Шекспир

     Бесконечно долго можно говорить о творчестве выдающегося  английского
драматурга Уильяма Шекспира. Но мало кто задумывается о том, что все
сюжеты его произведений заимствованы из окружающей его еще с детства
действительности. Другой вопрос, что не каждый смог бы облачить в такую
форму свой взгляд на мир и оставить в наследие многим последующим поколениям. И это уже говорит о гениальности драматурга, признанной во всем
мире уже чуть более четырех столетий. Поэтому, мне бы хотелось, провести
параллели между реальной жизнью Шекспира и его произведениями, которые
в той или иной степени являются ее отражением.
    Многие, анализируя творчество того или иного писателя,- забывают о самом главном,- окружающей его действительности, которая в основном и влияет на творчество, пусть даже иногда и не в очень большой степени.
    Прежде, чем обратиться к анализу любого из великих творений Шекспира,
следует подробнее рассмотреть личность самого Шекспира, а также события его жизни, приведшие его на литературное поприще.
    Итак, Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стрэтфорде,
рядом с которым находится знаменитый Арденнский лес, в котором по древней легенде жил народный герой Робин Гуд. Первого мая каждого года жители
Стрэтфорда шли в этот лес и устраивали праздник в честь Робин Гуда. При этом даже разыгрывались сцены из легенд  о Робин Гуде. Шекспир видел все это с детства, а также слышал много рассказов, легенд, сказок об эльфах и других волшебных существах, населявших волшебный лес.
    Безусловно, все это впитал в себя Шекспир с детства и затем,  только уже в более реальном и современном виде, отобразил в своем творчестве.
    Известный русский шекспировед  М.М.Морозов ( 1897-1952 ) считал, что в своей комедии  "Как вам это понравится"  Шекспир отразил картину Арденнского леса в Англии, хотя действие комедии происходит в одноименном лесу на
границе Франции и Бельгии. В этой же комедии Шекспир сравнивает своих героеев - изгнанников с Робин Гудом. А в комедии  "Сон в летнюю ночь"  драматург возсоздает образы из волшебных легенд, которые слышал в детстве. Например: эльф Роби - Добрый Малый, Титания - царица эльфов. Даже в "Ромео
и Джульетте" есть мифический персонаж: владычица человеческих снов Мэб,
о которой рассказывает Меркуцио. Но не все персонажи, о которых слышал
Шекспир с детства были добрыми, были и злые: безобразные ведьмы и другие мрачные существа. Биографы Шекспира, в том числе и Морозов, считают,
что их Шекспир описал их в драме "Макбет".
      Тем не менее: "Где бы не происходило действие в его пьесах - в Италии,
Франции или Наварре, - по существу перед нами всегда merry England, родина
его чудацких простолюдинов, его умничающих школьных учителей, его милых,
странных женщин; на всем видишь, что действие может происходить только
под английским небом", - писал о Шекспире Фридрих Энгельс.
     Здесь стоит вспомнить также и о том, что в восьми милях от Стрэтфорда
находился знаменитый в Англии город Варвик с древним замком, о котором
сохранилось много преданий и легенд о событиях войны Алой и Белой Розы
в 15-м веке. Их, по мнению Морозова, Шекспир отобразил в исторической
пьесе "Генрих VI". Также неподалеку от Стрэтфорда находился город Ковенри, - знаменитый еще со средневековья своими спектаклями мистерий, которые пережили свой рассвет в 15-м веке и во времена Шекспира еще дожи-
вали свой век в провинции. Оттуда в Стрэтфорд приезжали настоящие актеры и исполняли реальные трагедии, комедии, мистерии, моралите и народные фарсы. Все это отложилось в памяти Шекспира еще в детстве.
      А с семилетнего возраста Шекспир начинает ходить в "грамматическую
школу" для мальчиков. Занятия там длились по восемь часов в день, начиная с шести утра с двух-часовым перерывом с 11 до 13 часов, - на обед. В
школе Шекспир изучал греческий и латинский, но знал их плохо. Возможно
потому, что ежедневно всех мальчиков перед началом занятий один из педагогов сек розгами, чтобы привести их в повиновение. Отношение Шекспира
к этому можно найти в "Ромео и Джульетте", где он сравнивает влюбленного,
спешащего на свидание с возлюбленной с мальчиком, уходящим с урока, и
наоборот: покидающего ее, - с мальчиком, идущим на урок. Из этого нетрудно
сделать вывод, что у Шекспира остались не очень хорошие воспоминания о
школе. И скорее всего, т.к. в биографии Шекспира ничего неизвестно наверняка, - он не успел ее закончить. В то время его отец запутался в долгах и
Уильяму, которому еще не исполнилось и 16-ти, пришлось самому начать
зарабатывать. Для этого он поступил, - по-одному из преданий, - в подмастерья к торговцу мясом. По-другому преданию, - Шекспир стал младшим
учителем в сельской школе.
     В 18 лет Шекспир женится на дочери зажиточного крестьянина - Анне Хэтевей, которая была на семь лет старше самого Уильяма. Вскоре у них роди-
лась дочь Сюзанна, а  спустя еще два года, у них родились близнецы Юдифь
и Гамлет. Возможно именно поэтому в последствии Шекспир навсегда обессмертит это имя, дав его одной из лучших своих трагедий и ее главному герою.
