Ч. 48 Выбор - виселица или красотка

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/08/08/1379

Три невезучие богини

Часть 48. Выбор - виселица или красотка

Назаров отправил урядника и двух казаков к генералу Глазенапу с рапортом, в котором просил обещанную помощь. Генерал был человеком слова. На двадцать девятый день пути караван догнал отправленный командиром корпуса отряд из ста казаков под командой штаб-ротмистра Елгашкина.

Затем к ним присоединился отряд поручика Лукина. Столь большой конвой вынудил киргизов отказаться от намерения напасть на караван. После переговоров с местными киргизскими старейшинами беспрепятственно проследовали дальше. С всякими приключениями доехали до  Ташкента. Благодатная земля, на которой в изобилии росли сады самых различных фруктовых культур, вызвала восхищение у путников.

Все владетели, встречавшиеся на пути отряду Назарова, были редкостными хапугами. Ничем не отличался от них и ташкентский. С кокандских посланцев, которые ехали в отряде, он, буквально, силой содрал халаты, которые им пожаловали в Петербурге, и забрал подарки себе. Таможенные пошлины с каравана брал каждый владетель, земли которого они проезжали.

Когда, наконец, прибыли к Коканду, Назаров приказал всем казакам надеть форму, чтобы явиться к хану при полном параде. Уже настал октябрь, но было ещё очень тепло. Караван остался в Ташкенте, а в Коканд поехал только один Назаров с небольшим конвоем.

Как выяснилось, два невезучих ханских посланца, которые навсегда остались в российской земле, были самыми главными, поэтому у Назарова ханские чиновники очень подробно выясняли обстоятельства их смерти.

После приёма у хана, где Назаров вручил правителю Коканда письма российского правительства, делегацию принимали довольно гостеприимно.   На двенадцатый день Назарова вновь вызвали во дворец, и ему задали вопрос, как собираются русские расплачиваться за убитого посланника.

Родственники убитого потребовали денежную компенсацию. Назаров ответил, что правительство за убитого посланника платить не будет, потому что погибший сам виновен в том, что связался с сомнительными людьми.

Тогда хан возразил, что по их обычаям полную ответственность несёт тот, кто представляет свою страну. Он предложил заплатить родственникам убитого из своих денег, но при условии, что Назаров  перейдёт к нему на службу.

В таком случае, пообещал хан, Назарова ждёт большое жалование, дом, красивые жёны. Для большей убедительности даже привели молоденькую красавицу в богатой одежде. Был и другой вариант, в виде виселицы,  хорошо просматривавшейся из окна.

Филипп Моисеевич держался смело и уверенно. Он ответил хану, что на родине у него остались жена и дети, а его казнь русский император безнаказанной не оставит.

 Если бы только это было так! Вся наша богатая история говорит о том, что российскому правительству всегда было наплевать на отдельного гражданина. Оно только тогда за него заступалось, если это было выгодно по политическим соображениям. А во всех прочих случаях судьба человека за рубежом никогда власть не беспокоила.

Да если и сейчас, посмотреть за кого радеют российские власти, то картина вырисовывается весьма показательная: оружейный барон, перевозчик наркотиков и международный интернетовский мошенник, сынок одного из депутатов Госдумы. Но удивляться не приходится, такая у нас власть.

На своё счастье Назаров, видимо довольно убедительно сыграл роль посла, уверенного в защите своего государства. Сам же он, зная нравы восточных деспотов, блефовал, даже близко не испытывая такой уверенности.

Хан не позволил Назарову сразу вернуться в Россию. Филипп Моисеевич провёл в Коканде и в других городах ханства почти год.  Он вернулся в Петропавловск осенью 1814 года с большим купеческим караваном вместе с пятью казаками и тремя русскими рабами, которых ему удалось выкупить у их хозяев.

Назаров оставил интереснейшие записки о своём пребывании в Кокандском ханстве, которые читаются, как захватывающий детектив. Во всяком случае, они мне такими показались. К сожалению, размер очерка не позволяет их пересказать.

Книгу об удачной поездке в Коканд издали в Петербурге под названием «Записки о некоторых народах в землях средней части Азии Филиппа Назарова, Отдельного Сибирского Корпуса переводчика, посыланного в Кокант в 1813 и 1814 годах». СПб., 1821.

Судя по всему, Назарова вызвали для доклада в Петербург в министерство иностранных дел. Об этом стало известно графу Николаю Петровичу Румянцеву. Граф интересовался Востоком, собирал рукописи, восточные монеты. Благодаря его стараниям и удалось опубликовать записки.

Черновик хранится в рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (сейчас – Российская национальная библиотека). Автору очерка посчастливилось быть читателем в этом отделе, благо один из членов семьи работала в Публичке библиотекарем.

Без сомнения, Филипп Моисеевич Назаров был очень умным и отважным человеком, талантливым дипломатом. К сожалению, его следы теряются в сумраке минувшего времени, что стало с ним дальше, автору неизвестно.


Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/13/1955


Рецензии
Владимир, спасибо. Очень интересно читать.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   26.11.2019 22:45     Заявить о нарушении
Рад этому, потому что далеко не все женщины любят историю.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   26.11.2019 23:43   Заявить о нарушении
У нас в семье все любят историю. А в школе мне везло на учителей истории и это был один из моих любимых предметов. Но я не очень хороший знаток, а вот супруг и сын здорово в ней разбираются.

Ирина Борунова-Кукушкина   27.11.2019 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.