Ленинградский перформанс

Вышедший в «Вагриусе» роман Ольги Славниковой «2017» - книга не только и не столько о «хитниках» (представителях традиционного для Урала стрингерского промысла самоцветов) и очередных реинкарнациях Хозяйки Медной Горы, сколько некое томление по метафизической революции, почти как у зациклившегося на этой теме Проханова. Сергей Носов - писатель петербургский. И пишет про Петербург. В новом его романе «Грачи улетели» («Лимбус-пресс», 2006 г.) - город самый главный персонаж. Остальные персонажи - школьный учитель Борис Петрович Чибирев и его давнишние приятели дядя Тепа и Щукин вдруг возомнили себя «перформансистами». А весь их художественный проект заключался в том, что на заре туманной юности они дружно помочились с Троицкого моста. Это «открытие» способно наполнить смыслом их годы, прожитые так, что «становилось мучительно больно!». Вот ведь как! Три серые ординарные личности были «художниками» и состояли в непосредственном контакте с вечностью. «Грачи улетели» - умный грустно-смешной роман, как, впрочем, и вся остальная проза Сергея Носова. Среди других новинок «Лимбуса» - сборник прозы Андрея Темникова «Зверинец Верхнего Мира». Имя это в литературе новое, но назвать Темникова дебютантом, язык не поднимается. Очень уж зрелая манера письма. И по-питерски - изысканная . Некоторые считают, что проза Темникова – высшей литературной пробы, а другие – что это умелая мистификация «под высших». Но, в любом случае, читать его «Зверинец Верхнего Мира» просто интересно. Среди поклонников нового литератора – лучшие писательские и критические перья города Питера. Это Павел Крусанов, Сергей Носов, Виктор Топоров. Жаль, что московские критики его не оценили по достоинству. Сказывается вечное соперничество двух столиц.
А вот неутомимый книгочей и фантазёр Макс Фрай продолжает без оглядки на столичную ментальность представлять читателям имена писателей, которые кому-то известны по «сети» или прежним антологиям сэра Макса, а кому-то и вовсе неизвестны. А коль скоро так то будем знакомы. В двухтомной антологии «Пять имен» представлены пять сочинительниц и столько же сочинителей небылиц. Представлять персонально каждого не стану. Скажу лишь, что литературные опыты «птенцов гнезда максафраева» достаточно занимательны. Иначе требовательное к авторам питерское издательство «Амфора» публиковать бы их не стало. Даже при всей своей безграничной любви к Светлане Мартынчик и новой серии «Фрам представляет».

.


Рецензии