Жизнь в воображении

«Мегги так отчаянно тащила его за собой,
что в коридоре он споткнулся о стопку книг.
Обо что же еще он мог споткнуться?
Книжные стопки были везде. Книги не только стояли на полках,
 как у всех людей, – они лежали под столами, на стульях, в углах комнат.
Книги были даже на кухне и в туалете, на телевизоре
и в платяном шкафу; маленькие и большие стопки,
толстые, тонкие, старые, новые… Книги».
Корнелия Функе. Чернильное Сердце.


– Проваливай отсюда! – злобно воскликнул Рик и запустил в брата ручкой. Мэтью ловко увернулся и, расстроенный, пошел обратно к себе в спальню. Спускаясь по лестнице, тринадцатилетний мальчик встретил отца, который собирался идти в поле работать. Он, кроме того чтобы копать землю и рассаживать разные виды культур, ничем другим не занимался. Отец Мэтью жил только настоящим, безвозвратно забыв прошлое и бессознательно потеряв будущее.
– Что случилось? – Стен посмотрел на сына своими серыми, как скала, глазами.
– Меня Рик прогнал. Я хотел показать ему вот это, – Мэтью протянул отцу книгу в темно-коричневом переплете.
– Мне некогда разглядывать твои бессмысленные книжки. Я очень занят, – резко произнес Стен и, хлопнув дверью, вышел на улицу.
«Бессмысленные! Да что он понимает в книгах», – сокрушенно думал Мэтью, заходя в свою комнату. Он плюхнулся на кровать и погрузился в чтение.
Стоит сказать несколько слов о комнате этого мальчика. В отличие от комнаты Рика, где стояли телевизор, видео-приставка, где стены «кричали» цветными плакатами из модных журналов, у Мэтью все свободное пространство занимали книги. О приключениях в других мирах. О сражениях магов, людей, эльфов, орков. О прекрасных рыцарях, которые, рискуя своей жизнью, спасают империю. О драконах, пегасах, гарпиях, кентаврах. О многом-многом другом…
Мэтью совершенно не нравился земной мир, и он уходил из него, гуляя по бескрайним просторам книжных страниц. Когда он начинал читать, то забывал обо всем на свете, и на душе становилось тепло.
Свободно передвигаться по его комнате было просто невозможно. Лишь небольшая тропинка, ведущая к кровати и к письменному столу, позволяла переместиться в этой стране книг. Здесь тринадцатилетний мальчик пробовал свои силы в писательстве,  остальное пространство было занято книгами.
Можно сказать, что мальчик жил в них, из-за чего Мэтью часто ссорился со своими родителями. Мать просила навести порядок в комнате, отец грозился сжечь книги, если их младший сын сам не избавится от них. Но он оставался глух к их просьбам. Наоборот, книг становилось все больше и больше. Родители недоумевали: откуда он их берет, ведь денег они ему не давали, а взять в библиотеке такое количество книг невозможно. Они даже и не подозревали о том, что их маленький сын по ночам разгружал грузовики с продуктами. Полученные деньги исчезали сразу, взамен появлялись книги, которые тут же прочитывались.
Мэтью нравились загадочные волшебные миры, он часто разглядывал карты вымышленных стран. Одну из них он и решил показать Рику. Но старший брат не пожелал его слушать.
Еще ни разу Мэтью не встретил человека, которому бы книги нравились так, как ему. Хотя ведь кто-то их пишет и кто-то читает. Но с каждым днем, каждым новым криком отца ему начинало казаться, что все писатели уже покинули этот свет, а их оставшиеся произведения читает только он один. Остальных волнует только работа и деньги в этом мире...
***
У Мэтью было великолепное место для чтения: большое раскинувшееся дерево в саду, позади его дома. Там, удобно устроившись подле ствола, он коротал дни. Мальчик не был одинок, его поддерживали книги – самые надежные друзья.
И так в один из солнечных и душных дней Мэтью шел с книгой под мышкой к своему дереву. Еще издалека он заметил миниатюрную сидящую фигурку. Это была светловолосая девочка лет двенадцати. Своими маленькими ручками она перелистывала страницы потертой временем книги. Девочка читала с таким упоением, что заметила Мэтью только тогда, когда он загородил солнце. Она посмотрела на него своими большими светло-фиолетовыми глазами.
