2. КЮТ и немного о детях

НА СНИМКЕ: Здание Клуба юных техников. В начале 1967 года оно ещё только строилось, и называлась эта стройка «Лабораторией вспомогательных процессов Института гидродинамики». Инициатива строительства была моя, название было придумано начальником УКСа Виктором Яковлевичем Каргальцевым. Академик Лаврентьев об этом строительстве ничего не знал.


Заканчивалось строительство здания КЮТа. Мы с Игорем Рышковым почти каждый день обсуждали его структуру, – какие лаборатории должны быть в его составе. Продумывали, каким оборудованием их начинить. Многое доставали в Институтах, которые, как правило, рады были с нами поделиться. Мы ещё и ещё раз рассматривали планировку каждой лаборатории, вносили изменения. Вчитывались в списки инвентаря и материалов. Институты отдавали нам отходы своих мастерских, и они были буквально золотыми россыпями. Чего там только не было, – и всё даром.

Игорь Фёдорович Рышков смотрел на меня своими добрыми глазами, казавшимися очень большими из-за толстых линз в очках, и как-то признался: «Мне так здесь хорошо! Я такой счастливый, что работаю здесь. Никогда не думал, что всё это богатство само будет плыть мне в руки.

В 1967 году по нашей просьбе нам увеличили число ставок преподавателей, так что теперь нам не о чем было в этом вопросе беспокоиться. А преподавать в КЮТе желали многие, так что мы могли даже выбирать. Игорь Фёдорович был мастер по подбору кадров. Он находил таких же самоотверженных и немного чудаковатых людей, помешанных на создании моделей машин, приборов и ещё, бог знает, чего, но что страшно нравилось детям, привлекало их. И не просто привлекало, а завлекало, засасывало. И многие из них сохраняли эту фантастическую страсть к созиданию на всю жизнь. В то же время наши преподаватели смотрели, чтобы дети учились в школе хорошо. Дети знали, что плохие отметки в школе станут препятствием для их занятий в КЮТе.

Я знал, что происходит в каждом кружке, в каждой секции, сколько детей ходят в тот или иной кружок, клуб или секцию, чем занимаются. Хорош ли там преподаватель. Нравится ли там детям. Нравится ли родители тем, что дети ходят туда. Я сейчас говорю не только о КЮТе, но о работе с детьми вообще. В том числе и в детском секторе ДК «Академия», и в Отделе спорта ОКП. Знал, потому что интересовался, потому что мне это было небезразлично.

Я напомню, что постоянно держал в голове три задачи, которые я решал на протяжении многих лет: физическое развитие детей (спортивные секции), техническое творчество (или натуралистическое воспитание – окунуться в мир природы, чтобы познать её тайны и научиться понимать её язык) и эстетическое (музыкальное, художественное, театральное) воспитание.

Эти задачи я поставил перед собой ещё в 1961 году, выступая в Академгородке вместе с член-корр. А.А. Ляпуновым на совещании детских работников СОАН. Это моё выступление было опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск», и мне тогда показалось, что немногие мне поверили, что всё это у нас будет. По-моему, тогда многие посчитали меня фантазёром. Но вот же всё сбылось. Все задачи, поставленные тогда, были к этому времени решены. Я, правда, считал, что сделано не всё, что необходимо для всестороннего развития детей.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/08/11/1915


Рецензии