Пушкин

    Здесь мне   хотелось   бы   рассказать   о последнем периоде   жизни   великого   поэта  -  Александра   Сергеевича   Пушкина.  Это   время   в  жизни   Пушкина   было  тесно   связано   с   его  изданием  -   журналом  "Современник".   Чем   закончилась  эта   история давно  известно :  творческий   человек   никогда   не  сможет   стать дельцом,  т. е.  издателем.   А  теперь,  обратимся  к   событиям   1836-1837   годов,  ставших   последними   в   жизни   поэта.
    Последний   год   жизни  А. С.  Пушкина   особенно   интересен  тем, что  именно  в  нем  он  попробывал  себя  как  журналист.  И, как  в последствии  утверждали, - "Пушкин  скорее  всего  подвергся  горькой  участи  своей  именно  потому, что  сделался  журналистом".  Так  это  или нет, -  гадать  об  этом  можно бесконечно, но неоспорим  тот  факт,  что это  привнесло  в   жизнь  поэта  много  проблем  и  волнений. Конечно,  и  до 1836  года  в  жизни  великого  русского  поэта - Алесандра  Сергеевича  Пушкина,  хватало  проблем.  Но  1836 -1837 годы,- это  то  время,  когда  неумолимо  приближалась  развязка  событий.  И для  Пушкина,  к  сожалению, она  оказалась  трагической.  Поэт  наверника  чувствовал,  что  может  произойти  нечто  неприятное,  но  все же надеялся  на  лучшее,  и  шел  до  конца, -  как  и  присуще  сильному  человеку.  А  в  том,  что  поэт  был  именно  таким,  сомнений  не  останется,  если  вспомнить  его  ссылку  в  Михайловское.  В  тех  не  очень легких  обстоятельствах,  Пушкин  не  только  не  утратил  свой  талант  и  не впал  в  депрессию,  а  наоборот, -  создал   свои   наиболее  известные, и  на  тот  момент  лучшие, свои  произведения  - "Евгений  Онегин"  и "Борис  Годунов", - где  наиболее  полно  раскрыл  свой  талант.
    Но  вернемся  к  последнему  году  жизни  А.С. Пушкина.  Итак, 1835 год  закончился  для  него  прошением  к  Бенкендорфу  на  разрешение в  1836  году  издать  4  тома / номера /  нового  журнала, - "Современник".  А  1836  год  начался,   для  поэта,   с  получения  разрешения  на издание.  Но  тут -то  и  начались  проблемы.  В  "Библиотеке  для  чтения"  О. И. Сенковского   печатаются  нападки  на  еще  не  вышедший  в вет  "Современник".  Позиция  Сенковского  вполне  понятна, и  тем  не менее,  низка.  В  1834 - 1835 годах  "Библиотека  для  чтения"  охотно печатает  Пушкина  на  своих  страницах.  Но,  узнав,  что  Пушкин  планирует  собственное  издание,  и  понимая,  что  это  отнимет  часть  читательской  аудитории  у  его  издания,  Сенковский  начинает  заранее  поливать  грязью  "Современник",  со  страниц  своей  "Библиотеки  для чтения".  А  именно  он  пишет : " Пушкин,  принявшись  за  "Современник",  готовит  читателям  самый  низкий  и  отвратительный  род  прозы после  рифмованных  пасквилей ". 
    В  жизни  А.С. Пушкина  это  был  далеко  не  первый  случай,  когда люди,  которые  относились  к  нему  вроде  бы  положительно  и  дружелюбно, -  затем  предавали  его.  Вспомнить  хотя  бы  Воронцова,  из-за доноса  которого,  Пушкина  отправили  из  крымской  ссылки,  в  более тяжелую -  в  село  Михайловское.