– Ты, – девочка ткнула Мэтью пальцем, – мешаешь мне. Отойди.
– Прости, – он присел рядом. – Я – Мэтью, а ты?
– Эмили. А теперь можешь помолчать. Я читаю, если ты не видишь, – и она потрясла книгой перед самым его носом.
– Вижу, прости, я не хотел тебе мешать. Просто в этом месте обычно читаю я.
– Читаешь. Правда? – взгляд фиолетовых глаз стал заинтересованным.
– Конечно, вот, – он показал девочке книгу.
– Потрясающе, – воскликнула она. – Я только вчера пережила эту повесть.
– Пережила?
– Ну, да. Ведь когда читаешь книгу, то начинаешь словно жить с главным героем, становишься его тенью и неотступно следуешь за ним.
– Да, и вправду, – протянул мальчик, – тебе так нравятся книги?
– До безумия, – я и дня не могу прожить без них.
– Как и я, – произнес Мэтью, – а хочешь, я покажу тебе свою комнату?
– А что там?
– У меня очень много книг. Уверен, тебе понравится.
– Очень много, говоришь. Ну, тогда я согласна. Пойдем.
На пороге они столкнулись с мамой Мэтью.
– Мам, это Эмили, – произнес тринадцатилетний мальчик, сияя от счастья.
Лонда устремила пустой взгляд бледно-голубых глаз на сына. Этот взгляд не отражал ничего, никаких эмоций. Она вышла на улицу, не проронив ни слова.
– Не обращай внимания, – Мэтью посмотрел на свою новую подругу, – ко мне дома относятся как к прокаженному. Считают, что я проживаю жизнь зря. И учусь я плохо, потому что читаю не то, что нужно, а то, что нравится, то, к чему тянет. Из-за этого они ругаются, не понимают, как можно одновременно так много читать и плохо учиться.
– Понимаю, я тоже читаю только то, что нравится.
Дети вошли в комнату Мэтью. Фиолетовые глаза с восхищением стали разглядывать книги.
– Потрясающе, просто потрясающе, – то и дело повторяла девочка.
Ребята до позднего вечера провозились с книгами.
– Ладно, я пойду, пора. А ты приходи завтра к дереву, почитаем.
– Обязательно, – улыбнулся Мэтью. Он дал своей гостье несколько рассказов собственного сочинения и с нетерпением стал ждать завтрашнего дня. Сон поглотил мальчика, окунув его в мечты.
***
Солнце только озарило землю, а Мэтью уже бежал на встречу с белокурой девочкой. Она сидела под деревом и с любопытством разглядывала только что подбежавшего мальчика, словно видела его в первый раз.
– Мне очень понравились твои рассказы, – тихо произнесла Эмили. – Только ты пишешь лишь о вымышленных мирах.
– Да, просто на земле нет ничего интересного для меня, это скучный мир, поэтому я придумываю свои миры, – пояснил Мэтью.
– Хм, так значит, ты считаешь, что мы живем в неинтересном мире?
– Да.
– А я вот так не считаю. Кстати, я нашла нам с тобой новое место для чтения!
– Новое место?
– Да, вот в этом лесу, – девочка указала рукой на старый, заросший кустарником лес.
– А я думал, что в этом лесу кроме колючих кустов ничего нет.
– Они вовсе неколючие. Иди за мной.
Ребята побежали вглубь леса, и, как ни странно, кусты и впрямь оказались совершенно неколючими. Эмили вывела Мэтью на усыпанную золотым светом поляну. Ее пересекал небольшой чистый, как слеза, ручеек, стекавший по большим валунам и походивший на миниатюрный водопад.
– Я назвала это место – Золотая Поляна, потому что книги – это золото, а их, благодаря нам, побывает здесь очень много.
– Здесь так красиво, – заворожено произнес Мэтью, подойдя к Эмили. Он посмотрел на бегущий ручей: все дно было усыпано небольшими серебряными камнями.
– Согласна. Видишь, на земле остались еще красивые места.
– Это точно.
