Михаил Астальцов. Портрет портретиста

С художником Михаилом Астальцовым я знаком давно, еще со времен работы главным редактором журнала «Кстати». Все началось с того, что я заприметил в Доме художника одну его картину, которая мне очень понравилась. Мне дали его телефон, и он сам мне ее принес. И как-то так случилось, что мы подружились, стали изредка перезваниваться и несколько раз встречались в его мастерской на Клементьевке. Здесь за рюмкой коньяка мы беседовали, рассуждали об искусстве, я рассматривал его старые и новые работы, а он внимательно слушал меня о творческих планах в журналистике.
Одну из таких последних бесед я и предлагаю читателям журнала «ГОРОД»…

Главы,  депутаты, олигархи

- Михаил, несмотря на твои замечательные пейзажи и иные направления твоего
творчества, в городе и в Москве ты в основном известен как замечательный
портретист. Кого из местных знаменитостей ты рисовал?
- Многих. Например, нынешнего главу района Владимира Короткова.
- А что за знак у него на груди?
- Это какая-то награда от губернатора Громова.
- А кто заказывал портрет? Семья?
- Нет, кто-то из его помощников по выборам. По их реакции я потом узнал, что портрет главе вроде как понравился.
- Среди твоих работ я заметил несколько портретов депутатов районного и
городского Советов. Например, вижу депутата Александра Сивова, бывшего
директора мясокомбината. Как он оказался в твоей коллекции?
- По-моему, у него был юбилей, и его коллеги, председатель райсовета Владимир
Богословский и его зам Михаил Синельщиков, решили сделать ему подарок. Причем, как я слышал, празднование должно было состояться в одном из самых фешенебельных ресторанов Москвы, и поэтому всех «заставили» прийти в смокингах. В «отместку» заказчики портрета тоже «одели» Сивова в смокинг…
- Да, я слышал эту историю. Говорят, в зале выключили свет, а когда включили, все
увидели рядом двух Сивовых – живого и на портрете. И оба были в смокингах.
Народ был в восторге!
- Приятно сделать людям приятное.
- А вот я вижу портрет губернатора Ивановской области Михаила Меня…
- Портрет Меня заказывал Валерий Липатов и тоже к юбилею.
- Кроме политической элиты, встречается много портретов местных бизнесменов.
Вот генеральный директор РАТК Ильмир Юсупов. Насколько я знаю, он довольно
часто пользуется твоими услугами.
- Да. И последний портрет был по его просьбе стилизован под эпоху войны с
Наполеоном, где он в черном фраке и белых лосинах.
- А кто больше тебе заказывает портреты своих близких – местная элита или
простые люди?
- Чаще обычные люди, так как цены на мои работы довольно демократичны. И это меня радует…

Первый портрет я нарисовал в четыре года

- Судя по количеству портретов в твоих каталогах, их общее количество, наверно, подбирается к тысяче?
 - (задумывается) …Думаю, что гораздо больше… У меня есть привычка фотографировать уже завершенные работы, чтобы потом когда-нибудь можно было посмотреть, ЧТО я делал на таком-то временном отрезке, КАК делал, менялось ли что-то в моей манере
письма. Но иногда суета не дает зафиксировать свои работы, и они бесследно исчезают в
чреве Города…
- Смотрю я эти каталоги и вижу, настолько разнообразны у тебя форма, стиль,
подача материала…
- Дело в том, что, выполняя заказные работы, я никогда не навязываю заказчику свою точку зрения. И всегда пытаюсь учесть его личные предпочтения, вкусы и запросы. Если, конечно, это согласуется с моим внутренним видением будущей работы. Но, как правило, проблем не возникает, и в итоге и я, и клиент остаемся довольны тем, что получилось.
- От возраста клиента, от его внешности зависит как-то выбор материала (масло, темпера)?
- Нет, портрет можно выполнить в любом материале. Тем более что материалы позволяют работать в широком диапазоне. Здесь принципиально нет никаких ограничений.
- А что позволяет так точно отобразить характер человека на холсте? Талант?
- Позволяет накопленный опыт.
- Помнишь свой первый нарисованный портрет?
- Помню. Первый портрет был образный, собирательный. Я назвал его «Лето». Мне было тогда года четыре. Передо мной стояла сверкающая своей белизной русская печка, и я на этой печке угольком сделал тот портрет. Он был такой большой, что его верхнюю часть я рисовал с табуретки.
- Получил нагоняй от отца?
- Нет, не получил. Отец признал во мне художника, и даже печку мыть запретил. Портрет так и остался на ее белой стенке…

