Неделание

 - Секрет сильного тела не в том, что ты делаешь, - сказал однажды дон Хуан, - а в том, чего не делаешь. И теперь пришло время не делать то, что ты привык делать всегда.
 - Я не понимаю тебя, дон Хуан.
 - «Не-делать» то, что ты хорошо умеешь делать — ключ к силе. Ты знаешь, как делать то, что умеешь делать. И это нужно «не-делать». Я привёл тебя сюда, чтобы обучить одной вещи. Тебе предстоит обучиться «неделанию». Сейчас мы можем об этом поговорить. Я расскажу тебе о вещах очень простых, но трудновыполнимых. Я расскажу тебе о «неделании». «Неделание» - это очень трудно. И оно обладает такой силой, что тебе нельзя будет о нём упоминать до тех пор, пока ты не «остановишь мир». Только после этого тебе можно будет свободно разговаривать о «неделании».
Дон Хуан посмотрел вокруг и ткнул пальцем в большой камень неподалёку от нас.
 - «Делание» делает вон тот камень камнем.
Я ждал объяснений, но он молчал. В конце концов, я вынужден был сказать, что не понял.
 - Вот, это «делание», - воскликнул он
 - О чём ты, дон Хуан?
 - «Делание» это то, что делает тот камень камнем, а куст кустом. Оно делает тебя тобой, а меня мной.
Я сказал, что его объяснения ничего не объясняют.
 - Вот-вот, - сказал дон Хуан, - в этом главная проблема с разговорами. Они всегда создают путаницу. Начиная говорить о «делании», вечно приходишь к чему-то другому. Взять, к примеру, скалу. Смотреть на неё - «делание», «видеть» - «неделание».
Я вынужден был признаться, что его слова лишены для меня какого-либо смысла.
 - Ничего подобного! - воскликнул дон Хуан, - в них присутствует глубокий смысл. Но ты убеждён, что его в них нет, потому что это твоё «делание». Это твой способ поддерживать взаимоотношения со мной и с миром.
Он снова указал на скалу.
 - Эта скала является скалой только потому, что ты знаешь, как с ней обращаться и что с ней можно делать. Я называю это «деланием». Человек знания, например, осознаёт, что скала является скалой только вследствие «делания». Поэтому, если он хочет, чтобы она перестала быть скалой, ему достаточно практиковать «неделание». Понимаешь?
Я не понимал ничего. Он засмеялся и предпринял ещё одну попытку:
 - Мир есть мир, потому что ты знаешь «делание», которое делает его таковым. Если бы ты не знал «делания», свойственного миру, он бы был другим.
Дон Хуан наклонился и поднял маленький камушек.
 - В случае с этим маленьким камнем, - сказал дон Хуан, - первое, что делает с ним твоё «делание» - это жёсткая привязка к вот такому размеру. Поэтому воин, который стремится «остановить мир», первым делом уничтожает аспект фиксации. Он увеличивает маленький камень или что-либо другое в размере. Посредством «неделания».
Дон Хуан встал и положил камушек на крупный валун.
 - «Деланием» разделяются этот камушек и этот валун, - продолжил он, - чтобы научиться «неделанию», тебе, скажем так, нужно слить их воедино.
Он указал на небольшое пятнышко тени, которое камушек отбрасывал на валун.
 - Это тень? Это не тень. Это клей, их соединяющий.
Я долго и неотрывно вглядывался в камушек. Крохотная тень, которую он отбрасывал на булыжник, стала явлением весьма интересным. Дон Хуан оказался прав. Она была подобна клею. Она двигалась. У меня возникло впечатление, что тень как бы выдавливается из-под камушка.
 - Тени могут рассказать воину обо всём, - добавил дон Хуан.
 - Это всё правда, дон Хуан? - спросил я.
 - Если я отвечу «да» или «нет», я совершу «делание». Но поскольку ты учишься «неделанию», я должен ответить, что не имеет никакого значения, правда это или нет. И в этом преимущество воина по отношению к обычному человеку. Вопросы истины и лжи беспокоят обычного человека, ему важно знать, что правда, а что нет. Воину до этого ровным счётом нет никакого дела. Обычный человек по-разному действует в отношении того, что считает правдой, и того, что считает ложью. Ему говорят о чём-то: «Это правда». И он действует с верой в то, что делает. Ему говорят: «Это неправда». И он опускает руки, он не действует, или, если даже и действует, не верит в то, что делает, что не меняет суть. Воин действует в обоих случаях. Ему говорят: «Это правда». И он действует с полной ответственностью и это — его «делание». Ему говорят: «Это неправда». И он действует с полной ответственностью и это — его «неделание». Сейчас я покажу тебе простое упражнение. Оно поможет тебя понять, что такое «неделание». И поскольку речь идёт о «неделании», не имеет никакого значения, попробуешь ты выполнить это упражнение сейчас или через десять лет.
