Познер о журналистике, телевидении, себе...

ВЛАДИМИР ПОЗНЕР:

ЖУРНАЛИСТИКА - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

С известным журналистом Владимиром Познером пообщаться мне удалось на одной из пресс-конференций. Владимир Владимирович ответил на вопросы представителей различных СМИ. Публикую наиболее интересные его высказывания.

О ЖУРНАЛИСТИКЕ

Чтобы стать студентом факультета журналистики, я считаю, нужно, прежде всего, получить определенный жизненный опыт. К сожалению, современная журналистика отошла от своей первоначальной цели - информировать людей. Она, в первую очередь, развлекает телезрителя и уж только после этого - информирует. В своей школе телевизионного мастерства я пытаюсь привить слушателям любовь именно к классической журналистике.

Журналистика как профессия везде одинакова: что в центральной прессе, что в региональной. Для себя я давно принял решение: никогда не служить ни власти, ни какой-либо конкретной партии. Главное - работать для аудитории, давать достоверную информацию, говорить правду, "как я ее понимаю".

И я не боюсь говорить правду, поскольку понимаю: меня не посадят, потому что те времена давно прошли. Не убьют, хотя сумасшедшие есть, но тем не менее. Потерять работу я тоже не боюсь, потому что экономически ни от кого независим. Я боюсь только одного - подвести людей, которые со мной работают. И все.

Вообще, журналистика - это не профессия, это образ жизни. А мы зачастую что наблюдаем? Журналисты зарабатывают. Ушел интерес, у них нет того внутреннего огонька. Это объясняется общественно-политической ситуацией в стране, когда зачастую журналист выполняет чьи-либо указания.

В советские времена журналиста называли солдатом невидимого фронта. И его задача состояла в разъяснении и продвижении политики партии и правительства. Я работал журналистом в советское время. Тогда за инакомыслие не просто выгоняли с работы, порой и сажали. К счастью, в мое время уже не расстреливали. Поэтому я могу сравнить и сказать, что в советские времена не было журналистики. Была чистая пропаганда. И журналист был солдатом идеологического фронта, выполняющим боевое задание.

Я много лет занимался пропагандой советского строя. Работая на США, был не выездным. Не скрою, был в Москве очень успешным пропагандистом, потому что верил в эту идею. И только постепенно стал понимать, что занимаюсь неправедным делом. На самом деле советская власть не так хороша, как я себе представлял.

О РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Оно коммерческое, живет за счет рекламы, плюс к тому некоторые каналы поддерживаются властью. В таком случае, о какой независимости может идти речь? В итоге, говорить о российском телевидении можно лишь как о государственно-коммерческом. Все живущие за счет рекламы каналы находятся в поисках массовой аудитории. Она менее требовательна к тому, что ей показывают, менее склонна к размышлениям. Это общая тенденция для коммерческого телевидения во всем мире.

Общественное телевидение направлено на людей с определенными знаниями и потребностями. Общественное телевидение, с одной стороны, - телевидение, независимое от частного капитала, то есть не нуждающееся в рекламе, а с другой - не зависящее от властей. Тогда спрашивается, на какие деньги оно живет? В разных странах по-разному.

Приведу пример с Би-Би-Си. В Великобритании общественное телевидение существует за счет налога на телевизор, который платит каждый владелец. Если у него в доме два телевизора, то он платит двойной налог, три - налог в трехкратном размере. Причем налог этот весьма серьезный. Все собранные средства поступают на Би-Би-Си.

Государство понимает важность существования общественного телевидения. В мире оно есть более чем в полусотне стран. И везде его основной чертой является независимость.

О СЕБЕ

Я много работаю. Именно работа придает смысл моему существованию. Со зрителями, собеседниками я искренен. Ведь в жизни важно не врать, особенно себе, чтобы потом не терзаться, что в какой-то момент испугался, смалодушничал. Пока никто не препятствует моему публичному поиску ответов на вопросы в эфире. Как только я почувствую это, я уйду...

2003 год.


Рецензии
Здравствуйте,Диана.
Я тоже поклонница Познера. Он уникальный человек. Вам повезло, что вы с ним общались вживую. Мне хочется написать ему письмо. Не посоветуете, где взять электронный адрес? То что есть в интернете это ссылки на него сетях, где у него закрытые профили.
Мне хотелось чтобы письмо попало только к нему, а не было опубликовано.
Анастасия Сомова

Сомова Анастасия   02.03.2023 16:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.