Музей им. А. М. Горького

  Еще идя по улице, я обратила внимание на уютный и красивый особнячок, построенный в начале века, спрятанный среди цветущих яблонь.Дом с виду шикарный и приятный в стиле модерн, построенный архитектором Ф.О. Шехтелем. Это и оказался дом помещика С.П. Рябушинского, служивший последним приютом Алексею Максимовичу Горькому (Пешкову)  после его возвращения из Италии, где он лечился от туберкулеза. Но обо всем по-порядку.
  Мне сразу вспомнилось о том что Рябушинский основал в Кучино единственную в мире на то время аэродинамическую лабораторию. Но оказывается то был Дмитрий Павлович, а особняком когда то владел его брат Степан Павлович. Всего было 7 братьев и все занимались чем-то полезным- у кого был банк у кого фабрика, у кого научный институт, - но все это я узнала уже позже, а пока наслаждалась убранством особняка.
    Зайдя в музей им.А.М.Горького, я первым делом заглянула в неприметную
комнатушку на первом этаже. Оказалось, что это был кабинет помощников Алексея Максимовича, - об этом и многом другом мне поведала приятная
старушка, которая обнаружилась в углу этого кабинета. Она сидела за маленьким столом в синей кофте с убранными в пучок полуседыми волосами,и производила впечатление интеллигентного человека.
    Первое на что я обратила внимания, - это книги в шкафах, где были представлены и журналы выходившие под редакцией А.М.Горького, и книги печатавшиеся  с его протекции в типографии, ну и конечно же его собственные. Вот про типографию-то мне и поведала старушка, и увидев мой искренний интерес (ведь Горький один из моих любимых писателей), она продолжила
диалог, заметив, что: большая редкость,когда человек любит творчество
Горького, -многие его не воспринимают и не понимают, - за многие годы работы в музее она в этом убедилась. Тут зашел разговор о самых любимых произведениях ее :( "Данко") и моих ("На дне", "Песня о соколе"). Я еще добавила, что именно Горький как никто другой из писателей начала 20 века, смог отразить отношения между людьми. Ведь эти отношения, если взять , к примеру, пьесу "На дне", за прошедший почти век, - ничуть не изменились, - изменились только декорации, а отношения, - нет. На что старушка подняв указательный палец вверх, заметила: "Это очень интересная мысль. В ней есть смысл". Воодушевленная такой высокой оценкой с ее стороны, я продолжала диалог, и узнала много интересных подробностей. Оказывается этот дом выделило Горькому для проживания государство,по личному приказу Сталина. Сам же Горький впервые его увидел, когда вернулся из Италии. И дом ему не нравился. Тут старушка, пока я рассматривала письменный стол, встала, опираясь на палочку, отстегнула красную перегородку, запрещающую посетителям приближаться к столу, застегнула вновь и направилась к окну. Закрыв его она проделала все то же самое, только в обратном направлении, говоря на ходу, - "Пора уже закрывать,проветрилось уже". Затем, усевшись на свое место, она рассказала мне, что прямо находится гостиная, а на втором этаже кабинет и спальня А.М. Горького, которые я потом и посетила, но прежде поблагодарила старушку за столь интересный рассказ.
    Выходя из музея, я была уверенна, что эта старушка абсолютно искренно любит творчество Горького, в отличии от многих других работников музея, - которые без особого интереса выполняли свою работу, обсуждая бытовые проблемы и даже устраивая небольшие взбучки посетителям на входе, которые, т.к. они были иностранцами и не понимали русского, а также зачем одевать особые тапочки (на самом деле, чтобы сберечь раритетный паркет). Но эти сценки как-то диссонировали с общей атмосферой великого и прекрасного, которое, словно, до сих пор, живет в этом доме.
    А в целом, я вышла очень одухотворенная из этого музея, может благодаря
особой его атмосфере, может от фото и писем самого А.М.Горького, которые можно посмотреть и прочитать через стекло, конечно, но можно! А может, благодаря такому интересному общению со старушкой, - не знаю. Скорее
всего, это все вместе сложилось, как мозаика, наполнившая мой дух радостью и какой-то внутренней умиротворенностью. Это было утреннее воскресное майское утро и на душе было также свело, как и на улице.

2007г.

Москва, ул. Малая Никитская, д.6/2, корп.1.


Рецензии
Марина. Мне тоже удалось несколько раз быть в музее. Первый раз очень давно, запомнились цветные витражи, через которые проходил солнечный свет и делал все помещение ярким и необычным. Просто сказка. Потом уже мне пришлось искать конкретные материалы, в этом доме еще есть место, там есть фотографии о поездке Горького на Соловецкие острова для осмотра лагеря особого назначения. Мне хотелось узнать, было ли это в то время, когда там отбывала ссылку, которая заменила расстрел, женщина семидесяти лет, жена последнего директора Императорского Александровского Царскосельского лицея. Мне тоже сказали, что Горький этот дом не любил. А Рябушинский любил, строил для себя. Во дворике дома Рябушинского есть еще и музей Алексея Толстого. Приятно найти общие темы. Катерина

Екатерина Адасова   24.01.2015 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина. Мне тоже приятно слышать мнение человека, который там был, так же , как я , и знает о чем говорит.

Марина Сильвер   24.01.2015 21:51   Заявить о нарушении