Тайна Феофана Книга вторая, глава 62

Глава 62. За книгой. Шашлык на Данченко. Разговор с врачами.
9 июня 2002 г, воскресенье. После встречи с врачами Семененко приехал к нам домой на Цветочную. Дети еще были дома, хотя собирались на пляж. За ними приехала Лиза. Все столкнулись в дверях. Артуру было интересно услышать новости, но Василина ждать не хотела:
-Опять эти бесполезные разговоры. Мы только время потеряем, - говорила она.
-Это только ты так считаешь. Не значит, что все так думают, - парировал Артур.
-Ну, и чего вы добились? Все как было, так и осталось. Подумаешь, Пинкертоны нашлись. Если тебе надо, то можешь оставаться.
-Артур, не волнуйся, мы тебя подождем во дворе, - вмешалась Лиза.
-Да мы и без вас обойдемся, - вспыхнула Василина. Она стала подталкивать Семена за дверь. И вскоре они покинули квартиру. За ними поспешила Лиза. Артур задержался, чтобы участвовать в разговоре.
Семененко не стал привлекать наше внимание надолго. Он сразу взял быка за рога:
-Я только что пытался договориться с вашими квартирантами. Но они непреклонны, - начал генерал. - Впрочем, я другого и не ожидал.
-Как они реагировали? - спросила Света.
-Очень напряжены и насторожены. Нервничают. Это нормально. Я думаю, что завтра я с ними договорюсь.
-Завтра вы опять к ним пойдете? - спросил Артур.
-Вот об этом я пришел поговорить, - перешел к главному Павел Валерьевич. - Я предлагаю завтра устроить пикник. У вас там есть мангал. Пожарим шашлычок. И их пригласим. Понимаете?
-Понятно, - сказал я, - а может быть, не стоит так спешить? И хорошенько подготовиться. Может быть, мне с ними поговорить?
-Ситуация складывается так, что и завтра может быть поздно. Если завтра мы не опоздаем - можно считать большой удачей, - сказал Семененко.
-Что же такое? - спросила Света странным голосом.
-Я бы и сегодня с ними хоть десять раз встретился, но - это бесполезно. Такая назойливость будет иметь противоположный эффект. У нас нет выбора, - генерал не пытался скрыть своей озабоченности. - А раньше встретиться тоже было нельзя. Они могли вообще испугаться и скрыться. Сейчас они, некоторым образом, зажаты в угол и испуганы. А после моего с ними разговора у них появится слабая альтернатива. Завтра я им готовлю сюрприз. И думаю, что они согласятся. Альтернатива станет реальней и выгодней.
-О чем вы говорите? - спросила Света.
-Я говорю о вкусных шашлыках, - смеясь, сказал Павел Валерьевич. - И мы уж постараемся. Правда? - обратился он к Свете.
-А мясо? - спросила она. - А остальное?
-И остальное тоже я беру на себя, - рассмеялся Семененко. - Мне нужно ваше принципиальное согласие.
-Мы согласны, - за всех сразу ответил Артур. Но потом он погрустнел.
-Я беру на себя мясо и «остальное», а ты обеспечишь присутствие «остальных», - обратился генерал к Артуру.
-Тогда я им сейчас пойду и скажу, - обрадовался Артур.
-Погоди, - остановил Семененко. - Есть у меня еще одна идея. Нам сегодня надо съездить в монастырь.
Семененко сделал заговорщическое лицо. И все его поняли.
-Но мы можем обойтись и без Артура, - предложил я.
Павел Валерьевич задумался на мгновение.
-Вы уверены, что это так? - спросил он.
-Конечно. Что, мне звонить Игорю?
-Нет, не надо, мы дорогу знаем. Доедем на такси. Нет у кого-нибудь возражений?
Мы все молчали.
-Я принимаю ваше молчаливое согласие, - сказал генерал с улыбкой.
Артур поспешил к ребятам. Семененко по своему мобильному вызвал такси. Когда мы подъехали к храму, там было еще несколько машин. А вокруг бродили туристы.
У ворот мы встретили Макса. И он был не один. Он представил нам своего спутника, воспользовавшись им в качестве переводчика:
-Добрый день. Это мой товарищ из Германии Вальтер Шмидт. Он знает много языков.
Я в свою очередь вынужден был представить Семененко:
-Познакомьтесь, наш давний знакомый, Павел Валерьевич. Он в Ялту приехал отдыхать, - говорил я. Когда все обменялись рукопожатием, я добавил: - Макс - писатель. А вы, Вальтер, тоже литератор? - спросил я.