Портрет королевской семьи

- Какой из нарисованных тобой портретов ты считаешь самым удачным?
- С годами я такого различия не делаю. Да и как об этом можно судить?! Они все мои дети. Этот более привлекает поверхностью своей, тот – композицией. А душу стараешься вкладывать в каждый. Проходных работ для меня нет – это однозначно.
- По себе знаю, что, например, писать стихи нельзя без вдохновения, без озарения откуда-то СВЫШЕ. А как у художника?
- Так же. Если наша работа была бы просто ремеслом, то она обрыдла бы практически сразу. Для меня написание портрета – это общение с человеком. А каждый человек интересен по-своему. Я пытаюсь с ним разговаривать, заглянуть в него поглубже - и выплеснуть все эти наблюдения на холст.
- А как ведут себя высокопоставленные клиенты, когда позируют тебе?
Доброжелательны, нетерпеливы, нервны?
- Им постоянно звонят. Современный человек без средств связи не мыслим. Но я
отношусь к этому спокойно. Это часть моей работы, моего творчества, моего узнавания конкретного человека. Разговаривая по телефону, он становится более искренним, более эмоциональным, и тем самым более понятным для меня.
- Все твои работы нравятся клиентам?
- Я никогда не отдаю портрет заказчику, пока с обеих сторон не будет удовлетворения от выполненной работы. И всегда предупреждаю, что если вам портрет не нравится, вы имеете полное право его не брать. И не платить за него. Но пока таких случаев не было…
- Говорят, ты рисовал семью испанского короля Хуана Карлоса?
- Было такое.
- Семья большая у короля?
- Большая. И у ее членов очень трепетное отношение к искусству и к художнику,
олицетворяющему это искусство. К любому человеку, занимающемуся творческим
трудом. И дети в королевской семье – маленькие инфанты – уже знают, что любой
человек из внешнего мира – это ЧЕЛОВЕК. Его должно уважать и не забывать, что ты принадлежишь к королевской семье и олицетворяешь собой Испанию. И чувствуя это аристократическое воспитание, это отношение к людям, самому хочется этому
соответствовать.
- Прошел слух, что ты и российских высших сферах уже свой человек?
- Как сказать? Приезжал недавно один из министров российского Правительства на двух «Ланд Роверах» с охраной, походил по мастерской, увидел мою картину «Озябший ангел». Она ему очень понравилась, он заказал ее копию и еще портрет своей внучки.
- Портрет внучки ему понравился?
- Понравился. Он остался доволен.
- А в кремлевские сферы не приходилось попадать? Или без комментариев?
- Ну почему? Комментарий есть. Скажу так: знают и заказывают…
- Кроме портретов, чем ты сейчас занимаешься?
- Я никогда не прекращал заниматься монументальным творчеством. Это мозаика, над которой я работаю в Сочи, и храмовая роспись храма Архистратига Михаила в Кубинке. Кстати, храм 1809 года постройки.
- В Сочи работа часом не на олимпийских объектах?
- Пока я выполняю частный заказ, но идут переговоры поработать и на объектах
Сочинской олимпиады.
- И последний вопрос. Тебе твоя работа нравится?
- Это благодатная работа…

Беседовал и размышлял Вячеслав СУХАНОВ


Рецензии