    Но  вернемся  к  словам  Сенковского.  Все  было  наоборот. Например,  Н.В. Гоголь , которому  в  ту  пору  было  22 года, и  который  не только  печатался  в  "Современнике",  но  работал  в  его  редакции,  утверждал,  что :  "  Чернь  припала  к  "Библиотеке  для  чтения",  которая  закрипила  за  собой  читателей  своей  толщиной  ".  Насчет  Гоголя  следует  также  упомянуть  следующее :  он  напечатал  статью,  довольно  едкую, не  подписав  ее,  где  главная  критика  досталась  "Северной  пчеле"  Булгарина.  Поначалу  все  были  уверены, что  это  насал  Пушкин,  и  он  взял  всю  ответственность  за  написание  на себя,- было  ли  имя  Гоголя  специально  убрано  по  его  просьбе  или  по еше каким -либо  причинам,  до сих  пор  неизестно.  Эта  статья  дала  право  Булгарину  упрекнуть  Пушкина  в  черной  неблагодарности, т.к.  после  нападок  Сенковского  в  "Библеотеке  для  чтения",  именно  в  "Северной  пчеле"  напечатали  опровержительную  статью  В. Ф. Одоевского  в  защиту  "Современника".  Здесь  остается  только  добавить, что Пушкин  не  писал  ни  опровержения, ни  той  статьи.  Вообще  по  поводу  этой  статьи  очень  много  домыслов  возникало,  особенно  после
письма  несуществуещего  читателя  из  Твери,  которое  написал  сам
Пушкин.  Многие  полагали,  что  он  не  хотел  ссориться  с  Сенковским,
другие  же  считали,  что  Пушкин  хотел  просто -напросто  отойти  от
этого  круга,  и  сблизиться  с  Белинским.  За  это  может  говорить фра-
за  Пушкина  о  Гоголе : " С  этим  малороссом  надо  быть  осторожнее,
он  обирает  меня  так,  что  и  кричать  нельзя ", - произнесенная  им  в
узком  домашнем  кругу,  и  рассказанная  впоследствии  Натальей  Ни-
колаевной  П.В.  Анненкову.  Здесь  имелось  ввиду, что из  разговоров
с  Пушкином  на  разные  темы,  Гоголь  иногда  создавал  ключевую 
фразу  или  небольшой  набросок, из  которого  потом  развивал  отдель-
ную  статью  или  произведение.  Но  так  было  не  всегда,  чаще  Гоголь
сам  приходил  к  Пушкину  с  уже  готовыми  творениями  для  обсужде-
ния  перед  печатью.  Но  их  разногласия  становились  все  больше,-
Пушкин  заставлял  переделывать  большинство  трудов  Гоголя,  кото-
рый  хотел  сохранить  оригинал, приведя  в  пример  Мольера, - что у
него, мол, есть  похожая  интрига. На  что  Пушкин  заметил, что : "  Та-
кой  писатель,  как  Мольер, надобность  не  имеет  в  пружинах  и  интригах.
В  великих  писателях  нечего  смотреть  на  форму,  и  в  какую бы  из  них  не  завернул  он  свое  добро, -  бери  и  не  ломайся ". Здесь остается  заметить,  что  Пушкин  противоречил  сам  себе, т. к.  в  его собственных  произведениях  почти  везде  присутствует  скрытый  смысл.  Если,  разве  что,  сам  Пушкин  себя  великим  не  считал.  Так или  иначе,  6 июня  1836 г., -  в  день  рождения   Пушкина,  Гоголь  уезжает  заграницу, так  и  не  простившись  с  ним.  А  в  письме  Жуковскому  из  Гамбурга  пишет  следующее : " Даже  с  Пушкиным  я  не  успел  проститься,  впрочем  он  в  этом  виноват  ".  После  этого  они  так  и не  увидились  лично  ни  разу,  до гибели  Пушкина.  Узнав  о  которой,
Гоголь, хоть  и  сопереживал,  затаенная  обида, которая  чувствовавалась  в  его  отзыве, об  уже  прекращенном  "Современнике", так никуда  и  не  ушла.  Здесь  следует  добавить,  что  Пушкин  переживал из-за  отъезда,  который  говорил  о  разрыве  их  дружбы .  Касательно же  произведений  Гоголя, о  которых  они  спорили , -  они  всегда  были мрачноватыми,  даже  комедии.  И  нужно  добавить,  что  посещения Святой  Земли - Иерусалима , Гоголь  сам  возненавидел  свои  произведения, сказав, что : " Писал  раньше  вздор". Он  хотел  сжечь  большую часть  из  них,  но  не  успел  до  смерти.  Кто  из  них  двоих  был  прав, - не  нам  судить.  Не  нужно  просто  забывать, что  какими  бы  великими их  не  считали, -  они  были  все  же  людьми,  со  своими  чувствами, и со своими  слабостями. Но  вернемся  все  же  к "Современнику".  Об  этом   журнале  потом,  спустя  почти  век,  скажут : " Содержание  его  отличалось  такой умственной  зрелостью,  настолько  находилось  наравне  с  европейским  просвещением,  что  "Современник"  не  смог  найти  достаточно 
широкой  аудитории  в  то  время ".  Объясняется  это  просто : большая
часть  населения  была   необразована,  и  ей  были  чужды  высокая
проза  и  поэзия.  В  этом  издании,  кроме  самого  Пушкина,  и  как  уже
говорилось  выше-  Гоголя,  печатались  такие    авторы,  как :    В. А.
