Какой есть

Постучав по стеклу своих наручных часов, как минимум пять раз, Сергей уже перестал надеяться, что они вновь заведутся. Попытаться перевести стрелки тоже оказалось бесполезным делом.  Часы остановились на половине второго. Это уже четвёртый раз, когда они останавливались. Часы раньше принадлежали деду; во времена его молодости они вряд ли так его подводили. Но почти 45 лет работы изнурили весь механизм. Когда-нибудь они должны  были застыть окончательно.

Часы были старым подарком от деда Сергея. Конечно, сейчас мало кто будет носить такой настоящий винтаж. Уместно им смотреться где-нибудь в музее Советского быта. Но он очень сильно любил деда и не рискнул отказаться их носить. Дед был очень раним, и мог сильно обидится на него. Поэтому Сергей всегда их носил, лишь бы  лишний раз порадовать деда, что он их носит. Они работали всегда на совесть, до этого момента, пока старые шестерёнки не уснули своим крепким ржавым сном.

Сейчас не было времени, пытаться их разобрать и на скорую руку завести, как ему показывал дед. Обеденный перерыв закончился и нужно возвращаться на работу.

Он уже подходил к лестнице, ведущей в банк где он работал, когда застал странную картину. Из офиса вышел человек, - и скорее не вышел, а медленно украдкой почти на цыпочках выходил из двери, нервно озираясь по сторонам.

Это был высокий мужчина лет за тридцать, максимум за тридцать девять, с редкими жидкими волосами на голове отдающей сильной белизной. Одет он был в классическую тройку почти такую как у Аль Пачино в Крестном отце, только темно – угольного цвета. Чёрный галстук выделялся даже на темной рубашке, из-за чего напоминал пластмассовый совок. Белые ботинки с острыми носками выглядели довольно нелепо. В руках у него был дипломат коричневого цвета. Мужчина так прижимал его к груди, как не прижимает мать новорождённого ребёнка, который только появился на свет.

Сергей подошёл к нему ближе и увидел у того на лице явную тревогу. Глаза бегали из стороны в сторону. Лицо покраснело, и блестело, казалось, с него сошёл уже седьмой пот. Он явно чем то напуган.

Сергей немного замялся, прежде чем заговорить с ним. Никогда прежде ещё не встречал людей в такой ситуации. Хотя какой ситуации? Он же не знает, что с этим мужчиной.

- Извините с вами все в порядке? – обратился к нему Сергей.
Мужчина резко обернулся в его сторону и на лице его появился ещё больший испуг.

- Может вам плохо? Вам нужна скорая? – Сергей говорил, как можно увереннее, чтобы завоевать его доверие – первое, что нужно делать с сильно напуганным человеком.

Мужчина сделал неуверенный шаг к Сергею. Лицо затряслось на секунду от страшной судороги, но потом он сделал глубокий вдох и попытался, что-то произнести.
-
 Я…я…вы…ну как-то…

- Я вас не понимаю. Вам трудно говорить?

Он, медленно оторвал правую руку от дипломата став её делать какие-то странные жесты – лицо его покрылось ещё большим количеством пота. Пока он недоуменно смотрел на его руку, мужчина схватил свой галстук и слегка его ослабил. Потом расстегнул на  рубашке верхнюю пуговицу.  Эти действия явно свидетельствовали: у этого незнакомца инсульт. Сергей не медик, но людей в таком состояние он видел. К несчастью близких для себя людей.

- Так, постарайтесь взять себя в руки. Сейчас пройдёмте внутрь здания, и я вызову вам скорую. А сейчас позвольте вас отнести на диван.

Мужчина неожиданно ответил улыбкой на эти слова и быстро как скороговоркой ответил:

- Помогите спуститься с лестницы. 

Сергей опять недоуменно посмотрел на мужчину. Наверно он не хочет просто казаться слабым и поэтому отказывается от помощи.

- И все-таки я вам рекомендую воспользоваться моей помощью.

- Да все в порядке, честно. Мне…мне. Вот если вы поможете спуститься по лестнице... в этом мне помощь не помешала бы. - лицо странного владельца чёрного костюма и нелепых белых ботинок покраснело от смущения. Улыбка на лице давала ему удивительное сходство с ребёнком, с пятой попытки попросившим купить ему столь вожделенную игрушечную машинку.

- Вы точно уверены?

