Моим ученикам посвящается

Мои ученики, я Вас люблю!
Я счастлива, что мы творили вместе!
И я сто раз судьбу благодарю
За то, что вас учить дала мне чести...
Не все из вас пошли моим путём,
Но это и не важно, априори:
А важно то, что мы всегда живём
Воззреньями единых категорий.
Вы думаете, Я учила Вас?
Я лишь делилась тем, что Вы не знали…
А Вы – давали больше мне подчас:
Друг друга мы в процессе воспитали.
Вся жизнь моя в кругу из Ваших глаз:
Ни оступиться, ни расслабиться, ни скрыться.
И то, что представляю я сейчас –
 Заслуга Ваша, стоило трудиться…
Чтоб воспитать в Вас прилежание и труд -
Немало и себя пришлось заставить.
 И на себе и пряники, и кнут
И испытать, и вынесть, и прославить.
Чтоб веру Вам в победу укрепить –
Сама к победе я неслась отважно.
Не ради славы! Чтобы вдохновить
Учеников на выбор в жизни важный…
Я научилась видеть ради Вас
То, что без Вас мне было не доступно.
Возможно, мою душу как-то спас
Пример достойных ученических поступков.
И глядя на своих учеников,
Горжусь, что мне пришлось быть рядом с Вами.
Букет моих неведомых грехов
Растоптан нашими совместными шагами.


     Да не бойтесь вы этого страшного слова – педагогика. Слово страшное и наука нелепая: как можно научить любить? Нет такой науки – педагогика. Есть наука – любовь.
Если Вы любите мир, который Вас окружает, Вы обязательно дождетесь взаимности! В мире есть что любить! В мире есть кого любить!

Педагогика - это такая скучная дисциплина в педагогических вузах, что студенты порой кривятся от её догм, постулатов, дидактики, целей, задач, содержания, ожидаемых результатов... Им, студентам, ещё вчерашним детям, всегда непонятно: зачем сравнивать педагогов Спарты и Афин с Кириллом и Мефодием, Дидро и Вольтера с Макаренко и Сухомлинским, Монтессори с Элькониным, Крупскую с Заньковым? Им, студентам, совершенно непонятны психолого-педагогические задачи, которые необходимо решить на контрольном срезе за 15 минут, потому что у них, вчерашних детей, совершенно ещё нет жизненного опыта. Они могут сделать это только по образцу (как делала мама или учительница в школе), но не у всех (далеко не у всех из них!) были идеальными педагогами родители или школьные учителя. Есть ли смысл учить их педагогике? На мой взгляд, гораздо больший результат и смысл - учить любви. Её так не хватает в современной школе.  Да и настоящих педагогов - не хватает...
Настоящий педагог - это человек, который... прошёл жизненный путь. Падал, ошибался, раскаивался, разочаровывался, поднимался, снова шёл, и не уставал при этом любить. Воспитал (или не сумел воспитать) сотни душ, плакал над каждой, и смеялся вместе с ними. Умел прощать. Умел учиться у своих учеников. Умел воспитывать незаметно (не учил грамоте, счёту и письму, а учил любить учиться).

Не сделаю открытие: у педагога нет любимчиков, он одинаково любит и учит всех детей. Но почему-то проходит время, и кого-то из бывших учеников мы невольно забываем,  о других говорим с сожалением, а про кого-то  вспоминаем чаще других, и рассказываем о них последующим поколениям. И вовсе не обязательно этим самым памятным и незабываемым ученикам становиться во взрослой жизни выдающимися людьми. Они обычные, такие же, как и все, только чуточку добрее, отзывчивее, и смотрят на окружающий мир влюбленными глазами. За многие годы работы учитель видит очень разных учеников. Мимо проходят – тысячи. Шагают рядом – сотни. А в сердце остаются – только некоторые. Чаще всего это те ученики, личности которых «рождались» на ваших глазах.

