Благодатная свадьба Шилковых

     Дом у Шилковых - всего-навсего небольшая однокомнатная квартирка, в которой когда-то как-то устраивались семеро - свекровь, дочь, зять, внучки. Сейчас живут только Зоя Васильевна и Михаил Дмитриевич. У них всегда прибрано, чайник для гостей готов. А в эти дни - двери просто не закрываются.
 
     Шилковы - единственная на весь Ярославль супружеская пара, отметившая необычный юбилей - 70 лет совместной жизни - благодатную свадьбу. И город отметил это событие, как лично его касающееся. Для Шилковых - самые лучшие цветы и мелодии, самые взволнованные слова. Историей своей супруги Шилковы показывают, как прекрасна жизнь, если каждую минуту она приносит ощущение - рядом самый близкий человек и нет ничего дороже обоюдной заботы и памяти: о нём, для него, о ней.

     Праздников в свою честь у них было немного, а тут всё для них. Нарядные весёлые гости, неожиданные встречи, ожившие воспоминания, о забытых, казалось бы, событиях. В Ленинском районе умеют организовывать подобные праздники, но этот превзошёл все. Глава администрации преподнёс супругам роскошный букет из 70 алых и розовых гвоздик. И вручил им семейную медаль «За любовь и верность», и, наверное, не так много людей, которым эта государственная награда вручена за такую светлую жизнь.

     Выслушав историю любви Зои и Михаила Шилковых, понимаешь, что судьбы людей планирует и устраивает кто-то очень умный и предусмотрительный. Надо только ему не перечить.

     9 ноября 1918 года в Гаврилов-Ямском районе в деревушках Романцево и Вострищево в один день родились мальчик и девочка, Зоя и Михаил. Потом они поступили в Великосельскую школу и часто, торопясь на урок, встречались на здешних тропинках - он дёргал её за косичку, она отмахивалась холщовой сумкой с пеналом и букварём. Сидели на соседних партах, заглядывали друг другу в тетрадки, а глаз не видели, смеха не слышали.

     Потом девочка поступила в Костромской текстильный техникум, а мальчик - в Ярославское железнодорожное училище. Однажды на каникулах Михаил увидел девушку - весёлую, румяную, с коротко подстриженными кудрявыми волосами. Она вроде бы равнодушно отвернулась - что может быть интересного, если семь лет на одной доске решали задачи, рассказывали, куда впадает Волга. А Михаила, будто что-то в сердце толкнуло - очень понравилась Зоя. Был он уже в то время заметным парнем, к тому же баянистом и на гитаре играл. Стал каждый вечер приходить в Романцево, садился под Зоиными окнами и наигрывал «Накинув плащ, с гитарой под полою...» Деревенские соседки тут же это заметили.
Свадьбу сыграли 22 апреля 1939 года.

     Сейчас Зоя Васильевна самым счастливым днём считает 10 мая 1945 года. Зоя всю войну работала в плановом отделе комбината «Заря социализма». День Победы только что на работе отметили, как из проходной сообщили: Михаил Шилкин вернулся! Появление его заметил весь город: стройный, в парадной лётной форме прошагал он по улицам, вызывая восхищение всех молодых женщин и слёзы матерей, не дождавшихся сыновей. А когда обнялись они у проходной, начальник белильно-отбелочной фабрики увидел их и сказал-утвердил:
     - Отпускаю тебя, зарплату не забудь получить...

     Родных и знакомых вместе торопливо навестили, пятилетнюю Галю собрали - и в путь. Ещё не знали, какой это будет путь.

     Михаил начал учиться в лётном училище. Всегда любил технику, до войны получил специальность помощника машиниста, права шофёра, но мечтал об авиации. Самолётом управлять научили, хотя выпала ему другая, земная работа - был техником, инженером звена, отряда, эскадрильи... Кировобадское училище, где начинал курсантом, стало готовить кадры для фронта, ремонтировать самолёты, осваивая новую технику, провожать лётчиков на фронт. От таких, как Шилков, зависело всё: исправность машины, заправка, регламенты эксплуатации.

     Пять лет Михаил дочку не видел, зато потом не хотел с семьёй ни на день расставаться. В шести республиках жили по три-четыре года, он - в казарме, у Зои жилище где-нибудь у аэродрома: в Азербайджане, Туркмении, Казахстане, Эстонии...

     Выросшие в деревне, они всегда и до сих пор любят работу с землёй, поэтому и временные квартиры снимали обязательно там, где был хотя бы клочок земли. В Азербайджане, например, полк расселили в финских домиках. Михаил Дмитриевич на благодатной той земле вырастил канадский тополь, олеандры, виноградная лоза его слушалась так, как будто всю жизнь он этой культурой занимался. Когда полк передислоцировали в Туркмению, капитан Шилков лозу с собой увёз, потом она до второго этажа дома поднялась.