Но не все было столь безоблачно, - у Шекспира возник конфликт то ли с местным помещиком, то ли с хозяином, у которого он работал, - здесь опять же
существует несколько версий. Несомненно только одно, - был конфликт, который вынудил Шекспира покинуть родной город и уехать в Лондон. Здесь можно задаться логическим вопросом: не случись этого конфликта, рискнул ли
когда-либо Шекспир уехать из дома или нет? Возможно и нет, и тогда бы мир
никогда не узнал столь великого драматурга, которым он стал.
    Но вернемся к 1586 году, в котором Шекспир попадает в Лондон. По-одному из приданий, - первой его работой в Лондоне было присматривание за лошадьми джентлеменов, приезжавших в один из театров. По-другому, - Шекспир был вначале помощником суфлера, в обязанности которого входило наблюдать за: выходами актеров, шумовыми эффектами и т.д., - сейчас эту бы должность назвали бы "помощником режиссера". Затем Шекспир стал вначале актером и лишь затем, - драматургом. При этом среди актеров он считался "своим", а драматурги, что закончили университеты, относились к нему резко критично. Тут стоит заметить, что и сам Шекспир держал себя с ними гордо и холодно. Так продолжалось до 1590 года, когда  Шекспир встретился с графом Саутгемптоном, которому, как считают биографы, Шекспир посвятил две
своих поэмы: "Венеру и Адониса", изданную в 1593 году и "Лукрецию", вышедшую в 1594 году. Граф ввел его в свой круг просвященной аристократии, т.к.
был заинтересован в Шекспире, вернее не в нем самом, а в молодом и, воз-
можно, перспективном драматурге, который прославит не только себя, но и
графа. Именно поэтому граф покровительствовал новым драматургам, и
в случае с Шеспиром расчет графа оправдался.
      По вечерам во дворце графа собиралось общество. Бывал там и Шекспир. Многие биографы Шекспира приписывают появление некоторых его произведений именно этим посещениям дворца, а вернее замка графа, в котором на стенах висели удивительные итальянские картины. Они завораживали Шекспира: богиня красоты Венера, выходящая из морской пены на одной картине; вот она же простирает руки к гордому простому юноше Адонису, что отворачивается от нее, отвергая ее любовь - на другой; а вот и пылающая Троя и поверженный Приам, а над ним свирепый Пирр с окровавленным мечом - на третьей.
      Здесь следует отметить и особый язык выражений, применяемый Шекспиром во многих произведениях, был им заимствован из окружающей его действительности, а точнее из разговорной речи, распространенной в ту пору среди знатной молодежи Англии. Например, в "Ромео и Джульетте", Ромео спрашивает у слуги на балу у Капулетти: "Кто эта дама, которая облагородила руку того рыцаря?".
       А в 1596 году Шекспир переселяется с северо-востока Лондона на южный
берег Темзы, куда через три года переедит и театр "Глобус", в котором он
работал вначале актером, а затем драматургом, иногда совмещая и то, и другое, а затем стал и одним из его пайщиков. Нужно отметить, что этот театр был
"общедоступным", т.е. его могли посещать не только аристократы, но и простые люди. В то время в Англии существовали и "закрытые"  театры,- только
для вельмож, т.к. билет туда могли себе позволить купить лишь обеспеченные
люди.
     Но 1596 год еще озноменовался для Шекспира гибелью его сына, одинадцати-летнего Гамлета. А через пять лет, в 1601 году Шекспир напишет одно
из главных своих  произведений "Гамлет", обесмертив имя сына навсегда, -
во всяком случае на четыре столетия, что минули с той поры. Но возращаясь
к тому году следует заметить. что "Гамлет" становится очень популярным
в год выхода, т.е. сразу же. Он издается, его ставят, как спектакль в большинстве театров Лондона.
     За тот период Шекспир переживает и эпидемию чумы, когда все театры были временно закрыты, и восстание Эссекса. и трехлетнюю "войну театров",
начавшуюся из-за ссоры двух драматургов Бена Джонсона  (с которым вел
споры об искусстве Шекспир)  и Марстона. "Академисты" во главе с Джонсоном выступали за соблюдение законов искусства, вытекающих из классических
образов. "Практики" же во главе с Марстоном и Деккером отстаивали взгляд,
что искусству незачем считаться с правилами. Эту точку зрения поддерживал
и Шекспир.
     В 1602 году Шекспир переселяется в центр Лондона, на Сильвер-стрит. А
затем, в марте 1603 года, умирает королева Елизавета и на трон восходит
шотландский король Яков 1, сын Марии Стюарт, которую казнила Елизавета.
В ту пору, на такие события поэты и драматурги реагировали стихотворными
некрологами и радостными одами, но Шекспир хранил молчание по поводу
этих двух событий, чем вызвал негодование некоторых драматургов.
     Король Яков 1 , в отличии от Елизаветы, не хотел считаться  с пуритански
настроенной буржуазией, а потому активно покровительствовал театрам.