Жуковский,  Ф. И.  Тютчев,  А. В.  Кольцов,  Д. В.  Давыдов,  П. А. Вяземский,  А. И.  Тургенев,  В. Ф.  Одоевский,  М. П.  Погодин.  Большинство этих  авторов,  ставших  впоследствии  классиками,  при  жизни  не  пользовались  широкой  популярностью  у  народных  масс.  Хотя  это  странно,  т. к. ,  например,  Алексей  Кольцов  писал  доступным  для  крестьян языком.  Ведь  он  был  из  воронежской  семьи,  где  отец  заставлял его  заниматься  торговлию,  но  он  предпочитал  быть  пастухом,  любясь  природой  и  описывая  впечатления  в  своих  стихах.  Кстати  будет сказать,  что  большая  часть  "света"  не  принимала  Кольцова  в  свой круг,  считая  его  простолюдином,  а  Пушкин  сразу   же  ввел  его  в  собственный  круг  общения,  разглядев  в  молодом  поэте  настоящий талант.  Что  опять  же  говорит  о  том,  что  Пушкин  был  мудрым  человеком   и   ценил  людей  не  за  их  происхождение,  а  за  их  таланты. Что  же  касается   "Современника",  то  все  четыре  его  номера
выходили  только  после  сражения  с  цензурой,  которая  под  руководством  Александра  Крылова,  многое  переделала,  а  некоторые  вещи просто  не  допустила   до  печати.  Здесь  стоит  упомянуть,  что  Владимир  Федорович  Одоевский  всегда  очень  хорошо  относился  к  Пушкину,  и  именно  он  вместе  с  Вяземским  и  Плетневым,  после  смерт поэта  выхлопатал  издание  пятого  номера  "Современника", в  который,  правда,  не  вошла  рецензия  самого  Одоевского,  в  которой  он воспевает  Пушкина,  вырезанная  цензурой,  и  обнаруженная  и  обнародованная  только  спустя  120  лет.  Но  отношения  Пушкина  и   Одоевского  стали  чуть  прохладными,  после  того  как  Одоевский  сообщил ему,  что  намерин   совместно  с  Краевским  с  1837  года  начать  выпуск   собственного  журнала  "Северный  зритель".  Этому  спобствовало  несколько  обстоятельств :  Пушкин  отклонил  некоторую  прозу  Одоевского  от  печати ,  "Современник"  не  удался  как  журнал  и  не принес  прибыли ,  и  наконец,  Одоевского  раздражало  сближение  Пушкина  с  Белинским  в  ущерб  другим  деловым  связям.  Об  образовании  нового  журнала  Одоевский  с  Краевским  договорились  еще  в
апреле   1836,  а  Пушкина  поставили  в  известность  перед  тем,  как
просить  разрешение  на  издание  у  властей.  Впрочем,  они  сказали
Александру  Сергеевичу,  что  могут  и  отказаться  от  этой  идеи,  если
Пушкин  согласится  сделать  их  соиздателями,  и  выпускать  по  12  но-
меров  журнала  в  год,  а  не  4.  Но  Пушкин  отказал,  и  они  направились  к  Уварову,  -  просить  разрешение.  Неожиданно  для  них  самих, тот  согласился,  усмотрев  удобный  случай  досадить  Пушкину,  и   по-
просил  только  сменить  название  на   "Русский   сборник".  Уваров-
министр  просвящения,  отправился  к  царю  просить  разрешение  наиздание  этого  нового  журнала,  но  неожиданно  Николай 1  сказал :
 "  И  без  того  много  ".  Уваров  тут  же  издал  указ :  до  особого  рас-
поряжения  царя  никто,  чтобы   никто   и   просить  не  смел  о   каком-либо  переодическом  издании. Далее  в   жизни  Пушкина  призошли  события,  которые,  к  счастью  для  поэта,  вскоре  разрешились.  А  именно -  две  несостоявшиеся  дуэли.  Причем  в  одном  случае,  Пушкин  настолько  устал                и  удрученный  после  смерти  своей  матери,  а  также  борьбы  за  "Со-
временник",  чуть  не  вызвал  на  дуэль  ни  в  чем  не  повинного  юнца.
