Сто рублей в книге

Эту историю рассказала мне женщина, которая вот уже несколько лет ездит по святым местам. В День святых Петра и Февронии мы сидели за столом, пили горький чай с чабрецом и неторопливо беседовали. Говорили о проблемах воспитания, об утраченных ценностях добродетели, о недавней поездке в Усть-Медведицкий женский монастырь. В таких беседах есть тема, которую вряд ли кому удастся  обойти: это чудеса и знамения. Вот и моя собеседница, поправив подушечку на диване, обронила:
- Удивительно, что мы ищем чудес, когда есть благодатный огонь в Храме Воскресения Христова, когда есть мироточащие иконы…
- А может, мы ищем от неверия? Своих доказательств, свидетельств хочется?
- Вот это ты верно сказал… Всякому человеку ближе то, к чему он прикоснулся сам. Вот случай был… Ездила я с дочками в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Это была первая наша поездка по святым местам. Ехали, правда, на один день, но планы были грандиозные: и службу отстоять, и причаститься, и к мощам батюшки Сергия приложиться, да и просто побродить по святым местам… А они там удивительные! У южного склона, где  церковь Введения во храм Богоматери, так и осталась бы навсегда…
Моя собеседница сказала это так просто, даже обыденно, как будто это место - совсем рядом и не составит труда побывать там, коль душа того желает. А может, и вправду, святые места на деле ближе, чем кажется?  А Татьяна (так её зовут) меж тем  продолжала:
- Мы успели к началу службы. Служба в монастыре – это особая красота.  Исповедались мы, причастились…   По окончании службы  зашли в монастырскую лавку. И там, среди прочих предметов, увидела я подсвечник, который так мне понравился, так пришёлся по душе! Он, знаешь, сделан из металла в виде свечи… То есть получилось что-то вроде главной свечи, а остальные, восковые, менялись по необходимости. Ну, так я это почувствовала и решила: непременно куплю! Решить-то решила, да дочки стали меня останавливать, мол, денег у нас немного, а ты нам обещала по серебряному крестику купить. Купила я дочкам по крестику, а у самой тот подсвечник из головы нейдёт. Такие мы, бабы: вместо того, чтобы быстрее к святыням да к иконам, больше времени в лавке простоим. Вижу, мои дети уже ждут меня… Только я – к выходу, подходит ко мне девочка лет восьми в оранжевом платочке, вся неухоженная такая, протягивает руку и говорит: «Тётя, дай  сто рублей». Не просто: «сколько можете», а конкретную сумму называет!  Я и бросила ей на ходу: «Некогда мне… Самой бы кто дал!» Сказала это, хоть и спешила, от души - вот что плохо. Конечно, спохватилась, вроде бы… Но пронеслось в голове привычное «ну, да ладно», и забыла я оранжевый платочек… Остаток дня без устали ходили от святыни к святыне, от собора к собору.  Крепостная палата, Келарские палаты, надкладезная часовня, что подле самого собора… Сели в автобус уже затемно. И вот  моя Лена (ты знаешь мою младшенькую, она не читать не может) достаёт из сумочки книгу святителя Иннокентия «Указание в царствие небесное». Я взяла у неё её просто полистать, что называется, познакомиться. Открываю… Господи! Между страниц лежит новенькая сторублёвая купюра!... Лена! Твои деньги? А ведь знаю, что нет у неё «своих»!  И нахлынуло сразу: и платочек оранжевый, и ручонки немытые, и, главное - это моё – «самой кто бы дал…»
Она помолчала немного, вздохнула и добавила:
- А знаешь, я и чудом – то это не хочу называть… Или всё же - чудо?…
В комнате наступила та тишина, которая - не окончание, а продолжение разговора. В эти минуты, наверное, мы думали об одном: о том, что чудо не нарушает, а выявляет законы высшие и вечные, часто недоступные нашему мнимо свободному разуму. 

Митяшов П.В. Недвижные качели. Рассказы. Издание второе, дополненное. – Волгоград: Сфера , 2017. – 112 с.


Рецензии