Гл. 63. Съезды, научные симпозиумы и конференции

   Одной из важных сторон научной деятельности являлось (и осталось таковым) участие «работников науки» в различных съездах, конференциях, симпозиумах, семинарах – «сборищах», где «учёная публика» делает доклады, в которых сообщает своим коллегам о результатах своих научных исследованй и достижениях. Происходит обмен мнениями, часто возникают дискуссии и споры, в которых, как известно, «рождается истина».

   В «советские годы» до начала 90-х в СССР через каждые несколько лет собирались съезды и конференции геологов, геофизиков и геомагнитологов (в Москве, Киеве, Баку, Тбилиси, Казани, Магадане, Иркутске  и др. городах), которые перемежались с так называемыми школами-семинарами – в Опалихе, Черноголовке, Звенигороде – небольших городках Подмосковья. Одним из наиболее любимых мест, где особенно часто в период с 80-х годов прошлого века до начала 2000-х собирались палеомагнитологи, был (и, наверное, остаётся) пос. Борок. Здесь на базе Геофизической обсерватории Института Физики Земли РАН устраивались и успешно проходили встречи коллег со всего Союза – от Ленинграда и Москвы до Магадана, Владивостока и Хабаровска…

   Тогда ещё были живы и «задавали тон» среди участников «корифеи», из которых (начинавших в 50-х годах прошлого столетия и АКТИВНО РАБОТАЮЩИХ до сих пор) сейчас, кажется, остался один только профессор Д. М. Печерский (которому пошёл уже 86-й год!). Он до сих пор является для всех коллег примером творческого долголетия, научной принципиальности и жизнелюбия. Дай, Господь, ему здоровья, желания и возможности (сил!) работать ещё долго и в будущем!!! Он остаётся одним из «последних могикан» нашего научного направления!

   В последние годы на базе Санкт-Петербургского Университета (через каждые 2 - в чётные) проводятся международные семинары-конференции широкого профиля - «Геокосмос», где участвуют также и наши палеомагнитологи и геомагнитологи. Я последний раз был на таком семинаре в 2010- м году, где делал доклад (после завершения которого ведущий семинар «конвинер» Г. З. Гурарий даже – похвастаюсь - поднял большой палец в знак одобрения!). А что я, тяжко болящий, могу ещё вспомнить приятного для себя теперь, в 2014 г. - на стадии своего прогрессирующего физического, - но пока, кажется, ещё не совсем полного умственного - угасания…

   …Я участвовал во многих таких научных «сабантуях». Кроме того часто посещал и чисто геологические - «тектонические» и «металлогенические» конференции, косвенно касающиеся и моей  основной профессии. Первое моё участие в таких мероприятиях относится к 1965-му году (когда я работал ещё на производстве) – это было Всесоюзное Металлогеническое Совещание в Ленинграде. Последний мой приезд с докладом на Международное научное совещание состоялся в 2011-м году во Владивостоке. Т. е. я активно и успешно «присутствовал и докладывал» на различных научных «сборищах» в течение более 45-ти лет. А если добавить сюда многие региональные Дальневосточные конференции, в которых я участвовал, работая ещё на производстве, то общий стаж моей «публичной» отчётности перед коллегами «перевалит» за полвека…

   …Тематика конференций могла быть самой различной, но, в общем, не выходила за пределы геолого-геофизических проблем в Науках о Земле … Для «ориентировки» читателя навскидку укажу несколько официальных названий сессий, совещаний, конференций и/или симпозиумов: «Геомагнетизм, палеомагнетизм и магнетизм горных пород», «Геология и геофизика окраинных морей», «Всесоюзное вулканологическое совещание», «Геодинамика глубоководных желобов Пацифики», «Тектоническая энергия и минеральные ресурсы Северо-Западной Пацифики», «Теория минералогии» и даже просто «Иркутские встречи»…
   Можно ещё указать на международные конгресы, сессии и симпозиумы советских и зарубежных учёных  - вроде Тихоокеанского конгресса в Хабаровске в 1979 г., различных «советско-японских и советско-китайских симпозиумов в 80-е и более поздние годы…

   Результатом подобных научных контактов часто являлась последующая организация и проведение совместных экспедиций, лабораторных исследований, а также издание публикаций…  Например, в 1985 г. после очередного Советско-Японского Геодинамического симпозиума в Хабаровске были изданы (в Японии, на английском) доклады участников, а впоследствии были организованы и совместные полевые работы в Приморье…  По результатам любых совещаний обычно издаются сборники «трудов» и тезисы докладов участников.

   Как и собственные научные публикации, участие в коллективном обсуждении научных проблем  является показателем научной зрелости и творческой активности любого  учёного… В этом, мне кажется, за всё время своей работы «в науке» я не могу предъявить себе какого-либо упрёка – как бы это ни показалось нескромным. В соответствии со своим научным уровнем, знаниями и опытом я всегда старался активно включаться в обсуждаемые проблемы. При этом старался и сам учиться, слушая других.   
   О «вненаучных» аспектах подобных научных контактов кратко расскажу в следующей, 64-й главе «Неформальное общение с коллегами»


Рецензии