Но  затем  удовлетворившись  писменным  его  извенением,  поэт  пос-
читал   конфликт  исчерпанным.  И  тем  не  менее,  Пушкин  показал  в
данной  ситуации,  что  перестал  разбираться   в   людях,  впрочем,  у
него  на  это  и   времени  не  было,  а   возможно,  и   желания.  К   тому
что,  кроме  самых   проверенных   друзей   доверять   никому   нельзя
поет  давно   привык,  после   многочисленных   предательств   по   от-
ношению   к   нему.  Но  в  данном  случае  он  ошибся   и   сумел  вовре-
мя   во   всем   разобраться.  Некоторые   пушкинские  современники  впоследствии  утверждали, что  поэт   в   том   году   сам   искал   смерти.  Так  ли  это  или  нет,-  неизвестно.  Скорее   всего, -  нет.  Возможно,  Пушкин  был  просто  в  взвинченных  чувствах,  находясь   все  время   " на  взводе "  от   преследующих   его  неудач,  но  и  не  помышлял  о  смерти.  Доказательств
тому  масса :  планы  поэта  были  долгосрочными  и   устремленными  будущее.  Вот  пример  тому :  Пушкин,  хоть  и  без  разрешения,  но  все
же  объявил  подписку  на  1837  год,   на   "Современник",  и   даже 
успел   подготовить   некоторые   матерялы   для  пятого   номера  издания.   Так   наврядли  бы  стал   поступать   человек,  ищущий  смерти. Просто   Колесо  Фортуны  завертелось  с  устрашающей  скоростью,  но к сожалению  для  поэта,  в  обратном   направлении,  что  и  привело  к трагической   развязке.  События   развивались  столь  стремительно, что  уже  не  оставалось  времени  остановиться  и  разобраться  в  них. Пушкину   оставалось   лишь  одно, -  следовать  за  ними.  Итог  оказался   печальным.  Но  это   будет   позже. А   пока   вернемся   к   "Современнику",  и  к  несбывшемся   на  него   надеждам   Александра  Сергеевича,  во  всяком   случае,  при  его жизни.  Пушкин  рассчитывал,  что  Погодин,  Баратынский,  Шевырев  и Хомяков  проявят  большую  инициативу,  но  они  хоть  и  не  отказывались  от  сотрудничества,  а   Погодин   даже  печался  в  "Современнике",  на  деле  все  же  занимались  редакционными  делами   исключительно  в  своем  журнале -  "Московский  наблюдатель".  К  тому  же   Погодин  в  то   время   резко  разошелся   во   мнениях   с   Белинским,  яв-
ляющимся   ведущим  критиком  в   "Телескопе"  и   "Молве".  А   Пушкин,
наоборот,-  желал  с  ним   сблизиться.  К  этому  еще   добавились   про-
лемы   с   распространением   "Современника"  в  Москве.  Журнал  рас-ходился   очень  плохо.  Пушкин  не  умел  торговаться,  да  и   вообще  вести  издательские  дела,  что  говорит   лишь  о  том,  что  он   был  истинным   творцом.  Тем  не   менее,  Пушкин  отправляется  в  Москву. Но  несмотря  на  помощь,  оказанную  ему  там   Погодиным,  Ширяевым  и   Глазуновым,  "Современник"  расходиться  никак  не  желал. И,  тем  не  менее,  совсем  бесполезным  приезд   поэта   в   Москву  назвать  нельзя.  Пушкин  повидал  П. Я.  Чаадаева,  М. Ф.  Орлова,  А.Н.Раневского,  Е. А.  Баратынского  и  артиста   М. С.  Щепкина,  а   также познакомился   с  художником   К. П. Брюлловым.
    Не  все  события  в  жизни  поэта  были  мрачными.  Было,  хоть  и одно,  но  свелое,-   у   Пушкина   родился   четвертый  ребенок,  девочка -  Наталья.  Но  видно,  1836  год   был   и   вправду   небдагоприятным   для   семьи  Пушкиных.  Судьба   Натальи   сложится  не  просто. Сначала   она   влюбится   в   сына   А. Ф.  Орлова,  но  он   даже   после пятнадцати   лет   со  дня  смерти  Пушкина   не  пожелает  родниться  с Пушкиными   и   запретит   сыну   женитьбу.  С  горя   или  в  отместку, Наталья   выйдет  замуж  за  картежника,  и  родив   впоследствии детей,   все  же   уйдет  от  него.  Детей   она  оставит  на  попечение  родственников,  а   сама   уедит   в   Германию,  где   снова  выйдет   замуж, за   принца   и   получит   титул   графини.  Новому  мужу   она   родит  дочь -  Софию.  И   все  же  одно   полезное  дело,  она   успеет  сделать: это   издать   в   России   письма   отца   к   матери,   при   помощи   Ивана   Сергеевича   Тургенева.  Эти   письма   того  периода   когда   Алексадр   Сергеевич   и   Наталья   Николаевна   были  уже   женаты.  Они
были   опубликованы   в  1878  году,  в   "Вестнике  Европы".  Оригиналы
этих   писем,  под  активным  нажимом  брата -   А. А.  Пушкина,  Наталья
оставила   на  родине,  передав  их  в  Румянцевский  музей,  в  1882  году.  Те   же   письма,  которые   были  адресованы   еще  не  жене,  а  невесте-  Наталье  Николаевне,  Наталья  отказалась  и  печатать,  и  возвращать.  Они  так   навсегда   и   остались  на   Западе.  Стоит  отметить,  что  Наталья  Александровна   прожила   долгую   жизнь  и   скончалась  в   1913 году.  Но  даже  похороненной  по  христианскому  обычаю   ей  было  не  суждено :   по  странным  тогдашним  немецким  сословным   законам,  она   не  имела  права   покоиться  рядом  со  своим мужем.  После  ее   смерти  ее  прах,  по  ее  завещанию,-  развеяли  над гробом  мужа,  на  чужбине.