Он заставил меня лечь на спину, взял мою правую руку и согнул в локте под прямым углом. Кисть её он развернул ладонью вперёд, а пальцы согнул к ладони, придав кисти такое положение, словно я держусь за ручку дверного замка. Потом он начал двигать мою руку круговым движением вперёд-назад, как будто вращая рукоять колодезного колеса.
Дон Хуан объяснил, что воин выполняет это движение каждый раз, когда хочет вытолкнуть что-либо из своего тела. Например, болезнь или непрошенное чувство. Идея упражнения состояла в том, чтобы тянуть и толкать воображаемую противодействующую силу до тех пор, пока не появится ощущение чего-то тяжёлого и плотного, препятствующего свободному движению руки. «Неделание» здесь заключалось в повторении движения до возникновения противодействия при полной очевидности того факта, что взяться этому противодействию попросту неоткуда, и поэтому поверить в то, что оно возникает, невозможно.
Я начал двигать рукой и очень скоро кисть сделалась холодной как лёд.
 - Достаточно, - сказал дон Хуан, - будешь делать это упражнение потом, когда у тебя накопится побольше личной силы.
 - Я что-то сделал не так?
 - Всё так. Просто «неделание» - для очень сильных воинов. Поэтому тренируйся очень-очень постепенно, понемногу. Кисть не должна остывать. Самое сложное на пути воина — осознать, что мир есть ощущение, мир воспринимается посредством ощущений. Практикуя «неделание», воин чувствует мир. «Неделание» - это очень просто, но для тебя это очень сложно. И дело тут не в понимании, а в практическом освоении и совершенствовании. Конечно, окончательным достижением человека знания является «видение». Но оно приходит лишь после того, как посредством «неделания» остановлен мир. И я повторяю, «неделание» - единственное, что требуется для поддержания безупречной физической формы.
Дон Хуан указал на высокий валун, стоявший вертикально прямо перед нами.
 - Взгляни на тень этого валуна. Тень это валун, но она не валун. Наблюдать валун, с тем, чтобы узнать, что такое валун — это «делание». Наблюдать его тень — это «неделание». Тени подобны дверям. Дверям в «неделание». Человек знания, например, наблюдая за тенями людей, может сказать о самых сокровенных чувствах тех, за чьими тенями он наблюдает.
 - В их тенях присутствует какое-то движение? - спросил я.
 - Можно сказать, что в них присутствует движение, можно также сказать, что в них отпечатываются линии мира, или можно сказать, что из них исходят ощущения.
 - Но как из тени могут исходить ощущения, дон Хуан?
 - Считать, что тени суть всего лишь тени — это «делание», - объяснил он, - но это глупо. Подумай сам. Если во всём, что есть в мире, присутствует огромное количество чего-то ещё, то вполне очевидно, что тени не являются исключением. В конце концов,  только наше «делание» делает их тенями. Днём дверьми в «неделание» являются тени, однако ночью, во тьме, мало что остаётся от «делания». Всё, чему я тебя до сих пор учил — это аспекты «неделания». С твоей стороны глупо презирать тайны мира лишь потому, что ты знаешь «делание» презрения.
 - Со мной всегда так было, - сказал я, - но я хочу измениться, однако, не знаю как. Я такой бестолковый.
 - Я уже знаю, что ты считаешь себя порочным, - произнёс дон Хуан, - и это — твоё «делание». Теперь я предлагаю тебе подействовать на это «делание» другим «деланием». С этого момента в течение восьми дней тебе следует себя обманывать. Вместо того, чтобы говорить себе, что ты отвратителен, порочен и бестолков, ты будешь убеждать себя в том, что ты — полная этому противоположность. Зная, что это ложь, и что ты абсолютно безнадёжен.
 - Но какой смысл в подобном самообмане, дон Хуан?
 - Он может зацепить тебя и привести к другому «деланию». А потом ты осознаешь, что и то, и другое — ложь, иллюзия, что они нереальны и вовлекаться в какое-то ни было их них, превращая в основу своего бытия, нелепо; что это пустая трата времени и что единственной реальностью является существо, которое живёт в тебе и удел которого — смерть. Достижение этого существа, отождествление себя с ним есть «неделание» самого себя. Весь фокус в том, на что ориентироваться. Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом и во втором случае — один и тот же.

(К.Кастанеда)


Рецензии