Они устроились возле журчащего потока кристальной воды и начали читать. Мэтью изредка поглядывал на Эмили и замирал от восхищения: он еще никогда не видел, чтобы читали с таким упоением. В ее глубоких фиолетовых глазах отражались ожившие картины книг, похожих на сотканный из букв красочный фильм.
Они читали до тех пор, пока солнце не скрылось за горизонтом, а потом с живейшим интересом обсуждали прочитанное.
– Посмотри на небо, – тихо произнесла белокурая девочка.
Мэтью поднял голову – все было усыпано звездами, словно маленькими перемигивающимися светлыми пятнышками.
– А ты знал, что космос бесконечен, что наша Земля – это пылинка во Вселенной, что существует множество других планет, других звезд и галактик, а расстояния настолько велики, что не хватит и миллиона жизней, чтобы всюду побывать. Посмотри, вот это созвездие Центавр. У меня даже был медальон с его изображением, но вчера где-то в этом лесу я его потеряла. Кстати, самая яркая звезда – вот эта точечка – Ригель Центаврус или «нога кентавра», – тоненький пальчик Эмили водил по небу. Она рассказывала о звездах и невообразимых туманностях. «Я даже и не представлял, что такое бывает на свете», – размышлял Мэтью, слушая девочку.
– Невероятно, – только и смог произнести он.
– Просто нужно чаще смотреть на небо, а не жить одним воображением. В реальности тоже много чего интересного, – проговорила девочка, – ну, ладно, пора расходиться по домам, встретимся завтра...
***
Золотая Поляна стала для Мэтью вторым домом, а Эмили – частью его самого. Мальчик проводил время только с ней. Они, то читали, слушая, как тихо и плавно бежит вода, то лежали на траве и часами смотрели на звездное небо.
– Слушай, Мэтью, – сказала однажды Эмили, – нам с тобой нужно уйти.
– Куда?
– Просто уйти. Навсегда. Путешествовать по свету. Ты же знаешь, что в нашем мире много всего невероятного. Хочется все это увидеть собственными глазами.
– Но мы не сможем выжить одни.
– Будет тяжело, но мы справимся. Ты же не хочешь пустить в это место корни и остаться здесь навсегда, как это сделали твои родители?
– Не хочу! Да, ты права, нужно уходить! Только вот когда?
– Завтра соберем нужные вещи и отправимся в путь.
– Отлично, – Мэтью готов был идти куда угодно за человеком, открывшим ему глаза на мир.
На следующий день они уже собирали вещи в комнате Мэтью. Неожиданно в комнату вошел Рик.
– Куда-то собрался? – спросил он, глядя на своего младшего брата.
– Не мешай! Не видишь, что у меня гостья, – укоряющим тоном проговорил Мэтью.
– Гостья? – искренне удивился Рик, осматривая комнату вопросительным взглядом.
– Да! Ко мне пришла Эмили!
– И где же она?
Мэтью показалось, что старший брат опять над ним издевается.
– Да вот же! – он хотел схватить Эмили за плечи и пододвинуть под нос «слепому» Рику, но руки его прошли сквозь тело девочки и пальцы сжали лишь воздух. Мэтью изумленно отпрянул. Эмили, виновато улыбаясь, посмотрела на мальчика переполненными грустью ярко-фиолетовыми глазами. Ее светлые волосы начали развеваться со всей силы, и, превратившись в дым, девочка мгновенно растворилась в воздухе.   
– НЕТ!!! Стой! Не оставляй меня! – закричал Мэтью.
Рик схватил младшего брата за плечи и со всей силы начал его трясти. Мальчик вывернулся из его рук и бросился бегом на поляну. Но сколько бы он не пробирался сквозь колючие кусты, раздирающие кожу до крови, Золотая Поляна никак не обнаруживалась. Она исчезла бесследно, словно никогда ее и не было. Огромные, черные, тяжелые тучи, нависшие над землей, плакали свинцовыми слезами. И ни одна звезда не освещала путь тринадцатилетнему мальчику, который, стоя под кронами седых деревьев, держал в открытой грязной ладони, небольшой исцарапанный медальон с изображенным на нем созвездием Центавра.


Рецензии