Золото

Седой Урал.  В Петрокаменском  районе 50-тые годы, председатели колхозов и совхозов, директора МТС взяли моду приобретать породистых лошадей. И делали себе выезды в дорогих  кашевках, ушитых бархотом с кистями и всякими резными украшениями. Кашевки изготовлялись индивидуально и одна на другую не похожи:  на легких  рессорах, специально кованых на Тагильском металлургическом комбинате, на больших, тонких колесах с позолоченным ободком. Это была картина, когда мимо, подбоченясь проезжал председатель с довольным лицом. Иноходец – конь в яблоках несет своего хозяина по просторам полей, появится, то в одном месте, то в другом в расстоянии несколько километров, словно «Летучий голландец».
      Идея прокатиться созрела молча, когда председатель подьехал к управлению МТС. Мы – практиканты от училища слесарили и припухли от жары. Смотрим, как хозяин привязал коня и скрылся в дверях управления. Конь в яблоках с точеными ногами, поджарый, на месте не стоит. Куда тягаться  скульптуре Клотда на Невском проспекте в Сант- Петербурге? Как можно устоять от соблазна прокатиться, не чурбаны же мы, понимаем красоту?
 Бросок, и мы, трое друзей в кашевке, что есть духу устремились в поле. В стремительном полете прошли от села Краснополье до деревни Реши, там нас и повязала поднятая со всего района милиция. Пришлось отсидеть по 15 суток и заплатить штраф. Такое мягкое наказание последовало, из-за отсуствия  умысла -  украсть коня.
         Предложение – определяет спрос. Очень заинтересовались некоторые лица насчет такого шика руководящих местных работников. И лошади начали исчезать. Кража за кражей. Все газеты не только районные, но и городские не упустили случая повысить свои тиражи. На все лады это обговаривалось. Что цыгане организовались в тайге, понаехали из других районов посмотреть на наши «успехи в сельском хозяйстве»
       Ажиотаж с лошадьми поутих тогда, когда  их поубавилось, даже у простых  тружеников. Многие цыгане полюбили оседлый образ жизни и начали покупать дома, обзаводиться живностью.
      Продуктовый магазин на тракту в поселке Новый Асбест начал, наконец, выполнять план, когда наискосок от него купил дом цыганский «барон». Дом пятистенный, огромный с баней и крытым двором. Гаевы – хозяева были довольны, что цыган долго не торговался, а отвалил сколько надо, не в пример другим. Что послужило причиной оседлого образа жизни этого цыгана? Уйти из табора – не шутка, нужны характер и воля. Уместно вспомнить причину ухода из табора цыгана Чудры из кинофильма «Табор уходит в небо», где герой Зобар спрашивает его:
- Чудра! Ты, почему ушел из табора?
- А, цыгане не те стали…
- Коня на золото меняют, и клинок и душу…
- Судя по дальнейшим событиям, наш барон бедным не был. Каждый цыган в районе считал за честь, посетить его раз в месяц, посидеть за одним столом и предложить в жены, из своего окружения, самую красивую молодую цыганку. Поселок Новый Асбест расположен в тайге среди болот, населения мало, все на виду, все все знают и о всем могут судить…
Барон получил кличку в народе « Топтыгин».  Действительно, он был похож на медведя: огромного роста, необычайно большой физической силы, заросший волосами черными в перемежку с седыми и украшала широкое лицо борода и живописные широкие брови, как у Брежнева. Ходил медленно в развалку, скор на слышание и скуп на слова. Взгляд его черных, как маслин глаз, устремленный на собеседника, не предвещал ничего хорошего. По этой, и не только по этой, причине жители поселка его сторонились.  Поговаривали, что у барона есть шахта в тайге, где добывал золото. Что похоронены уже несколько шахтеров, умерших от неизвестных болезней. В последствии, это место в тайге было обнаружено и огорожено с предупреждающим щитом « Опасно – уран!». Началось следствие, и барон с четырьмя цыганками с дюжиной детей, вынужден был покинуть наш Край, чтобы не угодить в тюрьму.
Но до этого произошли очень любопытные события, связанные с моим земляком, который в прошлой жизни был, наверное, ростовщиком.
      Началось с того, что барону понадобилась сторожевая собака; ни лайка, ни овчарка, а такая, чтобы наводила страх на людей. Любой понимал, что если собака ему понравится, он денег не пожалеет. И выбрал он собаку породы «кавказская овчарка» по кличке, надо же совпадение, «Цыган». Собака способная задавить волка: черная, лохматая, лапа, что у тигра, принадлежала  Егору Малышеву. Он для приличия поторговался и, вскоре продал. 