-О, нет. Я человек неопределенных занятий. Занимаюсь многим и ничем. Мои доходы с ренты позволяют мне не заботиться о хлебе насущном, - ответил друг Макса.
-Вы путешественник?- спросил Семененко у Вальтера.
-Пожалуй, я путешественник, - ответил он.
-А сюда вас что привело? - спросил я.
Это было похоже на перекрестный допрос. Но все мы улыбались и были приветливы. «Как некстати они здесь оказались, - думал я. - Теперь от Макса не отделаться». Но говорил я другое.
-Мой друг, - немец показал на Макса, - мне много рассказывал об этом монастыре, о чудесной воде. Вот мы и приехали попутешествовать здесь, - ответил Вальтер с улыбкой.
-Замечательно, - радостно сказал я. - Мой друг тоже очень хочет осмотреть этот прекрасный храм.
«Вот навязались», - думал я. Послушник, дежуривший у ворот, меня сразу узнал. А пока мы общались, он уже получил согласие на то, чтобы мы все вошли.
Нам навстречу шел настоятель. Он радушно улыбался. Следом за ним поспешал еще один монах.
Цель нашего приезда - противоположная той, которая была в предыдущий приезд: нам надо забрать наши вещи.
Я старательно делал вид, что мне здесь уже все знакомо и неинтересно. Мне удалось незаметно для других перекинуться словом с батюшкой. И пока остальные осматривали монастырские достопримечательности, я выполнил дело, ради которого мы с генералом сюда приехали.
Но я ошибался, думая, что никто не заметил моих тайных стараний.
Сначала я дожидался остальных у ворот, коротая время в беседе с послушником, но потом пошел к машине. Прямо на дороге, обложившись котомками, сидел нищий, протягивая мне навстречу руку. Я вышел из задумчивости и стал искать у себя в кармане деньги. По виду невозможно было понять, мужчина это или женщина. И так же трудно было определить возраст несчастного. Он был одет в разноцветную одежду. Кое-где она была рваная, но еще вполне достойная. Видимо, нищий нашел где-то на мусорке.
Наконец я извлек из кармана горсть мелочи. Посмотрел - там были и гривны, и полтинники - хватит. Нагнулся и осторожно положил в раскрытую ладонь, которая тут же захлопнулась. От неожиданности я отшатнулся и резко вырвал руку. Монеты со звоном покатились по дороге. Нищий широко улыбался своим беззубым ртом. Он наблюдал за мной, но пытался встать, чтобы подобрать милостыню. Шок у меня уже прошел, но его шутку я не оценил. Несчастный с трудом перекатился на колени, но не удержался и плюхнулся опять назад. Мне стало жаль это немощное существо. Я сам поспешил собрать разбросанные монеты. И добавил к ним еще пятигривенную купюру. Последнее я делал в каком-то тумане, как бы не осознавая своего поступка. Шутка оставила у меня очень неприятное ощущение. На этот раз я положил деньги в кепку, лежащую около нищего. Лицо у него вдруг резко изменилось. Улыбка исчезла, и появилась сосредоточенность и озабоченность. Проглатывая звуки из-за отсутствия зубов, бездомный сказал:
-Спасибо тебе, - и неожиданно продолжил: - Верь своему ребенку. Помоги ему. Оберегай его. Счастья тебе и успеха.
Глаза его потухли, взгляд стал отрешенным и далеким от действительности. Я еще с минуту смотрел на него удивленно, собираясь что-то спросить. Но понял, что больше он ничего не скажет мне.
В это время появились путешественники. Мы расселись по своим машинам.
Сначала Семененко заехал на рынок в Алуште. И здесь, не скупясь, купил мясо. Это мясо мы привезли к нам домой.
-Дорогая Светлана, будьте любезны, подготовьте мясо для шашлыка, - улыбаясь и с пафосом попросил генерал, - Ваш муж уже рассказал мне, какая вы искусница. Мы все на вас очень надеемся.
Света рассмеялась и дала свое согласие. Потом договорились и об «остальном». Семененко отправился покупать необходимое.
10 июня 2002 г., понедельник. Рано утром мы со Светой уже были на ногах. Говорят, что понедельник - день тяжелый, но у нас на сегодня была намечена разнообразная приятная программа и важные события. Семененко прислал за нами такси. И мы не стали ждать, пока проснутся дети.
Когда приехали на Слободскую, там еще все спали. Мы осторожно, чтобы раньше времени никого не разбудить, стали подготавливать мангал, дрова, стол в нижнем дворе.
Тот же таксист привез Павла Валерьевича. И поехал за Лизой и детьми. В 10 часов мы уже все были в сборе. Василина радовалась вместе со всеми неожиданному празднику.
