АЛЯ

               
               
                АЛЯ

«Это не стройная повесть о ней,
это  моменты из её жизни, 
которые мне показались не
ординарными и потому
запечатлены моей памятью»,- ПРА
(ГАЛЯ МАРФИНА)





--Её родителям - студентам было по двадцать лет на момент её рождения, меня сослуживцы звали «молодая, молодая» бабушка.

-- Когда Саша подросла, она назвала себя по-другому: Алей.
Надеюсь, что ей это  принесло удовлетворение и украсило  жизнь.

-- В возрасте около года она однажды, по возвращении домой, начала тщательно осматривать, заглядывая во все уголки и под мебель, квартиру, давая понять, что ищет не встретившего её у двери папу, болевшего накануне дома. Его действительно в это время укладывали в больницу. 

-- В два года она наизусть читала  многие, длиннющие,  поэмы-сказки Маршака и Чуковского.

-- Однажды, тоже в её года два,она находилась у меня, а я решила вместе с ней поехать на дачу к своей сестре.
Ехать надо было на электричке часа 2,5, на дворе стояла зима.
Мы устроились в вагоне, я её раздела и она почти всю дорогу стояла на скамейке у окна и, глядя в него, повторяла: «Баба, деда, баба, деда…»
Всё это слушали немногочисленные в вагоне  пассажиры и  наверняка относили слова Саши ко мне.
Но я тут была ни при чем: Сашей занимались родители её мамы.
И одни из первых слов в её жизни были связаны именно с ними.
Когда нам пришла пора выходить на нашей остановке из вагона, я не очень расторопно начала собирать Сашу и не знаю, чем бы всё закончилось, если бы к нам быстро не подошла  какая-то  женщина из вагона и активно не помогла бы выйти из него на платформу, вынося наши санки и другие  вещи.
Женщина была одета по-сельски, вероятно, наблюдала поодаль за нами в вагоне, так как рядом с нами она не сидела.
Я была поражена её помощью.
Это был тот случай, когда  я иногда с удивлением открываю людей: по их внешнему виду и выполняемой работе   заранее относишь  их  в разряд определенного, иногда не очень высокого, уровня,  а когда заговоришь  и пообщаешься  с ними, то обнаруживаешь, что перед тобой неожиданно глубокий, прозорливый, умный мир, часто к тому же и действенный, помогающий.

-- С Сашей это наше путешествие окончилось, можно сказать, трагически.
У моей сестры Саша  ела шоколадные конфеты.
Осложнения у неё начались на следующий день, когда она была уже дома. Спасала её скорая.
В свое малоутешительное оправдание могу лишь сказать, что меня не предупредили о её возможной реакции на конфеты, а с моим ребенком, её отцом, этого не наблюдалось.

-Я с ней несколько раз ездила на море.
Первый раз в её 5-6 лет.
Жили мы в поселке Ботанического сада в Крыму, высоко над морем. Спуск к нему шёл через  прекрасный Б.сад, принося удовольствие.
Проблема для меня была в подъёме назад от моря, но её решила следующим образом: с пляжа мы катером добирались до Ялты, а из неё троллейбусом доезжали до Ботанического, а там близко вниз от остановки и  поселок.
Вся эта кажущаяся морока была из-за прекрасного моря и пляжа там.
Да и все переходы доставляли удовольствие.
Наверху, по дороге от троллейбуса рос какой-то огромный,  завораживающе  пахнущий куст, названия не помню.
Сорванные тогда его листья до сих пор хранятся у меня в стеклянной баночке. Прошло уже почти тридцать лет, а запах до сих пор исходит от этих листочков.
Собираюсь передать эту баночку с другими реликвиями Сашиной дочке Даше.
Саша всегда по дороге  рассматривала  прилегающие к ней места, ища интересное. Однажды за этим занятием она «на минуточку» сняла отданную мною неосмотрительно ей  мою сумку и забыла об этом. Когда я обнаружила отсутствие, было поздно.
Так у нас случилось приключение с потерей сумки, в которой были деньги.
У кого-то тоже в это время случилось приключение с находкой  сумки, в которой были деньги.
У кого остались деньги – у участкового или нашедших сумочку, мы не узнаем никогда, но сумку мне вернули.

-- Следующая поездка была в район Анапы.
- Мы идем с ней вдвоем к морю. С одной стороны кукурузное поле, с другой степь. Идти нужно километра полтора.
Она идет впереди меня с отклонениями в стороны в поисках в траве кузнечиков и другого. Вдруг говорит: « Как спокойно и хорошо без М.»
М. – наш спутник в поездке.
- Из-за этого М. мы с ней вдвоем переезжаем по другую сторону  Анапы в Сукко.
В Анапе решили искупаться. Обнаруживаем там море с пляжем ужасно грязными , а людей - уйму.
Осматриваюсь по  сторонам. Поворачиваюсь к Саше, а её …нет! 
Искать не представляю как: вокруг человек на человеке.
Расстроена, но с места не двигаюсь.
Через какое-то время появляется Саша.
Она, оказывается, уже пробежалась вдоль моря.
Как она вернулась на место, откуда ушла, я не представляю до сих пор.

- От Сукко мы с ней по берегу или по довольно приличному шоссе ходили до Малого Утриша.
Это территория известного заповедника Большой Утриш. Места красивые, зеленые, гористые.
Иногда половину пути по шоссе, а вторую – я по берегу, а она вдоль берега по воде. Там не очень глубоко, но много интересного в воде для неё было.

- Еще запомнился отдых с ней на Северной стороне Севастополя и наше специальное посещение там старинного военного кладбища.
Оно с храмом, оригинальной архитектурой всего ансамбля, поражают размеры надгробий братских могил.
Мне до этого его уже показала моя крымская приятельница Шурочка, посещение с Сашей было только для неё. И она не осталась безучастной  и равнодушной к увиденному.

-Как-то  мы с ней уезжали из Крыма с котенком.
Саша попросила его взять у хозяев - моих знакомых в Ялте.
Котенок у нас разгуливал по самолету, а потом по Летнему Саду в Петербурге, где мы с Сашей коротали время до встречи с её мамой.

-- Саша любила и много рисовала. Это не были простые рисунки. Это были целые рассказы: идущий выводок утят, красавицы  в одеждах и украшениях и так далее. Я собирала эти рисунки, часть теперь отдала её маме, а другую отдам её дочери, а несколько у меня висят как картины.
Почему ей не отдаю?
Потому как   у неё такой возраст сейчас, что легко уничтожается многое, о чем можно потом пожалеть.

-  Ну и в заключение  напомню, какие мы с ней выучили стихотворения, навеенные морем, и которые она потом читала наизусть окружающим.
Хочется заметить, что первое из этих стихотворений я выучила со всеми из своих внуков.

               *
Это было у моря,
Где ажурная пена,
Где встречается редко
Городской экипаж,
Королева играла
В башне замка Шопена,
И, внимая Шопену,
Полюбил её паж.
      И.Северянин
            *
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка, упавшая скользя,
Берешь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя…

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грёзу, а земную быль,
Где их наряд?
От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках…
                А.Ахматова   
                ***


Рецензии