Лермонтов

Можно много говорить о поэзии и произведениях М.Ю.Лермонтова, - и
ничего не сказать, т.к. лучше, наверное, чем у  В.Г. Белинского, - все равно
не получится:
    "Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них
силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия...
     Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит
их как истинный художник; он поэт русский в душе - в нем живет прошедшее
и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души".
     Можно вдоволь рассуждать,  насколько велик был Михаил Юрьевич Лермонтов, но одно точно нельзя не упомянуть: он был ярок, он не
боялся принимать вызовы судьбы, он как бы "горел" и был  "мятежен
духом, просящим бури".
     Ведь если начать с той поэзии Лермонтова, которую мы обычно учим
еще в дошкольном возрасте, только с годами осознавая истинный
смысл стихотворения "Белеет парус одинокий", то становиться ясно
насколько она глубока и философна. Тут же следует упомянуть еще
одно стихотворение, - "Выхожу один я на дорогу", где также говориться
об одинокой душе скитальца, ищющего покой в иллюзорных мирах и
не могущего найти его в реальности.
    Вообще бунтарский дух  характерен для поэм, стихотворений и других
произведений Лермонтова. Взять хотя бы "Мцыри" или "Герой нашего
времени". Эти произведения отражают не только красоту Кавказа ( ко-
торый Лермонтов очень любил), но главное, - отражает силу характеров
их главных героев.
    Но самый главный талант, на мой взгляд, любого истинного писателя,
поэта или художника состоит в том, чтобы образы , созданные им в его
произведениях оживали в представлении каждого человека. А Лермонтов
несомненно обладал таким талантом. Читая его произведения, невозможно
не видеть перед собой визуальной картины произведения. Это все равно
что смотреть на "Ночной дозор" Рембрандта,- образы как буд то оживают,
а в самой картине чувствуеся такая глубина, что она просто завораживает,
и от ее созерцания очень трудно оторваться. Конечно, не каждому художни-
ку, поэту или писателю удается передать в своих произведениях глубину
образов, но Лермонтов несомненно таким талантом обладал.
    В 1814 году, когда Москва, хоть еще и не отошедшая от пожаров, встречала
возращающихся русских солдат после победы над Наполеоном, в семье от-
становного офицера, ночью 15 октября родился мальчик с именем - Михаил
Юрьевич Лермонтов. Мать мальчика умерла, когда ему не было и трех лет.
Отца же он видел редко, т.к. бабушка забрала себе право на воспитание внука и увезла в Пензенскую Губернию, село Тарханы. Поскольку в детстве мальчик
был слаб, то бабушка трижды возила его на Кавказ, к водам. Возможно, именно тогда и родилась любовь Лермонтова, отраженная во многих его произведениях, к Кавказу. Но детство быстро закончилось, и 14-ти летним
подростком он вместе с бабушкой переехал в Москву, и поступил в университетский Благородный пансион. Затем, оттуда он перешел в Москов-
ский Университет. В то же время там учились и Герцен с Белинским, но их
пути с Лермонтовым практически не пересекались. Обучение давалось
Лермонтову легко, - он, как говорится, - "все схватывал на лету": прекрасно
владел несколькими языками, легко решал сложные математические зада-
чи, отлично играл в шахматы. Удивительно, но кроме всего этого Лермонтов писал маслом картины, превосходно играл на скрипке, рояле, пел арии из
опер, но даже и сам сочинял музыку. Наверное, не зря говорят, что талантли-
вый человек - талантлив во всем, но велик, конечно, только в чем-то одном.
В это же время появляется одно из первых и наиболее талантливых стихот-
ворений Лермонтова, - "Парус", где отражаются скитания одинокой мятежной
души, ненаходящей покая и требующей бури.
    Но Лермонтом был не только талантливым, но еще и просто высоко образованным человеком. Правда некоторым его современникам, возможно
из зависти к его таланту, казалось, что он подражает Байрону. На что Лермон-
тов пишет ответ в виде стихотворения:
" Нет, я не Байрон, я другой,
  Еще неведомый избранник,
  Как он гонимый миром странник,
  Но только с русскою душой..."
  Лермонтов подобно Байрону, воспевал свободу, не только в общем понима-
нии, но и свободу духа.
    Затем, после стычке в университете, Лермонтова выгоняют из него, и он
поступает в юнкерское училище в Петербурге,- городе, от которого в отличии от многих своих современников, - он не был в восторге. После окончании
училища, Лермонтов стал офицером гвардейского гусарского полка, квартированного в Царском Селе,- под Петербургом. Здесь он мог наблю-
дать великосветскую, аристократическую жизнь, наблюдения за которой
побудили создать его драму в стихах "Маскарад".
     Кстати, Лермонтов единственный, кто смог воссоздать образ Ивана Грозного, исключительно по народным песням, в своей поэме "Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
    А после смерти Пушкина, на следующий день Лермонтов написал стихотво-
рение "Смерть поэта", которое вмиг распространилось по Петербургу и
сделало его знаменитым в одночасье.Но в то же время, именно это стихотворение обрушивает гнев царя на юного поэта, и по его личному указанию тот впервые сослан на Кавказ, где встечает много бывших декабри- стов, но дружит лишь с Александром Одоевским, с остальными просто
приятельствует. Но Одоевский погибает через два года на Кавказе, находясь
в армии от лихорадки. На его смерть Лермонтов откликнулся стихотворением
"Памяти А.И.Одоевского"(1839г.). К тому времени, сам Лермонтов уже находился в Царском Селе, куда вернулся на прежнее место службы весной
1838 года. За почти три года проведенные здесь перед новой ссылкой на Кав-