В общем, перелопатив за свою жизнь тонны педагогических трудов, ненавидя педагогику как науку, бросая её, и вновь к ней возвращаясь, мы, сами того не замечая, становимся хорошими педагогами, только тогда, когда у нас появляются внуки (не важно - родные ли, или дети Ваших учеников, пришедшие снова к Вам).
Не претендуя на уникальность, замечу, что наибольшее влияние на педагогическую практику моего окружения (семьи, друзей, коллег и меня лично) оказали такие великие педагоги, как:
- Иоганн Генрих Песталоцци, с его принципом природосообразности (с ним мы познакомились ещё в студенчестве, на лекциях по педагогике, и смело воплощали его идеи в педагогической практике студентов);
- Борис и Елена Никитины со своей методикой закаливания и физического развития (это когда у нас или наших друзей и коллег появлялись собственные дети в 80-х);
- Владимир Иванович Вернадский, с его принципом культуросообразности и учением о ноосфере (о нём широко заговорили в педагогике 90-х);
- Шалва Александрович Амонашвили с его принципами гуманной педагогики (личное знакомство в 2000 г. оставило незабываемое впечатление и колоссальнейшее влияние на многих моих единомышленников, и на меня в том числе).
Как видите, Макаренко среди них нет :-) Не потому, что его педагогика хуже или лучше. Пантелеевская "Республика ШКИД" была прочитана ещё в школе, примерно классе в шестом-седьмом...  (Я это к тому пишу, что многие, услышав слово "педагогика" немедленно ассоциируют его со словом "Макаренко", как будто бы других педагогов и не существует вовсе). Но поколение нынче - совсем другое. И чтобы воспитывать учеников, хорошо бы запастись всем арсеналом методик, рекомендаций, советов, и не в виде научных статей, а в виде простых рассказов из жизни. Кому-то - подойдёт спартанский стиль воспитания, а кто-то требует к себе индивидуального подхода. Менять методики и стили, переворачивать с ног на голову все свои и не свои педагогические приёмчики, меняться самому - то становиться непримиримым, требовательным и грозным, то докучливым занудой, то бесшабашным и беспечным вожаком-сорвиголовой, то старшим приятелем, заговорщиком с секретами и тайнами, то...
Как и многие выпускники педагогических вузов, получая диплом, мы, конечно же, не собиралась быть ни учителями, ни педагогами... Ну, как минимум, композиторами или учёными :-).
Но кем бы Вы не стали по жизни, педагогом Вам всё равно придётся стать, как ни крути, особенно, после рождения собственных детей.
За много лет путешествий выработалась стойкая привычка - писать походные дневники. Перелистав их,  спустя десятилетия, мне стало ясно, что эти записки могут быть интересны всем, кто воспитывает детей. Иногда - глупые ошибки, иногда - везение, иногда - бесполезный, казалось бы, труд, иногда - беспомощность, иногда - непонимание и боль, иногда - радость сотворчества, иногда... Да много разных иногда. Но чаще - дети воспитывают нас, а не мы их...
Стоп. Многие из молодого поколения сейчас спросят: а причём тут педагогика? Ведь в последнее десятилетие в школе происходит всё больше заметный "крен": теперь на первом месте стоит образование, а воспитывать  школе стало некогда... "Вести ребёнка по жизни" (а ведь именно это означает слово "педагог") стало некому. Все заняты "вдалбливанием" знаний в головы детей. А воспитание - теперь удел только родителей. А если родители не могут? Не хотят, не умеют, не считают нужным, или им самим требуется воспитание? А если родителей нет? Бедное поколение. Остаётся только уповать на систему дополнительного образования (кружки, секции, клубы по интересам), там ещё пока не существует ЕГЭ, нет гонки образовательных программ и подгонки мозгов детей под общий стандарт. Там ещё пока педагоги могут  позволить себе уделить внимание душам детей.

Эту книгу я посвящаю всем своим младшим друзьям, с которыми мы вместе ходили в походы. Даже не туристам. Даже не музыкантам. Даже не школьникам, и даже не студентам. Даже тем, кто не считает себя моим учеником. Пусть она станет пособием по приобретению педагогического опыта на чужих ошибках, а не на своих, а если найдёте здесь что-то удачное - используйте и повторяйте (или не повторяйте!)


Рецензии