     Дверь у Шилковых всегда была открыта, лётчики и местные жители часто заходили «на огонёк», завязывались дружеские связи. Десятилетия прошли, а связи эти крепкие, как виноградная лоза, не рвутся. В том же Азербайджане остался друг, директор тогдашнего рыбного комбината Агабек Кулиев, переписываются. И Агабек пишет, что бывший дом друзей, окружённый посаженными Михаилом деревьями, так и зовут «дом Шилкова», и аллея на аэродром тоже его имя хранит.

     Супруги и сейчас глубоко убеждены, что дружба не зависит от языка, от цвета глаз - она всегда украшает жизнь. Ксенофобия для них - понятие неприемлемое, так же как и недобрые отношения с сегодняшними соседями. Михаил Шилков был специалистом высшего класса, поэтому его и в заграничные командировки посылали: в Иран, в Румынию сопровождал самолёты к полётам, обучал молодых техников. Считает, что многие народы изучил.
Зоя с Галкой везде с Михаилом Дмитриевичем ездили, дочка, наверное, десять школ сменила, стала почти полиглотом - везде разные языки учила.

     Но однажды майор в отставке Шилков не сам выехал в Германию, а как член семьи. Это особая история. В трудовой книжке Зои Васильевны два десятка записей, она никогда без работы на месте новой службы мужа не сидела. Первая работа была - экономист в цехе по ремонту самолётов. Это текстильщица-то! Но начальник, едва взглянув на неё, убеждённо сказал: научитесь! И научилась!
Иногда не приходилось выбирать - в каждой воинской части были свои вакансии. Хорошо, что были: то в отделе кадров, то в бухгалтерии курсантской столовой, то в пром¬торге. Экономистом стала отменным. Однажды военное начальство направило её в Группу советских войск в Германию. Она, человек штатский, заартачилась - без мужа ни за что. Михаил Дмитриевич уже отставником был, поехал с ней и таксистом работал - хорошие дороги и сейчас вспоминает.

     На пенсию Зоя Васильевна ушла из «Мебельторга», хотя начальство её не отпускало. Она спорила - книжки будет читать, квартиру, дачу в порядок приводить - будто когда-нибудь у неё порядка не было. Как настоящая жена военного, она умела быстро обустраивать и украшать дом и так же быстро и ловко багаж собирать. Да и подполковник Шилков умеет делать всё - их участок, например, самый лучший у Которосли. Недавно, перед Пасхой, Михаил Дмитриевич тщательно отмыл от граффити фасад своего дома. А когда мыл окна - Зоя в больнице лежала, - женщины останавливались и убеждённо говорили, что на «пятёрке» он самый лучший мужчина.

     Двадцать лет назад могла бы Зоя Васильевна просто дома сидеть с книжкой? Не нравилось ей неприбранное место на улице, пошла в РЭУ и нанялась дворником. Никакой работы никогда не чуралась и всё делать умела. Проработала почти два десятка лет.

     - Так нас родители научили, а мы так детей и внуков воспитали, - начинает Михаил Дмитриевич обозначать свои главные принципы. - Человек должен иметь специальность и выполнять работу хорошо - это как твоя автомашина должна быть всегда отрегулирована, заправлена, а ты умеешь её водить.

     Как и любую семью, их не обходят утраты и недуги. Но Шилковы - мужественные люди, рядом с ними другие находят в себе силы и веру во взаимопомощь.

     Как когда-то в Кировокане идут к ним соседи за советом и помощью. И всегда помощь получают, хотя Шилковы вроде бы и значения этому не придают. Зоя Васильевна рассказывает: когда выписывали её из больницы, подошла к ней молодая пациентка и попросила разрешения поцеловать её - на счастье. Внучки - историк и библиограф, правнучка - преподаватель физкультуры - нежно любят старших Шилковых и сердечно привязаны к ним.

     Когда-то супруги в один день вступили в партию, Михаил Дмитриевич был одним из самых опытных политработников, за что имеет даже особые награды, а всего у него всяческих знаков доблести и трудолюбия более двадцати, у Зои Васильевны - шесть. Она к тому же была активным участником хора жён военных, занимавшего первое место в дивизионе, была лучшим стрелком из пистолета в своей части - даже на соревнование спортсменов округа ездила в Баку.

     Такие люди - как остров надежды, крыша дома, где примут каждого. А самое главное в их жизни, сказал Михаил Дмитриевич, за все семьдесят лет совместной жизни в его глазах супруга не потеряла ни одной чёрточки, за которые он полюбил её: красоту, трудолюбие, аккуратность во всём, весёлый нрав. Зоя Васильевна то же самое сказала о муже.
Значит, настоящая любовь вечна?

Фото Наталья БОРОДИНА
Сев. край, 15 мая 2009


Рецензии