Глава 11. La bisnonna

Начало романа http://www.proza.ru/2014/07/08/780

Предыдущая глава http://www.proza.ru/2014/08/08/640


Элька доверилась вкусу своего собеседника, и Павел заказал десерт и очередную партию воды Naturale. Девушке не столько хотелось есть, сколько услышать продолжение рассказа. Всем нутром она понимала, что ее ждет какая-то тайна, и ей уже не терпелось к ней прикоснуться. Да что тут говорить, Элька явно чувствовала запах приключений, витающий в воздухе. Такой пьянящий кофейный аромат…

- Ваш тирамису, синьорина! – послышался голос справа, и перед Элькой опустилась белая тарелка с огромным куском счастья.

- Мой Бог… - только и смогла произнести она, пытаясь справиться с активным слюноотделением. – Теперь я знаю, как оборвалась жизнь собаки Павлова…

Элька тут же отправила в рот кусочек тирамису и от наслаждения закрыла глаза. Какие приключения, когда тут ТАКОЙ торт! Павел усмехнулся, но начинать рассказ не торопился – он с восторгом наблюдал за Эльвирой, которая умудрялась не только есть, но и восхищаться десертом вслух. Когда с тирамису было покончено, Элька блаженно выдохнула и приняла на стуле непринужденную позу.

- Еще? – весело поинтересовался Павел, но Элька в ответ смогла издать только изможденный стон. – Тогда, пожалуй, начнем?
- Если ваш рассказ будет так же прекрасен, как этот десерт, то я согласна.
- Ну что ж, - улыбнулся юноша и, сцепив руки в замочек, положил их на стол. – Давайте для начала знакомиться. Павел Малинин.

Он протянул руку для пожатия, и Элька с радостью ответила тем же.

- Родственник? – усмехнулась она, вспомнив известного российского певца.
- Сын, - невозмутимо ответил Павел, и в глазах девушки появился неподдельный страх. – Да ладно, что вы так сразу напряглись, шучу я, шучу.
- Ну и шутки у вас, знаете ли… Эльвира Курочкина, - еле слышно пробормотала Элька.
- Родственница?

Павел говорил совершенно серьезно, и на его лице не было даже намека на улыбку.

- Чья? – в ужасе пропищала Элька, но внезапный смех Павла развеял все сомнения. – Погодите, я не поняла, вы только что сравнили меня с курицей?! Вы считаете, что у меня нет мозгов?! По-вашему, я чокнутая?
- Что вы, что вы! - Павел, будто защищаясь, выставил руки перед собой. – Мне просто понравилось с вами спорить. В гневе вы… прекрасны!

Элька негодующе фыркнула и уже хотела отвесить нахалу щелбан, как неожиданно для себя покраснела и улыбнулась.

«Эльвира Малинина. А ничего так, красиво звучит…»

- Ладно, два-один… - как можно небрежнее произнесла девушка, но довольную улыбку скрыть так и не смогла. – И почему же вы, Павел Малинин, представляетесь незнакомым девушкам Паоло?
- Привычка, не более. Я живу в Италии уже третий год. Сначала приехал студентом по обмену на два семестра, после чего понял, что хочу учиться здесь.
- Так вы все-таки студент! И где же вы учитесь?
- Universita degli Studi di Verona. Знаете такой?
- Еще бы! Мы в нем полторы недели практику проходили, слушали лекции. Хороший выбор, мне там понравилось! Думаю, с таким дипломом вас с руками оторвут! А как тут вообще живется? Вы сами-то довольны?
- Вполне. Так получилось, что я попал на один из лучших экономических факультетов в Италии, поэтому и знания нам дают соответствующие. Конечно, здесь, на севере, жить дороже, чем на юге, но на всё необходимое стипендии хватает. В университете, например, свободное посещение, можно бесплатно пользоваться интернетом и прокатом велосипедов, ну и столовая у нас дешевая. Плюс у итальянских студентов есть льготы – целая система скидок в кафе, музеях, театрах, книжных магазинах… В общем, почти везде. Вначале было сложно. Итальянским я в совершенстве не владел, но, слава Богу, с общением проблем не было, так что освоился недели за две. Permesso di soggiorno (1) получил только через полгода, тогда и смог найти неплохую работу… Что-то я заговорился! Давайте теперь вы мне что-нибудь о себе расскажете.

(1) Вид на жительство (итал.)


Элька вкратце поведала о своей практике и задержании карабинерами, и юноша с интересом внимал каждое ее слово, улыбаясь или сочувствующе качая головой. Услышав, что девушка приехала из северной столицы России, Павел с восторгом объявил, что тоже является петербуржцем. Очередная приятная неожиданность. Быстро сравнив переменчивую питерскую погоду с неимоверной итальянской жарой, к которой ни Элька, ни Павел так и не смогли привыкнуть, они наконец перешли к теме прабабушки. Юноша достал из сумки старую потрепанную тетрадь, на которой жирным было выведено «Анна Малынина». Элька не могла не заметить искажения фамилии, но спрашивать не стала, решив, что Павел сам всё объяснит.

- Эта тетрадь посвящена моей прабабушке. Здесь воспоминания о ней, вырезки из газет, статьи из интернета, фотографии… Вести ее начал мой отец, но в биографии прабабушки еще много пробелов… Теперь я считаю своим долгом закончить это дело.
- А кем была ваша прабабушка?
- Балериной. Великой балериной. Она рано добилась славы на родине и посвятила свою жизнь постоянным турне. Париж, Лондон, Берлин, Прага, Рим… Она гастролировала по всему миру и получила международное признание. Ее любили, ею восхищались, о ней писали все театральные критики того времени…

Павел задумчиво посмотрел вдаль, после чего открыл тетрадь и, перелистнув несколько страниц, развернул ее к Эльвире.