- Я абсолютно здоров. Здоров наверно на сто заплывов через Москву реку. Здоров, как бегун стометровки через площадь…неважно. - Краска ещё больше залила лицо странного господина, и тот смущённо опустил глаза, словно рассуждал очень громко вслух о чьих то половых органах.

- Тогда ладно, надеюсь, вы не врёте.

- Извините за столь нелепую просьбу. Поможете спуститься?

- Ну, куда деваться мне? – Улыбка теперь появилась на лице Сергея. Дипломат в руке мужчины отлип от чёрного пиджака, словно приклеенный обойным клеем. 
Пришлось спускать, держа одной рукой за спину другой за правую руку. После каждого шага этот человек улыбался глядя на Сергея с весьма смущённым видом. Каждый шаг не отдавался ему тяжёлой болью в ноги, как могло бы быть, если бы он их, когда то повредил или получил лёгкое растяжение. На больного инсультом теперь не походил.

На предпоследней ступеньке он более уверенно спустился вниз сам без помощи Сергея.

- Спасибо вам. Даже не представляете, как неловко мне было вас об этом просить.

- Да не за, что, - Сергей выдавил из себя слабую улыбку. – все - таки с вами…

- О, не стоит беспокоиться, - незнакомец перебил его, вальяжно махнув рукой,
- такое часто происходит со мной.

Сергей кивнул ему в ответ и тот видимо решил, что он настроен на дальнейший диалог.

- Иногда забываю, как спуститься с лестницы. Мой психолог говорит, что это просто от неуверенности в себе, а мне кажется, просто мне было страшно растерять важные документы в дипломате. Замок там, видите ли, слегка сломан, наверно. Руки не доходят отнести его в ремонт. Отец мой бы сразу его выбросил бы. Купил бы лучше новый, чтобы вдруг свой деловой стиль не испортить внезапным раскрытием его на деловой встрече. Глупо да? А ведь так в жизни было один раз.

- Не могу себе представить.

- Такой мой отец. Всегда говорил, что если даже случаем на встрече, не дай бог даже стакан прольёшь на стол, тебя сразу перестанут воспринимать всерьёз. Падать даже на льду, если они могут это увидеть противопоказано. Если извиняюсь, задницу отобьёшь, то не страшнее это чем смешки от партнёров. Считай все, ты для них просто среднестатистический, один из тысячи человек из серой массы. Ты не будешь равноправным партнёром по бизнесу. Раз ты так легко допускаешь косяки, значит, тебе нельзя доверить даже управление уставным капиталом какого-нибудь ОАО  “Серые штаны”. Смешно, правда? Никогда не понимал это. Как люди, которые уже заключили сделку -  любую причём -  уже подписаны два экземпляра договора…

- Все это интересно, но… - Сергей решил уже закончить слегка затянутый монолог незнакомца, но тот уже, что называется, решил, во, чтобы бы то не стало выговориться.

- Да, да вижу, вы меня поняли. Жаль отец не всегда понимает меня. У него гипертрофированные понятие о ведение дел. Почти такие же, как и его отношение к людям. Разные подходы должны быть к разным людям, говорил мне отец. Вот вам пример: при переговорах с возможными партнёрами по бизнесу всегда нужно вести себя, с ними исходя из их статуса. То есть партнёры из фирмы крупнее, чем наша должны ясно чувствовать из переговоров с нами свою значимость, чувствовать исходящее от нас к ним уважение. Ну, а с менее значимыми людьми вы сами понимаете, как следовало вести себя. Они могу годиться к нам лишь в дочки. Ну, в смысле в дочерние фирмы. Поэтому практически никакого уважения к ним не надо проявлять. Ну, я лично так не делал. Не понимаю до сих пор как можно так делить людей? Да и зачем разделение?

- Не представляю. Если бы мы так в банке делили клиентов на тех, кто достоин вежливого и качественного обслуживания и тех, кому надо в лицо прям, говорить вы никто, к нам бы вообще никто не приходил бы.

- Вот, и я о том же. Это абсолютно бессмысленно. Жаль моему отцу таких вещей не объяснить. Нет с самого детства надо вдалбливать кто потенциальный человек для выгоды, кто просто пешка – случайный кирпичи из старой стены, нужный лишь для продажи для новой стены.

- Очень странно, что может родиться в мозгу ребёнка с такой информацией. – Сергей не скрывал искреннего сожаления в голосе

- Да, что вам сожалеть, - мужчина уловил в голосе Сергея, нотки сожаления, но воспринял их с улыбкой, – я же, как видите нормальный человек вроде. Вас не оцениваю с позиции как бы вас продать да подороже.