     Но  вернемся  к  тому   времени,  когда   великий  поэт  был   еще жив.  Лето  1836  года  семья   Пушкиных   проводит  на   даче,  на  Каменном   острове.  Именно  там  и   начались   частые   приглашения на  балы,  в   которых   участвовали   кавалергарды,  в   числе   которых был  и   Дантес.  Дантес  также  часто   бывал   на   пущкинской   даче, по  приглашению   сестер   Натальи   Николаевны.  Это,  конечно,  очень раздражало   Александра   Сергеевича,  т.  к.   манеры   Дантеса   в  общении   с   дамами   были   "нахальными   и   невоздержанными ".  К  тому  же,  жена  Пушкина   хоть   и   не  давала   повода   упрекнуть  ее   в чем -либо,  но  не  перестовала  беседовать  с  Дантесом,  когда   он бывал  у  них. Некоторые   полагали,  что  ей  льстило  его   внимание, другие,-  что   она   была   просто  вежливой   и  любезной   со   всеми и   не  могла   вести   себя   иначе  и  с  Дантесом,  иначе  это   можно
было  счесть  за  негостиприимство  и   нарушения  правил  хорошего тона.  Но  еще   больше   Пушкина   задело   то,  что  Наталья   Николаевна   обратилась  за   материальной   помощью   к   своему  брату.  В этом   поэт   усмотрел  намек   на   то,  что  он  больше   не  всилах прокормить   их   семью.   Эти  два   удара,  хоть  и   были   болезненными,   но  все  же   не   сокрушительными.  Доказательством   тому   служит   то,   что  поэт   активно  работал над   одним   из   лучших   своих  произведений,-   романом   " Капитанская   дочка ",  и   завершил  его  к  концу  лета  1836  года.  Также,  в этот  период,  Пушкин   очень  много  пишет  на   евангельские   темы - о  Марии  Магдалине,  Деве   Марии,  Иисусе  Христе.  В   некоторых  из этих  стихов,  звучат   сюжеты   всепрощения,  в  других -  "  самая   ужасная  месть  за  самый   ужасный  грех -  предательство  ",  в  иных -  мысль  о  внутренней  свободе   человека,  которая  превыше  всего,  а также  о  вмешательстве  чудо  силы  в   духовный  мир   человека. Эту  тему   он   также   развил   в   статье   "  Мнение  М. Е.  Лобанова  о духе  словестности,  как  иностранной,  так  и  отечественной  ",  вышедшей   в   третьем  номере   "Современника".   А   конце   августа   Пуш-
кин   пишет   стихотворение   "  Я  памятник   воздвиг   себе   нерукотвор-
ный . . .  ",  впоследствии   имеющему   название  "  Памятник  ",  которое
дал  ему   Жуковский.  Все  это :   библейские  сюжеты,  размышления   о
добре  и   зле,   стихотворение  о   памятнике,-   наводит  на   мысль,  что
возможно,  поэт  чувствовал   приблежение   развязки,  надеясь  что она  будет  для   него  не  трагичной.  И   все  же,  создается   впечатление,  что   Пушкин   как - будто   боялся  не  успеть   сделать  /  создать / что - то   важное.  Может  быть,  именно   поэтому   все  произведения 1836  года   настолько  полны  внутреннего  смысла   и   содержания.
    Но  вернемся   к   "Современнику".  В  третьем   его  номере  поэт также   помещает  статью   " Джон  Теннер " ,   где   говорит   о    нетерпимости   демократии,   которая   поощеряет   тиранизм,  эгоизм   и  страсть   к   наживе  любыми  путями,  а   также  о   притестении  прав негритянского  населения   США.  В  данной   статье   Пушкин  дает понять,  что  внутреннее  содержание ,  т. е.  истинное  положение  вещей,-   не  соответствует   красивой   оболочке ,  т. е.  звучным   лозунгам,  которые  остаются  всего  лишь  лозунгами,  неимеющими   отношения  к  реальной  жизни.
    В сентябре,  вернувшись   в   Петербург,  Пушкин  посещает художественную   выставку   в   Академии   Художеств,  где  знакомится с И. К.  Айвазовским.   А  в   октябре,  переписав  роман   " Капитанская   дочка "   набело,  Пушкин  планирует  выпустить  его  отдельной книжкой.  И  потому   идет  просить  разрешение  на  издание  к  Петру Александровичу   Корсакову,  который    является    цензором,  а  также братом   покойного  товарища   поэта  по  Лицею -  Николая  Корсакова. Петр  Александрович,  хоть  и   обеспекоился   некоторыми  моментами романа,  но  разрешение   все  же  дал.   Пушкин  хотел  выпустить  роман  анонимно,  но  поскольку   какое-то  имя   все   дожно  было  под ним   стоять,  чтобы   "  было  с  кого   потом   спрашивать",  Александ Сергеевич   договаривается   об  этом  с   Плетневым.   Это  издание могло   принести   так   необходимый   Пушкину  доход,  ведь  по  возвращении  в   Петербург  их  семья   вынуждена   была  сменить  квартиру,
и  они  сняли,  ставшую  впоследствии  музеем,  квартиру   на   Мойке,12. Сроком   на   2  года  и   стоимостью  за  все  это  время  8600  рублей.
