "продираясь", пожалуй – самое точное слово, ибо интересная сама по себе сюжетная идея о паралельных мирах, двойниках сознания и ответственности за собственный выбор буквально утопает в многословных описаниях и фонтанах крови.
Строго говоря, и романом-то произведение Ольги Руснак назвать трудно: между всего лишь двумя параллельными сюжетными линиями – самой Дэлис и ее брата – никакого особенного конфликта не наблюдается, и я назвал бы это скорее повестью. Но повестью сильно разбухшей: одно лишь описание путешествия героини со своим случайным попутчиком через лес занимает 20 (прописью: двадцать) глав, в которых ничего принципиально нового не происходит, и прочитав первые две-три, вы уже прочитали их, считайте, все сразу. Для "повелителей пространства" вообще характерно многократное повторение одного и того же удачно найденного сюжетного хода: так, главная героиня принимает своего спасителя за врага и норовит препроводить в мир иной по меньшей мере три раза – когда успешно, когда не слишком. И это при том, что история открывается тем, что ее саму облыжно обвиняют в преступлении, которого она не совершала!
В тексте Ольги Руснак, по крайней мере в первой половине, вообще запредельный избыток суперлатива. Не то, чтобы Дэлис совсем уже превращалсь в "Мэри Сью", но заявлено, что она и "очень опытная охотница", и "следопыт от бога", и слух–то у нее "тончайший" – и это при том, что лопухается на каждом шагу. Последнее-то, как раз, я склонен отнести к несомненным достоинствам романа: героиня - живая и неидеальная. Ну так не злоупотребляйте же превосходной степенью в своих описаниях, автор! Насквозь растерянная жертва обстоятельств как-то не совмещается у меня с умелым и ответственным воином, которому командование без сомнений (хотя и по родственному блату) доверяет самые ответственные и, главное, автономные поручения "в тылу врага", то бишь, в Запретном Лесу. "Рабинович, вы уж либо крестик снимите, либо плавки оденьте", как сказали бы в старой доброй Одессе.
Вообще, следует отметить, что по мере продвижения сюжета писательское мастерство автора заметно растет. Но, может быть, стоило бы заново подредактировать и первые главы? А то они зачастую напоминают партию в пинг-понг: " Девушка – Дзлис, Дэлис – девушка"... И более – никаких подлежащих для главной героини.
Кроме того, местами буквально режет канцелярит: "данная часть леса", "это неожиданное поведение парня",,. К середине романа, впрочем, Ольга Руснак заметно расписывается, и дальше уже почти ничто в тексте не царапает...
Но крещендо брутальности все-таки напрягает. Перефразируя Козьму Пруткова, сказал бы так: "Если из тебя хлещет фонтан крови – заткни его. Дай отдохнуть и фонтану!" Автор настолько смакует бесконечные сцены насилия, ранений и убийств, что сама Мария Кровавая нервно курит в сторонке, допивая свой "bloody Mary".
Также огорчает и непрописанность, условность того мира, в котором протекает действие: один город, один лес, едва ли полудюжина героев (если вывести за рамки остальных, донельзя схематичных персонажей)... Да и рояли в кустах попадаются уж слишком часто. Но, к чести автора, присутствует несколько временных пластов и несколько слоев реальности, что опять-таки является неотъемлемым достоинством текста...
Подводя итог, скажу так: У меня есть много претензий к Ольге Руснак как автору. Но это – претензии к Мастеру, а не к графоману. И остается только пожелать дорогой Ольге дальнейшей творческой работы над собой и своими текстами. На радость всем нам, читателям.
Свидетельство о публикации №214080901111
Да уж, большой получилась история, и конец-то неблизок, хотя все есть в голове. Даже название еще не раскрылось, хотя раскроется буквально в 40-42 главе, которые сейчас только пишутся.
Насчет первых глав да, их действительно стоит подредактировать. Дело в том, что в в процессе написания этой книге я училась писать и учусь дальше.
Спасибо, удачи в творчестве и вам.
P.S. А "последнюю волшбу" я начала читать, но, увы, в последнее время не часто сижу в интернете, так что дело идет медленно, но мне действительно уже интересно. Думаю, я бы тоже была не против отписать вам о впечатлениях, но куда?
Ольга Руснак 12.08.2014 00:29 Заявить о нарушении
А ваше мнение о "Последней волшбе" мне, конечно же, интересно. Прочтете - отпишетесь, если будет желание. А я к этому времени дальше напишу: сегодня вот 9-ю главу второго тома закончил. Во многом - и для Вас тоже!
Юрий Циммерман 12.08.2014 01:18 Заявить о нарушении
До встречи.
Кузнецова Екатерина Первая 08.09.2014 18:44 Заявить о нарушении