- Ну, спасибо вам. Быть кирпичом в чьей-то стене мне не прельщает.

Оба мужчины негромко рассмеялись. Но затем наступила неловкая пауза. Мужчина в чёрном пристально стал смотреть на Сергея не зная, что сказать. Краска смущения проступала на лице.

- Так вы работаете в этом банке? – Выдавил из себя вопрос незнакомец.

- Ну да.

- Понятно.

Совершенно неловкая ситуация. Затянутая пауза после ответа на его вопрос давила на них обоих. Сергею передалось смущения мужчины, и он не знал, как ему быть дальше. Развернутся, и уйти сразу без объяснений показалось просто неприличным. К счастью напряжение снял звук сигнала, судя по короткому звуку - сообщение.
 
- О, извините это мой телефон. – Неуверенный в себе мужчина достал из правого кармана брюк телефон. Прочитанное им сообщение явно вызвало у него разочарование.

- Это с моей работы. Опять у нас срочное совещание. Отец даже приезжает. Какая честь.

- Работа. От неё только дома удаётся отдохнуть, вместе с супругой.

- Знал бы я, что это значит

- А вы не женаты?

- Нет. Я как то не эксперт в отношениях. Да и девушки никогда не было. Весь в учёбе сначала, потом в работе. Отец вроде обещал однажды найти мне невесту. Пока он в поисках, я веду дела. Хоть это у меня хорошо получается, несмотря на слабохарактерность.

- Ваш отец ищет вам невесту?
Незнакомец осёкся на полуслове. Взгляд его устремился на правую руку Сергея.

- Красивые часы у вас. Деда наверно?

- Да. Старый подарок можно сказать.

Глаза мужчины наполнись слезами. Скупая слеза прошла по щеке и незаметно упала на землю. Лицо его выражало долго копившееся горе. Сейчас он готовилось выйти наружу. Но он как то сумел себя сдержать и лишь сказал.

- У моего деда были такие же часы. Немного другая модель, суть не в этом. Он тоже хотел мне их подарить на память. Но не получилось. Когда мы переехали из Коломны в Москву после смерти матери прям перед отъездом, дед хотел мне их вручить. Не успел. Папа так хотел уехать отсюда, что не оставил времени нам на прощание. Сам тоже не попрощался с ним, а сухо сказал счастливо. Ох, как это издевательски прозвучало из его уст. Отец только начал заниматься своим бизнесом и уже тогда у него появились, некоторые странные соображения на сей счёт.  Он толи, где то вычитал, толи ему рассказали, что для успеха нужно буквально выхолащивать  из своей жизни всё лишнее. Старое тоже должно исчезнуть. Все наши старые вещи он выкидывал из дома меняя как можно скорее на новые. Одежду мы меняли  в точном соответствие с модой. Как я узнал впоследствии, он больше не общался со старыми друзьями. Все контакты из детства просто вытер, словно тряпкой для доски. Они, видите ли, гнали его на дно. Когда он стал очень много зарабатывать, вещи  ещё чаще обновлялись нами. Помойка иногда часто пополнялась нашими "старыми" вещами.  Что-то сломалось дома надо менять, иначе ждать нам беды. Знакомства новые должны приносить только выгоду. Старые только опять гнали нас на дно жизни. Все в таком вот духе.

- Так понимаю, ваш дед тоже вас туда гнал?

- Отец прямо так сказал. Он, дескать, уже старый совковых взглядов, что не принесёт нам пользы. Научит неправильной жизни – неправильной подход к людям, которых ошибочно нужно считать равными. Загонит нас вновь в нищету. Придётся ему снова вкалывать за копейки на заводе, и мне также подобная судьба уготована. Я тогда считал это глупостью, как и сейчас.

Когда отец зорко не следил, чтобы я с ним не общался, я иногда с ним созванивался. Просто мы болтали о жизни. Дед всегда спрашивал о моих успехах и очень хвалил. Про отца мы не говорили. Кажется, мне дед не был на него в обиде. Не мог просто позволить себе так относится к своему сыну пусть и бросившем его. Поэтому он говорил мне, чтобы отец мне не говорил его надо слушаться. Все, что он делает во благо мне. Ему тяжело пока в чужом городе и надо много работать, чтобы поднять меня. Я так и делал, как мне дед говорил. Я даже послушался, когда отец, узнав о моих разговорах с дедом, сильно укорил меня за это, поменял номер телефона, строго запретив общаться с дедом. Мотивировал он это недавними потерями в бизнесе в результате возвращение к старым знакомствам. Это случилось, когда мне было всего-то двенадцать лет. Долгие шесть лет мы  с ним не общался. Дед по своей болезни как в последствие узнал, не мог нас навестить, и мы его не навещали. Я мог бы сам попытается, но очень боялся гнева отца.

