Из уроков истории

 Войны сразу не начинаются. Для начала войны нужна политическая и военно-промышленная подготовка, нужно время.
 
  Гражданская война в Испании.
  В 1931 году монархия пала. Были проведены  свободные муниципальные выборы в городах,  Испания стала республикой. Король Альфонс ХIII эмигрировал.  «Выборы с ясностью показали мне, - сказал он в обращении к нации, что сегодня  любовь моего народа решительно не со мной. Я предпочитаю удалиться, чтобы не толкать соотечественников на братоубийственную гражданскую войну».
    Новое государство, принявшее свою конституцию, стало называться Демократической Республикой Трудящихся всех классов.  Титулы и звания отменялись.  Многонациональная Испания бурлила: баски, каталонцы, галисийцы требовали автономии.   Началось наступление на дворянство и духовенство, отчуждение земель. Церковь была отделена от государства. В  строгой католической стране начали грабить и жечь церкви и монастыри, убивать духовенство. Погромы проходили с невероятной жесткостью. История сохранила фотографию трупа зверски убитой монахини, выставленного на всеобщее обозрение.
   В стране росло влияние коммунистов, фашистов и анархистов.
  В 1936 г. на выборах с минимальным перевесом  победил блок левых - Народный фронт.
Место президента занял М. Асанья.
  Началось распределение земли между крестьянами. Процесс шёл медленно, происходили самозахваты земельных наделов и столкновение крестьян с армией.  Большинство сельского населения отдавало предпочтение анархистам.
   Волнения охватили  рабочих в городах. Участились митинги противоборствующих сторон,  часто перерастающие в драки, оканчивающиеся  убийствами.
 
     В армии был создан Антифашистский военный союз,  как и союз, оппозиционный ему.
     Противоречия республиканского   правительства с оппозицией под предводительством генерала Франсиско Франко  вылились в военный мятеж в колониях. 17 июля он начался  в Испанском Марокко, к нему присоединились и  Испанские Сахара и  Гвинея. Европа  придерживалась принципа невмешательства, за исключением Италии и Германии, поддержавших мятежников.
     25 июля Гитлер обещал представителю Франко военную помощь. 30 июля итальянские бомбардировщики уже бомбили испанские города. К началу августа Франко переправил  в Испанию по воздуху всю свою марокканскую армию.
   Европа придерживалась принципа невмешательства. Правительство СССР так же демонстрировало невмешательство, но поставляло в Испанию стрелковое и артиллерийское оружие, бронемашины, позже боевые самолёты и танки. Официально в Испанию ехали добровольцы поддержать правительственные войска.
  23 октября советский пароход «Старый Большевик»  доставил в Испанию боеприпасы, самолёты и пилотов. В небе Испании появились первые советские истребители, позже - танки.
     В   Испанию  прибывали добровольцы из Франции, Италии, Германии, Польши, Великобритании, Сербии, США. (За интернациональные ценности сражалось семь бригад Линкольна). Так на стороне республиканцев появились воинские подразделения, называемые интербригадами, которые продолжали сражаться против фашизма до 1939 года. Эти подразделения формировались из коммунистов, анархистов, социалистов или антифашистов, троцкистов…  « …  многие из них погибли под Мадридом, под Уэской, на Хараме. Не верится даже, что в тридцатые годы нашего века могла подняться из народных глубин большая и одинокая волна братства, самопожертвования»*.
  Но нельзя обойти вниманием и характер народа Испании. Он виден из слов одного рядового испанского солдата: «Я мало разбираюсь в политике; но я - испанец, я люблю свободу»*.
  Мы видим, что цели правительств воющих стран и сражающие народы, этнические группы, сочувствующие разным партиям далеко не всегда совпадали.
 Было много военных корреспондентов из разных стран,  среди которых и Эрнст Хэмингуэй, и Мартин Андерсен-Нексе, и Антуан де Сент-Экзюперии,  и М. Кольцов …
     Добровольцы из СССР воевали в Испании, скрывая свои имена,  М. Кольцов, например, был известен, как Мигель Мартинес, т.к. правительство СССР подписало соглашение о невмешательстве. И. Эренбург пишет в своей книге «Люди, годы, жизнь»:  «… ко мне подошёл швейцарец, представитель Красного Креста.  Он сказал, что в фашистской тюрьме находятся советские лётчики, взятые в плен. Франкисты согласны их обменять на пленных немецких офицеров.  Он дал мне список. Я сразу понял, что один из лётчиков не назвал себя - фамилии были прозвищами, придуманными для Испании (почему-то часто выбирали отчества - Иванович, Михайлович, Петрович, и фамилии звучали, как сербские)».
   Были в интербригадах и русские белые эмигранты.

   Франкисты наступали.  По дорогам и без дорог разлились реки беженцев. Их бомбили.
Испанцы покидали свою страну. Некоторые брали горсть земли и уносили с собой, завернув её в платок.

В сырую ночь ветра точили скалы.
Испания, доспехи волоча,
На север шла. И до утра кричала
Труба помешанного трубача.
Бойцы из боя выводили пушки.
Крестьяне гнали одуревший скот.
А детвора несла свои игрушки,
И был у куклы перекошен рот.**

  В последних числах марта 1939 г. началась капитуляция республиканских войск.
1-го апреля 1939 г. генерал Франко заявил миру о своей победе и окончании гражданской войны. Города Испании лежали в руинах.