Поэтому  поэт  вынужден   был   взять   10.000  рублей  у  растовщика, с
обязательством   вернуть  до  1  февраля  1837  года.  Но,  как   известно,  Пушкин  погибнет  за  три  дня  до   уплаты.
    Но   вернемся   к   осени   1836  года.   Деньги,  конечно,  были  нуж-
ны   поэту,  но   поразмыслив,  Пушкин   пришел   к  выводу,  что   престиж   его   журнала  важнее,   и   поместил   "  Капитанскую   дочку  "   в четвертый   номер   "Современника".  Роман  он  пописал  так :  " Издатель ".  Удивительно,  но   Крылов  -  цезор  "Современника",  не   возражал,  узнав,  что  разрешение  уже  получено   от   Корсакова.  Тут снова   следует   отметить,  что  за   личностью  был   А. С.  Пушкин, -деньги   по  сравнению  с  творчеством  и   престижем  "Современника", мало   что  значили   для  поэта.  Он   не   умел  их  копить  и  часто  жил в  долг.   Вот   собственное   изречение   Пушкина   на   эту  тему,  расказанное   кем  -то   из  его   друзей, -   " Люблю  играть   этой  мелочью, но   копить   ее   не   люблю.   Поиграю,  и  пускаю   в  ход,  ходячую   монету ".  Поэт   еще  раз  подтвердил,  что  был   по- настоящему   творчес-
кой   личностью.   Ведь,   испокон  веков   известно,  что   деятели  исскуства,  настоящие  конечно  же, -  не  умели   копить.   Их  мысли  всегда   были  настоль   далеки   от   быта  и   материальных   проблем,   что иногда,  это   оборачивалось  против   них  самих  -   они   вынуждены  были   жить   в   долг,   как  и   случилось  с   Пушкиным. А   теперь,   снова   обратимся  к   четвертому   номеру   "Современника"   и    роману   " Капитанская   дочка ".   После   выхода   журнала,   ни   одного   отзыва   на   роман    не    последовало.   И   только на  следующий  день,   после    сметри   А. С.  Пушкина,   появились  первые   хвалебные   отзывы.  Но  это   будет   позже,  а  при  жизни   Алек- сандр   Сергеевич   так   и   не   прочтет  в   прессе   ни  единой   строки
о   своем   романе.
    Этой   же   осенью   произошло   еще   одно   интересное   событие : Чаадаев   прислал   Пушкину   свои   "  Философские  письма   к   госпоже   * * * ." ,   на   русском   языке.   Пушкин   был   знаком   с   их   текстом, но   только   на   французском.  В   русском  же   варианте   они   выходили   впервые.   Пушкин   прочтя  их ,  нашел   несоответствие   с   перво начальным   изложением,   и  написал   свое   знаменитое   неотправленное   письмо   Чаадаеву.   В   нем   поэт   утверждает,  что   Чаадаев   во многом   прав,   но   он  лично  с  ним   не   согласен,   т.  к.  не   смотря ни  на  что,  считает   Россию   лучшей   страной   и   лучшей   родиной   в мире.   Но,   когда   Пушкин   узнал   о   последних   событиях  в  Москве : Чаадаева   объявили   сумашедшим,   издателя   "Телескопа",  в   котором   и  были   опубликованы   письма   Чаадаева,-  Н. И.  Надеждина выслали   из  Москвы,   А.  В.  Болдырева   уволили,  "Телескоп"  запретили,  и   даже   Белинский   остался   без  работы;  -   он   решил   не   от-
правлять   своего   письма. 
    В   этот   же   день  -   19  октября   1836   года,   Александр   Сергеевич   отправился   на    25    годовщину   со   дня   основания   лицея. Там   он   намеривался    прочитать   свою   еще   не  до  конца   законченную   лирическую   песнь  /  стихотворение / ,  написанную   специально   к   этому   дню.   Но   начав   читать   первые    строки  :
    "   Была   пора  :    наш    праздник   молодой
        Сиял,   шумел   и   розами  венчался  .  .  .  ",-
Пушкин   не   смог   сдержать   слез,   и  потому  -   положил   бумагу   на
стол   и   отошел  в   дальний   угол   комнаты,   на   диван.  За   него  по-
том   прочел   стихотворение   кто -то  из  писутствующих.   После   смерти   Пушкина   это  стихотворение   Жуковский,  который   выпустит   пятый   номер   "Современника"   совместно   с  Вяземским,  Одоевским  и Плетневым,   включит   в  этот  самый   номер.  Причем  разрешение  на опубликования   именно  этого  стихотворения   Жуковскому   придетс просить   у   самого   Уварова,  т. к.  Крылов  отклонит  прошение.   Но  и Уваров   согласится   только   с  условием  заменить  слово  " суровый " на   что -нибудь  еще,   т.  к.  речь   идет  о  царе.   И   Жуковский   заменит   его  на   слово " бесстрашный ".