- Боже! – единственное слово, которое смог произнести Сергей.

- Аккурат перед моим  девятнадцатым днём рождения, мы узнали, что дед скончался. Случилось это причём три месяца назад до него. Нас долго не могли найти, поскольку отец поменял свою фамилию даже и не сообщал куда переезжает. Вся реакция на это заключалась в уточнении, куда переслать деньги на его похороны и пожеланием после этого больше нас не беспокоить. Получается дед как то пролежал в морге три месяца. Слава богу, что хоть достойно похоронили его. Я приезжал туда сам уже, когда стал старше. Приходится на расстояние ухаживать за его могилой. Собственно за могилой матери я тоже ухаживаю сам. Отец так там ни разу не появился. Для него это теперь пустая трата времени. Не дай бог привезёт цветы на могилу, недостача средств потом за этим последует. Соприкоснулся ведь с совковой кармой деда.

Внутри Сергея загоралось натуральное пламя злобы. Окажись отец этого мужчины здесь, Сергей бы точно удавил бы его, не посмотрев на его сына. 

- Вы потом нашли его часы? - Сергей решил немного поменять тему, чтобы снизить злость.

- Нет. Потом я долго у него дома копался во всех вещах, но так и не нашёл. Боюсь, он их потерял. Боже упаси если их утащили полицейские вместе с соседями, которые и нашли его умершим. Нехорошо это у покойников вещи красть. Хочется, надеется, что может он их, подарил другому мальчику похожему на меня в юном возрасте. Ему точно отец не запретил их носить, боясь потерять копейку другую из-за плохой энергии.

- Я тоже на это надеюсь.

- Извините, что так вас задержал своей болтовнёй. Не часто удаётся с кем то пообщаться. Вернее надо сказать, почти всегда не удаётся.

- Ничего страшного, - Сергей протянул ему руку. – Меня Сергей кстати зовут.
Мужчина слегка опешил от этого жеста, но протянул ему руку в ответ с улыбкой.

- Меня Игнат зовут рад. Рад знакомству. Извините. Я как то…

- Да за что вы извиняетесь? Вы же не плохой поэт Либяткин, чтобы стыдится своего имени. Вам лично стыдно может быть за отца извините за такую откровенность, но никак не себя. – Ободряющая улыбка Сергея вызвало положительную ответную реакцию Игната. Тот даже похлопал Сергея по плечу.

- Жаль не все могут вот так легко жить как вы. Некоторых сдерживает стена из детства, некоторых якорь из старых комплексов.

- Ну, насчёт этого вы не можете знать. Может я скрытый эксгибиционист или держу дома на цепи молодых девушек.

- Плохая шутка Сергей.

- Да знаю. Никогда по-человечески не умел шутить, чтобы не заставить покраснеть чужие уши.

- А я и не учился. Что же прощайте, может, ещё увидимся с вами. Отличный у вас банк. Проценты лучшие наверно во всей столице.

- Спасибо. Не часто нас вот так прямо хвалят. И вам удачи.

Игнат кивнул Сергею напоследок и пошёл к парковке. Сергей проводил его взглядом и, что он увидел, совсем не радовало. Игнат прижал дипломат, к своему боку смотря по сторонам с нервозностью. Еле переставляя ноги, он открыл дверь своей машины и резко просто запрыгнул туда, и так же резко сорвался с места, едва не столкнувшись с машиной, проезжавшей перед выездом с парковки.

В голове завертелось множество мыслей после этой встречи. Их следовало оставить. Игнат чужой ему человек и повлиять на него нет никакого смысла. Насильно можно только человека свести с ума, никак не заставив считать себя нормальным. Надо сосредоточиться на своей работе, своей жизни. Вдруг ему тоже начнут подсказывать, что может вызвать внезапную недостачу средств - какой старый друг или старые часы вернут его во времена голодного студенчества. Какой же это бред.


Рецензии