- Это одна из первых фотографий моей прабабушки на большой сцене – «Спящая красавица». А здесь она в роли Жизели со своим партнером Ильей Николаевым, тоже прославленным танцором. А вот они же в образах Ромео и Джульетты…

Элька с восхищением рассматривала слегка пожелтевшие старинные фотографии, аккуратно дотрагиваясь пальцами до бесчисленных царапин и трещинок. Листая страницу за страницей, она всё глубже погружалась в прошлое, благоговея перед застывшими мгновениями истории, что уже никогда не повторятся. С бесценных снимков смотрели прекрасные молодые люди, которые всецело растворялись в танце, не замечая ничего вокруг. Удивительная пластичность и грация, а сколько эмоций и чувств!..

Анна Малынина обладала нетипичной для России внешностью – она была смугла, черноглаза и темноволоса и приковывала взгляды своим классическим римским профилем с небольшой горбинкой на носу. Вот, оказывается, кому обязан Павел своим «итальянским происхождением». Хотя сходство на этом заканчивалось – внешне он совсем не был похож на свою знаменитую прабабушку.

- Какая же она красавица… - растроганно прошептала Элька, продолжая листать тетрадь. Чего здесь только не было! Свернутая вчетверо афиша столетней давности, программки выступлений по всему миру, написанные чернилами послания, автографы, засушенные цветы, карандашный рисунок, изображающий Анну Малынину, с подписью «La bisnonna» (2). Элька с умилением посмотрела на Павла, и тот, поймав ее взгляд, улыбнулся в ответ.

(2) Прабабушка (итал.)


- Путь к успеху был не таким уж и простым… - продолжил Павел, сделав глоток воды. - На момент революции прабабушке было всего двадцать два года, но она уже имела массу поклонников, боготворивших ее талант... Ей, выросшей в императорской России, тяжело было свыкнуться с новым советским режимом. Репертуар не обновлялся, труппы сократились, спектакли отменялись, многие театры закрылись… Выбора почти не оставалось: либо приспосабливаться к новой жизни, либо бежать. Многие ее коллеги в то время покинули Россию – никто не знал, что ждет их дальше и уцелеет ли балет как искусство. Этот период был крайне тяжелым для русского балета: в стране разруха, холод, голод, болезни... Оставшиеся в России артисты испытывали непомерную нагрузку: они не только замещали эмигрантов, но и передавали опыт новичкам.
- Какие самоотверженные люди… - пробормотала Элька. – Настоящие герои…
- Согласен. В начале двадцатых прабабушка возобновила свои гастроли, и ей был дан еще один шанс вырваться из советской России. Но она всё же вернулась. Сколько богатых иностранных поклонников предлагали ей руку и сердце, но прабабушка отказывала всем. Ее первым мужем стал партнер по сцене Илья Николаев, с которым она прожила почти пять лет, но их союз оказался неудачным как в личном, так и в творческом плане. Через пять лет брак закончился разрывом, и выступать в дуэте они больше не могли. А потом она встретила простого советского гражданина Якова, который не имел к миру искусства никакого отношения, но и с ним, если верить письмам, было не все так гладко, на сей раз – по причине постоянных гастролей прабабушки.

Павел открыл страницу с фотографией, где была изображена красивая семья: Анна Малынина, ее муж Яков и годовалый темноволосый мальчик.

- Но, несмотря ни на что, в середине тридцатых на свет появился мой дедушка, в честь которого меня и назвали, - Павел. Это событие стало переломным в жизни прабабушки. Ей пришлось оставить балет, посвятив себя семье, но счастье длилось недолго. Полной неожиданностью стало внезапное задержание прадеда – за его тщательно скрываемое дворянское происхождение. Вы же знаете, наверное, как в то время относились к репрессированным. Из-за ареста одного страдали все родные и близкие, особенно члены семьи.

Элька обмерла. Она боялась услышать продолжение. Всё внутри сжалось в один большой комок, и девушка схватила салфетку, чтобы хоть немного успокоиться.

- Нет, их не расстреляли и не сослали в лагерь, - продолжил Павел. – Им удалось бежать через черный ход, взяв с собой самое дорогое – память о том ушедшем звездном времени, бесценные реликвии, которые теперь находятся в этой тетради. Тогда прабабушка и задумалась об эмиграции всерьез, но подходящего случая так и не предоставилось. В итоге ей пришлось подделать документы, став Анной Малининой, и дать ту же фамилию сыну. Так и скиталась семья Малининых из города в город со своими нехитрыми пожитками… А потом грянула война. Чувствуя, что еще нужна людям, прабабушка прибилась к труппе местного театра и выступала в госпиталях, поддерживая боевой дух солдат. Жили они с сыном там же, при театре. Ее узнавали многие, и это было и лестно, и страшно… Но через некоторое время труппу эвакуировали, и было принято решение отправиться на передовую…

Павел замолчал, как будто обдумывая свой рассказ, и в этот момент воздух разразил голос хозяина остерии:

- Дорогие гости, через десять минут наше заведение закрывается на обед!


***
Коллаж автора (использованы фотографии балерины Анны Павловой из открытых источников).


Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/13/166


Рецензии
Потрясающая история!
Сколько судеб сломала революция, скольких людей сделала несчастными...
Люди теряли всё: статус, состояния, крышу над головой,теряли родных и близких.
Сколько крови и слёз.
Сделались люди счастливее? Стала ли жизнь лучше, правильней, справедливее?

Каждый раз, когда читаешь об этом, волнуешься, переживаешь всё заново.

С уважением,

Доротея Литвак   29.01.2016 16:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.