    Но  это   будет  позже,  а   пока  была   осень   1836  года,  и  трагическая,  для   Александра   Сергеевича,  развязка   приближалась.  Все началось   вечером   2   ноября,  когда   Наталья   Николаевна   отправилась  в  гости  к   своей   приятельце   Полетики,  по  приглашению  последней,  но   никого   кроме  Дантеса   в  ее  доме   не  застала.  Что  же там   произошло  так  до  конца  и  не известно,  но  как  заявила  впоследствии   жена   Вяземского,  Наталья  Николаевна  явилась  к  ней   тем вечером   "  вся   впопыхах  и  смятении  чувств  ".   А   на   следующий день,   Пушкин   и  шестеро  его   друзей :  Вяземский,  Карамзин,  Соллогуб,  Хитрово- Фикельмон,  Виельгорский  и   братья  Россет, - получили анонимки   об  этом   " свидании ".  После   этого,  4   ноября,  посылает   вызов  на  дуэль  Дантесу. В   мемуарной   записке,  посвященной  тем   событиям,   личный секретарь   Бенкендорфа,-   П. И.  Миллер,   пишет  следующее : "  . . .   Дантес   нахально   волочился   за   всеми,  но   преимущественно   стал   ухаживать   за   женой   Пушкина.   Она   виновата   была тем,   что   общалась   слишком   робко  и   деликатно   с  этим   нагляцом!   Ей   нужно   было   действовать   смелее  и  всего   менее  с   ним
церемониться ;   он   принял  робость  с  ее   стороны   за   одобрение, а   потому   позволял   себе   с  нею  все  более  и   более. . . Дантес   решился   отомстить   Пушкину   посредством  Натальи   Николаевны, -  обеславив  ее.   Подлое   средство,  достойное  оплеухи  " .
    Так   или   иначе,  но  с  4  ноября   начался   трагический  для   поэ-
та   отсчет  его  последних  дней.  После   этой   даты,   последовали   уговоры   со   стороны   усыновителя   Дантеса  -   барона   Геккерна об   отмене   дуэли.  Также   барон   обращался   с   просьбой  и   к   Наталье   Николаевне :   написать   письмо   Дантесу   с  просьбой   не вступать  в   поединок,    но   она ,  конечно  же,   отказала.  Расчет,  по мнению   биограграфов,  был  прост :   "Дантес  откажется  драться, вняв  мольбам   любимой   ".   А   сам   Дантес   уже   собирался   жениться   на  сестре   Натальи  Николаевны,  но   едиственным  препятствием   была   дуэль.  Пушкина   же,  все  его  друзья,  уговаривают  не вступать  в  поединок,  словно   чувствуя  недоброе.   Александр   Сергеевич,  хотя   и  не  сразу,   но   соглашается    и  пишет   удовлетворительное  письмо   Геккернам.   На  этом - то   конфликт   мог  бы   исчерпан   насовсем   и   трагедии   не   случилось  бы.  Поэт  показал   себя
человеком,  умеющим   прощать   даже   мерзости.  Но   общество   сочло   это  за  мягкотелость,  а  может  даже   и  трусость.  Все  гостинные, салоны  и  кабинеты   были   полны  сплетен,  слухов,  насмешек  и  пересудов,  смешанных  с  клеветой.   А   один   слух   был  наиболее   низким:
дескать   Дантес   пожертвовал   собой  -   женится   на   нелюбимой, 
спасая   репутацию  возлюбленной.  Наиболее   правдоподобной  в  таком  случае   выглядела  бы  версия,  что  он  просто  хочет  быть  поб-
лиже  к  Наталье  Николаевне,  или  же   просто  желает  досадить  им обоим -   и  Пушкину, и  его  жене,  войдя   в  их  семью. Этого  поэт  уже  не  мог   вынести  и  вознамерился  тут  же   возобновить  вызов.   Но  его   друг -  Жуковский,  пошел  на  крайние  меры,  чтобы   попытаться  предотвротить  дуэль,  а  именно :  рассказал все   царю.  Тот  же  вызвал   Пушкина   на   аудиенцию,  где   взял   с  него   слово  "  не   стреляться  ".  И   хотя,  Николай  1   не  благоволил  Пушкину,  дуэль   с  иностранным   подданым   была   для  него   не  выгодна,  ведь   исход   не  известен,  и  в  случае  чего  ему  пришлось   бы объясняться   перед   Нидерландами.