 Учат ли нас уроки истории? Наверное, всё-таки учат. Но тогда почему же человечество не может обойтись без войн? Может быть, потому, что век человека несоизмеримо короче бесконечно длинной линии истории, и ужасы войны, о которых мы знаем из печатных источников или понаслышке, не воспринимаются так остро, как если б мы были живыми их свидетелями?
 
Давайте вспомним другую гражданскую войну 1861-1865г.г. в Соединённых штатах Америки,  пройдём по линии истории в обратном направлении.
  Я открываю американский учебник истории. Что это за фотографии? Разрушенные многоэтажные дома, выжженные города? Где это? В Сталинграде? Нет, в США полтора века тому назад. Войны разные, но у всех их так много общего.

   В 1860 г. президентом страны стал Абрахам Линкольн. Это бы ставленник и лидер промышленного бурно развивающегося Севера страны. Он нравился избирателям, потому что был  «человеком из народа», а на Севере страны аристократии было не так много. За словом в карман он не лез и в дебатах использовал неожиданные и забавные выражения. Его ответы оппонентам избирателям нравились. Особенно нравился его ответ одному из своих оппонентов на критику его речи: «Всегда найдутся блохи,  которых собака не сможет достать».
   Население северных штатов значительно превосходило население Юга страны. Экономические интересы Севера и Юга были разными. Север для продолжения своего экономического развития нуждался в рабочих руках, а патриархальный Юг был удовлетворён жизнью в своих поместьях и работой чернокожих рабов на плантациях.
  Мы в Советском Союзе долгое время полагали, что целью гражданской войны в Америке было уничтожение рабства. Но это было не так. Упразднение рабства было лишь средством преодоления причин, тормозящих экономическое развитие страны. Южане выставили своего кандидата на выборах и проиграли. Наличие даровой рабочей силы их устраивало, и когда на выборах победил Линкольн, белое население Юга решило отделиться от Соединённых штатов и создать своё независимое государство.  Началась долгая, изнурительная гражданская война.  Она не только разрезала страну, но и разорвала многие семьи, члены которых стали врагами и сражались друг с другом.
   Многие южане были хорошими солдатами. С детства мальчики учились быть наездниками и ходить на охоту. Дети аристократов получали военное образование,  многие окончили лучшее военное учебное заведение Америки - Военною Академию Вест Пойнта.
  Но отсутствие развитой промышленности  и  недостаточно развитые  железные дороги препятствовали возможности  пополнять  вооружения. Население южных штатов составляло только 9 млн., в то время как на севере проживало 22 млн. белых граждан. 
  Перед правительством встала серьёзная задача вернуть южные штаты в состав государства.
   Аболиционисты, борющиеся за запрет рабства в стране,   усилили свою деятельность и пропаганду. Линкольн понимал, что одержать победу над четырьмя штатами Юга возможно только расширив цели войны. Его решением было освободить чернокожее население во всей  конфедерации.  В правительственной прокламации, подписанной президентом, говорилось: все рабы становятся свободными с 1 января 1863 г.; как только правительственные войска войдут в южные штата, все рабы там автоматически станут свободными гражданами.
  До этого федеральный закон запрещал чернокожим вступать в американскую армию. Как только правительственные войска приблизились к южным штатам, тысячи рабов примкнули  к сражающимся северянам. Летом 1862 г. Конгресс принял закон, разрешающий чёрным американцам службу в  армии.  Во многих штатах были созданы чёрные военные подразделения. Более двухсот тысяч чёрных американцев сражались на стороне правительства. Они сражались за собственную свободу и будущее своих детей. 68 000 из них погибло.
  В 1865 г. война закончилась. Города Юга лежали в руинах.
 

*«Люди, годы, жизнь» И. Эренбург.
** Из стихотворения И. Эренбурга


 


Рецензии
Ещё раз констатирую, что по Вашим историческим текстам можно прямо изучать историю. Они очень информативны, содержат много исторических фактов.
Но и ещё раз имею основание повторить основное моё замечание: складывается впечатление, что Вы во всём вините наш советский социализм. Этого не говорится прямо, это видно из отдельных фраз.
Вот цитирую: "В стране росло влияние коммунистов, фашистов и анархистов". Значит, Вы ставите на одну доску правоты-неправоты и коммунистов, и фашистов.
Не буду углубляться в эту тему, просто примите к сведению моё впечатление.
Однако с уважением за интересное изложение фактов - Ширяев Е.В.

Евгений Ширяев   30.10.2018 07:52     Заявить о нарушении
Евгений, не подбивайте меня примкнуть к одной из конфликтующих сторон. Я не член коммунистической партии, как не был и не мог быть членом партий фашисткой и анархистской. Чтобы понять историю, события минувшего, надо подняться над ними и увидеть их как бы сверху, тогда события и мировые политические течения можно рассмотреть более независимо. Поднявшись над прошлыми историческими схватками народа и народов, есть надежда понять ход истории и более верно представить события возможного будущего.
А вот христианство, не будучи партией (хотя и была такая партия тоже)мне более близко своими идеями, потому что не выступает за насилие и кровопролитие.
Сегодня, когда технический прогресс вышел на такой высокий уровень, к сожалению
страсти человеческие остались теми же...и это очень опасно.

Дмитрий Ромашевский   30.10.2018 13:44   Заявить о нарушении
Да, и объективной истории не было, нет и не будет. C'est La Vie.

Евгений Ширяев   30.10.2018 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.