Из сарайчика появился невыспавшийся Ахмет. Мы его уговорили присоединиться к нам. Он отказывался из скромности, но совсем недолго. И сразу включился в подготовку. На его мощных плечах была забота о мангале. И с этой задачей он справился легко.
Стол накрыли в центре двора. Сидели на импровизированных скамейках.
Когда первая порция шашлыков была готова, то за стол усадили детей. А три шпажки поручили Ахмету отнести своим соседям. И вторая миссия - он должен был уговорить своих соседей по двору присоединиться к нашему столу.
Оказалось, что они еще спят. Но Ахмета врачи приняли благосклонно, хотя наше предложение отклонили. И все-таки им не удалось избегнуть нашего радушия. И во второй раз Ахмет понес соседям стопки с французским коньяком. Эти стопки сделали свое дело.
Первым спускался Пидлабузенко. За ним шла Козлова, и замыкал процессию Лявок. Может быть, они развернулись бы и ушли, но Семененко сидел к ним спиной. И увидели они его, когда уже устраивались за столом. Настроение у пришедших явно испортилось. Им совсем не улыбалось снова общаться с генералом. Застольное веселье, шашлык, коньяк и общее настроение быстро сделали свое дело. И вскоре все за столом дружили друг с другом.
Вкусного зажаренного мяса было много. Спиртное на любой вкус. Зелень, овощи, другие закуски. Разговоры на отвлеченные темы. Все это способствовало тому, чтобы врачи успокоились и отвлеклись от своих дел и мыслей.
От спиртного почти никто не отказывался, но пьяных не было.
Неожиданно для всех Семененко принес книгу. Ту самую нашу книгу. Он предложил Лявоку её осмотреть. Усадил его так, чтобы солнечный свет падал на раскрытые страницы.
Дальше все было как обычно. Юрий Александрович удивился внешнему виду книги, её почтенному возрасту. Странному материалу, из которого сделана обложка. Внутри книги его ждал сюрприз - он не увидел никаких букв или символов, которые можно как-то интерпретировать. Но внимание его уже было полностью поглощено книгой. Вокруг пропали звуки. Ушли куда-то на задний план окружающие люди.
-Юра, что с тобой? - всполошилась Козлова.
Но Лявок услышал этот вопрос откуда-то издалека. Он не обратил никакого внимания на слова жены.
-Не волнуйтесь, все в порядке. Юрий Александрович просто удивлен. Вы поймете, когда сами будете читать книгу, - успокоила Света.
А Лявок уже видел, как на страницах проявляются буквы, складываются в слова. Слова складываются в предложения:
«Юрий, ты больше не будешь полигамным. Скоро мужчины перестанут тебя интересовать.
Но сейчас ты должен помочь этим людям.
Продажа камня приведет вас к трагедии.
Не рассказывай, что ты сейчас прочел, никому».
Лявок несколько раз перечитывал странное послание. И ему стало не по себе. Ничего подобного он не ожидал. Он всё с большей силой сжимал книгу, как будто старался из неё выжать эти неприятные слова. Но изображение не менялось.
Неожиданно кто-то подошел со спины к Юрию Александровичу, и тень упала на раскрытые страницы. Изображение, которое мог видеть только сам Лявок, теперь и для него растворилось.
Все были так поглощены созерцанием происходящего, что не заметили появившихся неожиданно гостей.
Только Семененко и Ахмет не упустили этот момент, но изменить положение не могли. Женщина открыла замок своим ключом и вошла в наш двор. За ней следом шел мужчина. Генерал сразу узнал его - это был Вальтер Шмидт. Женщина, увидев во дворе людей, уверенно направилась к столу. И немец от неё тоже не отставал. Не укрылось от генерала, как Вальтер, незаметно для всех, выбрал себе такую траекторию движения, что оказался точно за спиной Лявока, а женщину он оттеснил немного в сторону.
-О, привет, Света, - сказала Света, моя жена. Это пришла её подруга и маклер Ляшенко.
-Вот привела тебе клиента. Хотела показать квартиру, - не поздоровавшись и не представившись, начала Ляшенко. Она говорила быстро, как из пулемета. - Он иностранец. Хочет переехать из гостишки (так местные жители называют гостиницу «Ялта-интурист») в частный сектор. Пойдем покажешь, - маклерша не церемонилась и вежливостью не отличалась. Она уже повернулась, чтобы идти в дом.
-Подожди, - остановила моя жена. - Там сейчас живут люди.
-Ну и что. Покажем и всё. Он не сейчас заселяется, - перебила Ляшенко.
-Ты что? - Света была шокирована. - Здравствуйте, присаживайтесь к столу, - обратилась она к гостю-иностранцу.
