Фотография

Иногда случается такое, что отношение к человеку, или, вообще, к людям, меняется в один миг…
Думаешь о ком – нибудь:  «Так нельзя себя вести! Это нельзя произносить вслух»! Или, «Как он может позволять своим детям так себя вести!...»
      Мне вспоминается рассказ одного известного человека – Стивена Кови - психолога и писателя. Он рассказывал в одной из своих книг случай…

В вагоне метро, где было много людей, ехал мужчина и его дети. Мужчина спокойно, даже как – то отрешённо, сидел на мягком сиденье, а его дети носились по всему вагону, наступали людям на ноги, и причиняли всем большое беспокойсто.
      Пассажиры удивлялись тому, как он может ничего не замечать, когда его дети такое вытворяют! На него смотрели со злостью и непониманием!
 Наконец, кто – то не выдержав, тронул его за плечо и попросил сделать что – нибудь, чтобы его дети успокоились, наконец!...
Как – будто, очнувшись от своего глубокого забытья, мужчина посмотрел виновато по сторонам и произнёс: « Извините меня, пожалуйста… Час назад в больнице умерла моя жена, и я теперь совершенно не знаю, что мне делать… Похоже, что и они тоже…»
И тут же все стали утешать его, произносить слова соболезнования и поддержки! То есть, ситуация сразу полностью изменилась! Похожий случай произошёл и со мной, когда мы с мамой поехали в Калужскую область, где похоронен мой отец и её муж.

Я заранее забронировал места в междугороднем автобусе и с автовокзала «Тёплый Стан», из Москвы, мы в полдень выехали в г. Людиново.
Через шесть часов мы уже были на месте, где нас ждали наши родственники.
     На следующее утро мы поехали на кладбище.
     Сойдя на нужной остановке маршрутного такси, мы прошли мимо старой действующей церкви, которую я помню ешё с тех пор, когда маленьким мальчиком приехал в этот город в первый раз. Мы обошли кладбище вокруг. до его середины, и у красивой, развесистой ивы, служащей нам ориентиром, повернули налево, войдя на его территорию.
     Мы с мамой не были у отца со времени его похорон, но знали, что за могилкой ухаживают, а служащие, которым мы заказали памятную плиту, уже на второй день после погребения, всё привезли и установили плиту, под контролем наших родных. Теперь мы могли наглядно всё увидеть своими глазами…

Мраморная плита, действительно,, оказалась именно такой, как заказали, с заранее тогда привезённой фотографией, сделанной на овальном камне. и с веточками, выгравированными рядом с именем отца. Только вот листочки оказались не кленовыми, а дубовыми, но, это было даже лучше!
     Мы помянули всех наших родственников…  Я, кстати, не сказал, что в одной оградке у нас похоронены десять человек родни, не далее дедушки и бабушки - родителей мамы. Мама деда и другие родственники лежат рядом – в соседней оградке, как мне объяснили потом…

Мы стояли и вспоминали их, поправляя могилки, но всё это время нас отвлекали от мыслей громкие разговоры каких – то поддатых мужиков, которые расположились, примерно, через две или три оградки от нас. Одни сидели на лавочке, другие стояли, выпивая, и о чём - то всё время оживлённо разговаривали. Галя, двоюродная сестра, сказала, что это - работники кладбища. Что они часто здесь бывают и  их присутствие здесь – обычное дело: норма!
     «Ну, для тех, кто здесь часто бывает, - думал я, - это, может, и – норма, но, я здесь ничего нормального не вижу!»
     Так, продолжая внутренне «кипеть», я достал миниатюрный цифровой фотоаппаратик и попросил маму и сестру встать на фоне памятной плиты. Встав напротив и  наведя на них объектив, я краем глаза увидел, что от группы выпивающих отделилась фигура и, петляя между оградками, стала приближаться к нам. Я отснял пару кадров и сделал несколько  шагов вперёд, прикрывая спиной женщин…
     Человек приблизился… Невысокий, коренастый мужик, простоватый, с едва заметной улыбкой на лице, тихо и вежливо произнёс: -
 Здравствуйте! Извините, пожалуйста, что побеспокоил… Я по опыту знаю, что потом бывает очень досадно, что фотограф сам не попал в кадр вместе со всеми, побывав на могилке. Давайте я вас всех троих сфотографирую, если вы не против…
     Моё внутреннее напряжение, как рукой сняло! Я даже почувствовал себя немного виноватым за свои мысли в отношении него…
Я протянул ему фотоаппарат, встал рядом с женщинами и посмотрел в объектив…
     Мужчина сделал два кадра, попрощался и ушёл.
Интересно и то, что после его визита я перестал обращать внимание и на громкие разговоры, и на дискомфорт, который ощущал раньше!
Сейчас, когда я смотрю на эту фотографию и вижу нас троих, с почтением стоящих у могил своих родных. я понимаю, что меня могло не быть на ней, если бы не душевный порыв и простое желание сделать доброе дело этого простого калужского мужичка. И я всегда испытываю чувство благодарности за этот его поступок. Сердечное ему спасибо!
 
Август - 2014 г

© Copyright: Анатолий Гуркин, 2014
Свидетельство о публикации №214080900235


Рецензии
Рассказ сюжетно интересен...А стиль...? Много; Я,УЖЕ,т.е. повторов...
..."сделал два кадра"...И самих КАДРОВ много...И более того глагол СДЕЛАЛ не один в русском языке...И "всех ...со всеми" рядом как-то не очень...
См строку ;"Через шесть часов МЫ УЖЕ....ГДЕ НАС УЖЕ",,,,

Виталий Нейман   09.08.2014 05:48     Заявить о нарушении