Труппу театра "Глобус", к которой принадлежал и Шекспир, король окрестил
"Слуги Короля" и пожаловал всем ее членам чин "служителей королевской
опочивальни" (низший придворный чин), обязующий их присутствовть в толпе
придворных на пышных дворцовых празднествах, а также раз 10-15 в год,
выступать с представлениями во дворце.
      А в 1607 году умирает младший брат Шекспира - Эдмунд, который был
актером. И в 1612 году, после написания "Бури", Шекспир почти окончательно порывает с театром и возвращается в родной Стрэтфорд. В 1613 году
он наносит визит в Лондон, для сотрудничества с Флетчером в создании
пьесы "Генрих VIII", и затем снова едит в родной город, где умирает в день
своего 52-го дня рожения - 23 апреля 1616 года, оставив, написанное за
месяц до смерти, довольно странное завещание. Все свое имущество, а
оно к тому времени было немалым: несколько домов, причем один из них
в Лондоне, он завещал своей старшей дочери Сюзанне, которая была уже
хорошо обеспеченна своим мужем - врачом. В то время, как младшей -
Юдифь он оставил лишь 300 фунтов и серебрянный кубок. А своей  жене
Анне лишь ее, положенную ей и так по закону одну треть доходов от собственности и некоторых бытовых вещей. Конечно, отношения между близкими
родственниками складываются по-разному, но невозможно ко всем относится ровно, - и тут ясно видно, что наибольшей симпатией отца пользовалась именно Сюзанна, - его первый ребенок, но нельзя его за это осуждать.
     Также интересен факт, что на могиле Шекспира написаны слова, предостерегающие трогать прах покойного. Это сделано для того, чтобы, как это
было принято в те времена, эту могилу не перезахоронили, т.е. вынули останки
праха и положили туда других покойников. Кто автор этих строк, - неизвестно.
Возможно, что и сам Шекспир, которого преследовал такой страх, что видно
из его "Гамлета". Тем не менее, кто бы ни был их автором, именно благодаря
ему, могила Шекспира и его останки покояться в его родном городе - Стрэтфорд вот почти уже четыреста лет.
      Жизнь Уильяма Шекспира была всегда окутана тайнами, т.к. существует
много белых пятен в его биографии. Но главный вопрос, похожий на задаваемый самим Шекспиром: "быть или не быть?", - " А был ли Шекспир вообще?"возник в 18-м веке, а точнее в 1772 году в Англии: некоторый Герберт Лоренс
приписал авторство всех произведений Фрэнсису Бэкону - философу и государственному деятелю. Затем, в 19-м веке ( в 1848 году ), американец Харт выдвинул предположение, что эти произведения создал не один человек, а кружок вольнодумцев во главе все с тем же Бэконом. Далее, уже в начале 20-го
века, появлялось все больше "антишекспиристов", и все больше нелепых вымыслов. А появились они еще в 18-м веке из-за того, что рукописи погибли в
огне при революции, а театры после восстановления, было уже не узнать.
       В противовес этим вымыслам, - существовала церковная книга, где за-
писаны даты крещения и смерти Уильяма Шекспира, что доказывает сущест-
вование такого человека. К тому же такую биографию, со столькими свиде-
тельствами бытия Шекспира, трудно было придумать и достоверно донести через несколько веков, да еще оставить памятник, если бы этого человека никогда не было. Сомнения в существовании Шекспира возникли в голове у
человека, хотевшего по-видимому, сделать себе славу на чужой славе, что
кстати популярно в мире и по сей день.
       Но обратимся к творчеству Шекспира. Конечно, во многом оно заимство-
вано от его предшественников. Например, "Ромео и Джульетта" отражает
древнюю итальянскую легенду, которая неоднократно излагалась и други-
ми авторами в их собственной интропретации, но никогда ранее не поьзова-
лась особой популярностью. Именно Шекспир придал этой легенде форму
"алмаза", что засиял на весь мир. Это происходило со всеми произведе-
ниями Шекспира, сюжеты которых он заимствовал у предшественников. Но
стоит отметить, что некоторые произведения были  написаны под влиянием
его собственных впечатлений и чувств. Например, - сонеты.
       Уильям Шекспир сумел дать многим старинным легендам новую,
а возможно, и вечную жизнь, облачив их в свои, бессомненно, очень
талантливые произведения, считающиеся уже на протяжении четырех-
сот лет гениальными. Но его собственные сонеты не менее гениальны.
Вообще Шекспир много успел достичь в жизни: он не только выжил в непростое время (во время чумы), но сумел разбогатеть. обеспечить
семью, но самое главное - стать популярным у себя на родине еще
при жизни (его пьесы, комедии, драмы) не только издавались, но сра-
зу же ставились как спектакли во многих театрах Лондона и пользова-
лись популярностью. А спустя несколько столетий, именно Шекспир
стал "лицом" Англии, с ее всегда воинственно-рыцарским духом, о кото-
рой нередко говорят: "Страна Шекспира" или "Родина Шекспира".
            Все это говорит о незаурядном таланте Уильяма Шекспира.

2007г.


Рецензии