-Конечно, присаживайтесь к столу, - поддержал Семененко. Гость стоял между ним и Лявоком.
-Некогда мне, - возразила маклер Света. - Если ему не подойдет, то я его дальше поведу.
-Света, вот Юрий Александрович, Дима, Валентина Михайловна, - представила моя супруга. - Они сейчас снимают наш дом.
-Можно посмотреть? - немец протянул руку из-за плеча Юрия Александровича и не спеша, но уверенно вытащил у него из рук книгу. Лявок безвольно наблюдал, как книга от него уходит.
И все же Семененко старался держать ситуацию под контролем. Теперь гость сам закрывал собой книгу от солнца. А повернуться ему не давал генерал, который, якобы, также случайно стоял к нему в пол-оборота, блокируя движение назад и разворот.
Пока Светы разговаривали между собой, Павел Валерьевич старался усадить немца, который с самого начала не узнал или делал вид, что не узнал Семененко и меня.
-Пожалуйста, присаживайтесь, Вальтер, - говорил генерал, отодвинув свободный стул, чтобы гостю было удобнее присесть. Тому ничего другого не оставалось.
-Света, хватит говорить, присаживайся к столу, - увидев, что иностранец сел, сказала моя супруга.
Дети уже трапезу закончили и хаотично бродили по двору. Им не были интересны наши разговоры. Только Артур наблюдал за происходящим.
Вальтер, заблокированный генералом, присел за стол, но Семененко стоял за его спиной и закрывал ему солнце.
Я не сразу понял старания Павла Валерьевича, поэтому не сразу пришел ему на помощь. Света уже поставила перед гостями чистые разовые приборы. Я разлил спиртное, хотя не люблю этим заниматься.
-Я хочу представить новых гостей, - начал я. - Это наша знакомая, подруга моей жены, которую зовут Светлана, - я показал кивком головы в её сторону. Продолжил: - Это гость нашего города, путешественник, без определенных занятий, - я улыбался, показывая, что это шутка, - Вальтер Шмидт из Германии. Прошу любить и жаловать.
Я сделал шутливый поклон, изо всех сил стараясь придумать, как забрать книгу.
- Предлагаю всем нам выпить за наших гостей, за знакомство, - я высоко поднял свою стопку.
Немец умудрился выпить стоя, не отпуская книгу из рук. Но когда он снова сел, то книгу положил на стол. При следующем тосте никто уже не вставал. А я взял у своей жены запасной ключ от дома. Обогнул стол и подошел к Вальеру.
-Вы хотели осмотреть наш дом? - задал я риторический вопрос: - Пойдемте со мной.
Вальтер поднялся, но, поворачиваясь и выходя из-за стола, книгу прихватил с собой. И это оказалось моеё ошибкой. Я не ожидал такой наглости. Вальтер шел следом за мной. И раскрыл книгу. Теперь она была под ярким солнечным светом. Вальтер неожиданно остановился, рассматривая книгу. На его лице была дружелюбная улыбка.
-Александр, одну секундочку, - позвал он меня. - Очень занимательная книга.
Я вернулся к нему. Вальтер рассматривал книгу и показывал её мне. Но я не мог видеть то, что он видел там. И непонятно, видел ли он что-то. Но он непринужденно перелистывал страницы, пока наконец закрыл книгу. Так же спокойно он осмотрел книгу снаружи.
Ситуация получилась неприятная. Врачи были удивлены, что я повел чужого человека в их жилище. Теперь, после того как Вальтер видел книгу под солнцем, мой план провалился. И я уже совсем не хотел вести немца в дом.
-Зачем вы ушли? - к нам подошел Семененко, спасая меня от позора. - Шашлык остывает.
-Мы вас никуда сейчас не отпустим, - к нам подошла и моя жена.
Вальтер посмотрел на меня вопросительно. Я пожал плечами - не удалось. Мы вернулись за стол. Немец книгу положил и больше её не трогал.
Детям надоело. Они решили идти на пляж. С ними, как обычно, пошла и Лиза.
За столом уже прошла неловкость. А Света Ляшенко и немец собрались уходить. Тогда моя супруга попросила разрешения у врачей, наших квартирантов. И повела Вальтера в дом. С ними пошел и Пидлабузенко. Сначала, как ни странно, поднялись в мансарду - это наша гордость. Потом Вальтер заглянул внутрь дома. Он осмотрел кухню, оставаясь у входа. А большую комнату осмотрел через окно.
Вальтер остался доволен. Но принял предложение маклера осмотреть и другие варианты.