каз Лермонтов создает "Героя нашего времени", части которого "Бела" и "Фа-талист",- печатаются в "Отечественных записках". Также он завершает поэму "Демон".У Лермонтова вообще много произведений, которые достойны звания "мировой литературы". И даже не вериться, что все это он создал за неполные 27 лет.
    А в начале 1840 года состоялась дуэль Лермонтова с Барантом, сыном
французского посланника. И хотя в этой дуэли никто не погиб, Лермонтова
посадили на гаупвахту, где его навестил Белинский. Потом Белинский напишет,
под впечатлением этой встречи:
    "Недавно был я у него в заточении и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного. О, это будет русский поэт
с Ивана Великого! Чудная натура! ... Каждое его слово, - он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей..."
    Самого Лермонтова вскоре направляют в пехотный полк, находящийся на
Кавказе и учавствующий в боевых действиях. Так проходят лето и осень1840
года,- Лермонтов участвует в боевых действиях против горцев. Затем, в начале 1841 года, он получает короткий отпуск и возращается в Петербург,
где он мечтает об отставке, о занятии литературной деятельностью и о возможности издавать свой журнал. Но власти приказывают ему немедленно
возвращаться на Кавказ и участвовать в боевых действиях. По пути в свой
полк Лермонтов задержался в Пятигорске, где у него были недоброжелатели, которые и спровоцировали дуэль с Мартыновым, который когда-то учился в одном училище с Лермонтовым. Мартынов был человеком недалеким, но
очень самолюбивым, - он выстрелил первым, хотя и видел, что Лермонтов поднял руку с писталетом вверх, и не собирался стрелять. Так трагически оборвалась жизнь, без преувеличения, великого поэта. И здесь нельзя не обратить внимания на то, как перекликаются и даты рождения и смерти поэта, как будто в этих числах есть какая-то роковая магия, какая-то фатальность судьбы: (15.10.1814г. -15.07.1841г.), о чем так часто писал сам Лермонтов.
Многие считали дуэль с Мартыновым,- политически организованной акцией,
и, возможно, они и правы. История скрывает много неразгаданных тайн и
это, - одна из них.
    Всегда трудно оценивать великие произведения, особенно если до тебя это делали тысячи людей, но особенно трудно, когда ты не чувствуешь согласия
между своим собственным мировозреннием и героями произведений, а также
с жизненными воззрениями самого автора. В этом случае это не так. Герои
Лермонтова настолько многогранны, - также, как и сама жизнь и реальные
люди в ней. Герой, даже и главный, не может быть абсолютно правильным и
хорошим по отношению ко всем, как не может этого почти каждый живущий на
Земле человек. Мир не толькочерно-белый, чаще он бывает серым, - где
добро и зло живут внутри одного человека, и ежедневно боряться между собой. Именно это М.Ю. Лермонтов и показывает на примере Григория
Александровича Печорина в "Герое нашего времени". В то же время, Лермонтов высмеивает любые попытки поставить знак равенства между ним самим и его героем. Печорин, безусловно, по своему развитию выше окружающих его людей, но он не знает как реализовать себя и не знает чего на самом деле хочет. И потому, не злонамеренно причиняет боль окружающим его людям, что законамеренно, когда человек ищет самого себя в этом мире.
     В Печорине еще удивляет и то, что при всем его эгоизме и равнодушии к
окружающим, - он полон жизненных сил и стремлений к лучшему. Ведь, когда
человек разочарован, - интерес, зачастую даже к самой жизни пропадает, не
говоря уж о каких- либо устремлениях. А Печорин соединяет в себе несовмес-
тимые черты,- этого героя непросто разгадать, и тем он особенно интересен. В романе также говориться о том, что Печорин не сам по себе такой, а общество, в котором он живет сделало его таким :
    "Я говорил правду - мне не верили; узнав хорошо свет и пружины общества,
я стал искусен в науке жизни...", - признается Печорин.
    Удивительно, но спустя два века, - ничего в обществе не изменилось. Люди
по-прнежнему поневоле начинают приспосабливаться к окружающей их среде, - начинают лгать и т.д., - всего не перечислить. И те из них, кто не утратил остатки совести, - начинаю неизбежно страдать сами. А когда человек страдает, он просто неспособен дарить: любовь, тепло, дружбу, счастье, -окружающим. Наверное, поэтому образ Печорина так притягателен и понятен , пусть и не для абсолютного большинства, вот уже на протяжении двух столетий.
    В романе много и других героев: Бела, Максим Макимыч, Вера, Грушницкий, Мэри, и их истории, - это тоже отображение душевных исканий или мук, каждого
из них. Но, во главе романа стоит, все же, Печорин, с его постоянными душевными метаниями, раздвоенностью внутри себя самого, когда не найден
компромисс в собственной душе. В его жизни появляются разные персонажи,
которые порой поначалу кажутся не теми, кто они есть на самом деле, лишь впоследствии проявляя свое истинное лицо. И это не может не отразиться
на внутреннем состоянии Печорина, - он понимает, что даже он может поначалу ошибиться в человеке, - и это немного шокирует его дух. Затем,
Печорин всеже понимает, что даже перемена мест ничего не решит, - от
себе самого не убежать. Внезапная смерть избавляет его от душевных терзаний.
     Здесь трудно не заметить параллелей между жизнью самого автора и его
главного героя, - во всяком случае судьба обоих обрывается трагически и в
самом расцвете лет. Возможно, это и есть тот самый фатализм, который преследовал Лермонтова во всех его произведениях, и, наконец, настиг его
в реальности.

2007г.


Рецензии