      Егор был нелюдим, мало общался, еще меньше разговаривал. Никто не видел улыбку на его лице. Было, глаза смеялись и то только в присуствии собаки, но улыбки не было. На нем была Каинова печать, он застрелил меньшего брата. Это произошло случайно. Родителей не было дома, его оставили следить за братиком. В процессе игры, Егор снял со стены ружье, нацелился в брата, чтобы напугать и тут прогремел выстрел. Эта трагедия, конечно же, наложила отпечаток на его характер и холостяцкую жизнь. Он никого не любил, кроме собаки, купленной еще щенком. Она его слушалась, понимала любой его возглас и жест. Это позволяло ему водить ее без пово, а зимой возить на ней воду и дрова. Такая порода собак редка на Урале, особенно в глубинке. Это его гордость и главное достижение в жизни. Теперь стоит только удивляться, почему он с ней расстался. Видимо из-за жадности к деньгам. Она сжигала его нутро и об этой стороне натуры люди знали. Постоянная борьба с мрачными чувствами и мыслями отразились на его внешности:  мал ростом, низколоб, широколиц с носом, как репка, угрюм, в   35 лет морщинист и сед. Все делал только для своей пользы. Население поселка, всегда опаздывало: за шишками, за ягодами, или грибами в известные, плодовитые места. Егор всегда первый, даже в магазине за продуктовым дефицитом. Он знал, когда надо идти к Ипатычу - рыбаку на Вилюй – реку, чтобы скупить рыбу в виду большого улова. Другим, оставалось – покупать рыбу у Егора. Жадным был до всего, что касалось своего кармана, поэтому в поселке его не любили. Связывали, его угадывания во времени и где, что искать и найти, с сестрой его матери Акулиной – «ясновидящей».
          Акулина – седая старуха из кержаков под 80 лет :  врачевала и успешно, многие жители поселка благодарны ей за это. Болеет ребенок, придет, сядет на табуреточку и веничком водит над ним и что-то шепчет. Три- четыре сеанса и ребенок здоров.  У Миши Николаева потерялась телка в тайге, искал три дня, так и не нашел. Егор ему говорит:
-   Миша, если молочка будешь подбрасывать, то скажу, где твою коровенку найти?
-   Какой вопрос? Конечно же…!
-   Твоя телка около Судорожки, на краю Камаевского болота, попала ногой в волчью петлю.
  И, точно, там и нашел ее Миша.
 Об этом случае судачили кто как, и связывали, что Егора навела «ясновидящая».
    Не прошло и года, как все цыгане во главе с бароном  всполошились – пропало золото. Со всех мест мигом понаехали цыгане. Шум, крики, беготня...  Как позже стало известно, золота было много и хранилось оно в конуре под надежной охраной собаки – волкодава, к которой даже барон подходил с опаской. Наука – логика привела цыган к Егору, кто же, как не бывший хозяин мог подойти к собаке и украсть это золото.
     Тут нужно сказать, что во все века и в наше время,  с этим металлом связано все черное:   зависть, насилие, кровь. Черное случается с людьми, которые не имеют божьего благославления и потребляют золото в угоду своим страстям. Им невдомек, что оно принадлежит богу, а не им и предназначено для добрых дел. Только в этом случае все меняется у владельца золота: и на сердце чисто, и на душе радостно, и процветание на лицо. Если по другому, то владельцу золото, как правило, не принесет счастья. Это касается  и иного, любого богатства. Эти строки из народной мудрости нужно писать на рекламных щитахи ставить вдоль дорог. Дерсу Узала, например, отдавал сородичам- охотникам тридцать процентов своей добычи. Поэтому не имел нужды ни в каком благе и даже в мудрости.
  Нагрянули ночью и долго стучали в дверь ограды. Егор в одних трусах, унимая нервную дрожь, на полусогнутых в коленях ногах, босиком прошел две комнаты, усланные коврами. Затем  по настилу, крытой наглухо ограды и  открыл дверь. Вошло пять цыган в избу. Приподняли Егора и посадили на лавку. Лица злые и мрачные. Старший заговорил: - Чипа! Мы люди мирные, если нас не вынуждают обстоятельства! Возвратишь золото, живой будешь, хорошо жить будешь, внукам богатство оставишь! Думай три дня! Тут цыган вытащил из мешка петуха, отсек ему голову и кровью опрыскали весь пол с коврами. Цыгане ушли.
   Что пережил в этот момент Егор Малышев? Он думал о том, что делать? Цыгане уверены, что золото у него. Ведь даже не спросили «брал, не брал?». Возникла патовая ситуация, когда не той ни другой стороне в милицию заявлять нельзя, себе дороже. На четвертый день Егор скрылся в тайге от глаз людских, но только не от цыган. Его нашли в шалаше у первого ряжика*. Разборка была короткой. Бездыханный труп Егора привез на лошади пастух Иван Башаров. Его спрятали в одной из старых заброшенных бань. Дом Егора сгорел. Акулина его выходила, и он исчез аж, на целых три года. Возвратился в поселок, когда о нем начали уже забывать, так же, как и о цыганах. Привез жену с взрослой, приемной дочерью, стал «жить поживать, да добра наживать». Построил пятистенный дом, самый красивый в поселке, который через год, по неизвестной причине сгорел. Купил автомобиль «Волга», которую вскоре угнали. Купил, почему-то две квартиры для дочери в городе Нижний Тагил, в которых дочь, так и не пожила по причине болезни всему этому был Егор Малышев, так как постоянно таскался по больницам, тратя большие деньги на  дорогие лекарства. Отдалился совсем от людей, сам, превратившись в «Топтыгина». Акулина умерла (Царствие ей небесное), и на ее могиле всегда лежали свежие цветы.
    Невероятно, но Егор выжил. И никто не докажет, что золото у цыган украл он. Сбылась его надежда — разбогатеть. Стал богатым, правда с издержками в здоровье и известной доли страданий.

      
• Ряжик — это ручей, текущий в таежном распадке.


25.04.2006г.


Рецензии