    Стоял   конец   ноября,  дуэль  пока   не   была   возобвлена,  и  Пушкин   занялся   редакционными   делами   "Современника".  Также   он готовил   новое   издание  своих   стихотворений.  А   в  конце   декабря, на  ряду   с  четвертым   номером   "Современника",  Александр   Сергеевич   выпускает   своего   "  Евгения   Онегина  "  отдельной   книжкой. В   издании   книжки   ему   помог   Глазунов.  Так   закончился   для   А. С. Пушкина   1836   год. 
    А   10  января   1837   года,   состоялось  бракосочетание  Дантеса  и   Катерины   Николаевны  Гончаровой,  сестры   Натальи   Николаевны.  Пушкин   на  свадьбе   не  присутствовал   и  отклонил   визит новобрачных.  В   первой   половине   января   Александр   Сергеевич расплатился   с   самыми   срочными   долгами,  деньгами   вырученными   за  четвертый   номер  "Современника"   и   издание   "  Евгения Онегина ".   Но,   уже   14   января,  на   балу,  между   Пушкином   и   Дантесом   произошла  какая -то   сцена.  Она  -то   и   послужила   поводом  к   возобновлению   дуэли.
    А 26  января,   Александр   Сергеевич   принял   дома   секунданта, и   отправился   на   поздний   обед   к   друзьям.   На   следующее утро, ставшим   для   него  роковым,  Пушкин   успел  написать   письмо   к знакомым   о   "Современнике".  Это   еще  раз  доказывает,  что он до   последнего   надеялся   на  удачный   исход   дуэли.   Но   его   надежды   не   сбылись, -   он  умирал   2  дня,  после  ранения.  После были  похороны   и  много  хвалебных  слов,  которых   так   мало  удалось  услышать   поэту   при   жизни.
    Как   это   ни  странно,   но   "Современник"   выжил,  и  пережил своего   создателя   на   несколько   десятков  лет.   Возможно,  остася   жив   Пушкин,  "Современник"  бы  закрылся.  Наверное  они - великий   поэт   и   его   журнал,   не   могли   существовать   вместе : кто - то  один  должен  был   погибнуть,  к  сожалению,  выбор   пал на   Александра  Сергеевича.
    Некоторые   считают,  что  в  той  дуэли   победил  Дантес,  но это  не  так.  Пушкин  постоял  за  свою  честь.  А  сейчас,  спустя почти   200   лет,  когда  мир  изменился,  заходя  в   московское  метро   можно   увидеть   портрет   и   имя   А. С.  Пушкина  на  какой -то рекламе  на  стене  вагона,-  Пушкина,  а  не  Дантеса  или   кого- либо еще   из  его  современников.  А  что   касается   издания   "Современник",  то  о  нем   мало  кто  бы  вспомнил,  и  уж  тем  более  нельзя   его   вспомнить   без   упоминания  об   Александре   Сергеевиче Пушкине.
    Можно   сказать,  что   Пушкин,  а   вернее  людская   память  о его  таланте  и   идеалистических   убеждениях,  победили  в  этой схватке   поэта   с  судьбой   и   собственным   журналом.

2006г.








   


Рецензии
Странно, но многие люди говорят, что история это полное вранье и имеем большую доказательную базу. Мы этого Пушкина не видели и как мы можем рассуждать, что он далал.
Да есть замечательные стихи, но изучая некоторые моменты у меня возникли некоторые сомнения по поводу данного человека.

Ильмой   10.08.2014 15:52     Заявить о нарушении
Мы все в данный момент может основываться только на фактах, предоставляемых нам летописями его современников. И ни на чем более. Факты таковы, какие есть в печатных источниках. Из головы ничего не выдумывала. Я все же пишу исторически-достоверные произведения. Даже в моих романах нет того, чтобы действия происходили различно от исторически-значимых событий истории, хотя там герои и вымышлены. А что касается моих исторических, естествознательных работ то все они написаны и основаны на реальных фактах истории. Там только факты и ни капли вымысла. Просто пересказ жизни великих людей, основанный на исторических событиях и литературе , которую я изучала.

Марина Сильвер   19.08.2014 22:23   Заявить о нарушении
Я уже доказал, что история на 1000 лет - это сплошное вранье. Да сейчас уже многие люди обратили на это внимание и на различных площадках есть много различных обсуждений. Просто у Пушкина в произведениях имеется шифр - который указывает, что человек обладал такими знаниями, что современная академия наук, просто отдыхает. А это значит произведения написаны коллективом людей, но один человек такое никогда не сможет осилить.

Ильмой   25.08.2014 22:08   Заявить о нарушении
Может, Вы мне и не поверите, но может. Если ему дано Знание, других миров, других реальностей. Все такие знания даются в Астральном плане, В Сновидении, но не в Яви.

Марина Сильвер   19.11.2015 21:56   Заявить о нарушении