Самолет в селе Кизильском
Еще тогда возникли вопросы, на которых не было ответа в записи Эмилии Ивановны, но я не стал в них вникать, так как летопись состояла из кратких записей хронологического порядка.
А потом подумалось: - Ведь это неординарное событие для жизни района. В 1934 году в поселках нашего района не было даже радио, мало было тракторов, комбайнов, автомашин и вдруг прилетает самолет, чтобы катать людей над Кизилом. Пришлось пересмотреть подшивку районной газеты «За большевистские колхозы» за 1934 год.
Действительно, прилетал начальник летной части Дауэнгауэр с комиссаром Магнитогорского аэроклуба Алешинским и катал на своем самолете в воздухе над селом Кизильским ударников колхоза и других организаций. После этого состоялся митинг.
Магнитогорский аэроклуб был создан 18 августа 1933 года. В тот далекий день на зеленое поле аэродрома на левом берегу Урала приземлился самолет Юнкерс F-13, который пилотировал летчик Федор Николаевич Кононенко, кавалер ордена Красного Знамени. Этот день считается днем рождения Магнитогорского аэродрома и авиапредприятия. А 30 августа состоялся торжественный вечер, посвященный открытию Магнитогорского аэроклуба.
Огромную поддержку аэроклуб получал от металлургического комбината и городских властей, ведь увлечение пилотированием самолетов становится в нашей стране очень популярным. Тем более, что в стране было создано своё производство самолетов и летчики ставили рекорды по дальности полетов, по спасению челюскинцев. В 1930 году был создан наш, Московский авиационный институт для пополнения заводов, институтов и КБ авиапромышленности кадрами. Управление ВВС в 1926 году поставило перед конструкторами задачу – создать для летных школ простой в производстве и обслуживании, надежный самолет.
Коллектив, возглавляемый Н.Н.Поликарповым, выпустил опытный экземпляр самолета в 1927 году, но он не отвечал предъявленным требованиям. Конструкторы подготовили новый вариант и в январе 1928 года опытный самолет У-2 (учебный второй) начал проходить испытания. Пройдя успешно все испытания, этот самолет более 35 лет служил для подготовки летчиков, давал им путевку в небо.
Вот и Магнитогорский аэроклуб приобрел 10 таких самолетов. Его ласково называли «кукурузник» из-за бреющего полета. И в село Кизильское магнитогорские гости прилетели на нем.
Этот прилет был неожиданностью для населения, но это был заранее спланированный проект, так как была подготовлена посадочная полоса. А это ведь конец декабря и снег нужно было расчистить на большой площади. Всё это было организовано первым секретарем РК ВКП(б) Нугаевым, председателем РИК Скутиным и председателем колхоза «Красный Кизил» И.Я.Жандровым. В стране уже имелся такой опыт поощрения передовых колхозников, молодежи, да и шла широкая пропаганда аэроклубов.
Меня еще волновал вопрос – кого же катали на самолете? В газете напечатаны восторженные отзывы: ударника механической мастерской Кизильской МТС Смирнова, пионерки Карауловой, колхозницы Барановой, редактора М.Краюшкина. Они старались передать те впечатления от полета в воздухе, когда люди на земле кажутся маленькими муравьями, дороги ниточками, дома коробочками.
«Покататься на самолете мне предоставили как премию за хорошую работу со звеном пионерского отряда №1. Ребята меня пугали, что будет страшно, но я не боялась. Когда самолет стал подниматься, я зажмурила глаза, как-то кружилась голова от быстроты, а когда поднялись, так все прошло, и стала смотреть вниз» - делилась своими впечатлениями пионерка Караулова.
Особенно интересна статья редактора Краюшкина, так как летчик Дауэнгауэр, летая с ним, выполнил несколько фигур высшего пилотажа: два переворота, две мертвые петли и три штопора.
Заканчивает свой рассказ Краюшкин так:
«- Ну как? – спрашивает товарищ Дауэнгауэр. – Хорошо!- отвечаю я, в каком-то радостном возбуждении от потока новых ощущений, от гордости за свою страну, лётные мастера которой так скромно и обычно демонстрируют сейчас уже в самых отдаленных уголках такой высокий класс своей работы».
Значит заранее подбирались кандидаты на полет: от пионеров, от комсомольцев, от колхозников, от работников МТС, от служащих. И скорее всего все 18 человек были из села Кизильского.
На прошедшем после полетов митинге выступили: Студенцов - секретарь РИК, Колосов – колхозник, Петрова – работница типографии, Кириенков – пионер, Алешинский – комиссар авиаклуба.
Тогда же единогласно было принято решение о покупке для Кизильского района самолета, двух планеров и оборудование парашютной вышки. То есть о создании Кизильского аэроклуба.
Для этого нужно собрать 50 тысяч рублей добровольных взносов, как с частных лиц, так и с организаций.
Еще единодушно приняли предложение о взятии шефства над Магнитогорским аэроклубом и летной школой и о вручении им на окружном съезде Советов знамя от Кизильского района.
Инициатива приобретения для района «стальной птицы» широко рекламировалась. Самолет уже получил название – «Имени Кирова». Взносы отчислялись по 30, 50, 100 рублей, а с организаций по 600 рублей. Но видимо нужной суммы не набралось, и самолет не был куплен.
Хотя позднее в 60-70-е годы селе Кизильском был построен аэродром и налажены авиарейсы из Магнитогорска. Аэродромы были так же в поселках Измайловском, Путь Октябре, Зингейском, Богдановском.
Свидетельство о публикации №214080900286
В. Фатеев с. Агаповка Агаповского р-на
Виктор Фатеев 13.03.2015 16:15 Заявить о нарушении