Постепенно стол разделился на группы по интересам. И Семененко уединился с Лявоком в сторонке. Разговаривали они дружелюбно. Я издали видел, как Семененко что-то еще показывал Юрию так, чтобы никто больше не видел. Я понял, что они нашли общий язык. После разговора с генералом Лявок позвал своих спутников. Они удалились в дом, но пришли через полчаса. И Лявок отвел Семененко в сторону.
Я, Света и Ахмет убрали стол. Привели всё в порядок.
-Давайте все вместе пойдем на море, - предложила Света, когда Лявок и Семененко закончили свое уединенное общение.
-Конечно! Я надеюсь, у всех есть плавательные костюмы, - поддержал генерал, как будто все уже согласились.
-Нэт, я нэ иду, - сразу возразил Ахмет и добавил, будто бы его уговаривали: - Нэт, нэт, нэт. Я устал, - показал он на свой живот. - Никакой сила нэт.
-Ну, тогда мы можем спокойно купаться, - сказал Лявок.
Все, кроме Ахмета, отправились на пляж. Я за сезон обычно купаюсь в море максимум пару раз. Ещё в детстве накупался вволю. Но на этот раз вынужден был согласиться со всеми.
-А как же ваша подруга сумела войти так незаметно? - спросил Семененко у Светы, когда мы шли на пляж.
-Так  она маклер. Так у нас называют посредников.
-Ну и что?
-У неё есть ключи и от калитки, и от дома. Здесь у многих так принято, - ответила Света.
-Даже ваша собака промолчала, - сказал генерал.
-Конечно, Ника её знает. И вообще, Ника иногда, неизвестно почему, не реагирует на некоторых гостей.
В ответе было столько неопределенности, что Семененко улыбнулся.
-Ну и фраза у вас получилась, - сказал он с улыбкой.
-А что вы думаете о Вальтере? - поинтересовался я у генерала.
-Откровенно говоря, он мне не понравился. Может быть, случайно, но его действия были направлены на то, чтобы осмотреть книгу. А потом он сразу успокоился. Как вы думаете, он прочел там что-то? - спросил меня Семененко.
-Не знаю, - честно признался я. - Но у него было времени не больше минуты.
-Не больше двух, - поправил меня Павел Валерьевич. - А мы ведь не знаем точно, сколько времени надо, чтобы прочесть книгу.
-А где книга? - вдруг спросила Света.
-Не волнуйтесь. Она в надежном месте, - ответил генерал. - Всё под контролем.
-Скажите, а посредников… Маклеров, как вы их называете, много здесь? - задал Семененко Свете вопрос.
-Человек десять.
-И все они знают вас и ваш дом?
-Ну, вобщем то, да, - ответила Света неуверенно.
-А ключи?..
-Нет, ключи только у Светы.
-Значит, если бы Вальтер пришел с другим посредником, то им пришлось бы постучать?
-Да.
За разговором пришли на пляж спасательной станции. Здесь были и дети с Лизой. Артур опять поссорился с Василиной. Он заметно на неё дулся, общаясь только с Лизой и очень натянуто - с Сеней.
Солнце уже огромным оранжевым колесом катилось по горе Ай-Петри, готовое спрыгнуть с её вершины и спрятаться. Поэтому мы долго на пляже не задержались. Потом вместе поднялись на Дражинку. Здесь Лиза и Павел Валерьевич свернули вправо и отправились в свои гостиницы. Вскоре мы расстались и с врачами.
-Мы могли бы и на такси поехать, - капризно сказала Василина.
-Мы не поместимся в одну машину. - ответил я ей, - Нас пятеро.
-Артур молодой и дорогу хорошо знает, - сказала девочка. Она стала меня уже раздражать. Я не мог ей простить обиды Артура.
-Если хочешь, то сама ступай пешком, - резко сказал я. - Или ты себя считаешь старой?
-Хватит вам, - остановила Света. - Мы все должны быть вместе.
-Должны? - не сдержалась Василина.
-Да, должны! - я опять был резок.
-А мы можем уехать на двух такси, - поддержал Василину Семен.
-Сейчас вы и одно не сможете остановить, - объяснила терпеливо Света.
-Это вы не сможете, - с вызовом сказала Василина. И стала голосовать. Но такси было занято и проехало мимо. После второй неудачной попытки Василина надулась и сдалась.
Мы дошли до центра и на маршрутке поехали в свой район. Дальнейший вечер был испорчен из-за капризов Василины. Света пыталась восстановить теплую атмосферу в доме. Но Василина дулась и из комнаты не показывалась. К себе она разрешила войти только Семену. Артур закрылся в своей комнате. Так и закончился этот день.


Рецензии