Миф о слугах народа

Мы часто слышим выражение «слуги народа». Каждый раз, когда его используют, нам исподволь внушают мысль, что государство и его структуры выполняют за нас грязную работу: ту, которой мы брезгуем. И во всём остальном стоят на страже наших интересов. А наша задача – радоваться наличию таких заступников.
Так ли это? Понятно, что для живущего в России человека это вопрос риторический. Однако часть жителей России, исповедующая либеральную веру, немедленно взъярившись примется объяснять нам, что это в поганой Рашке всё не так (не благодаря капитализму, конечно, а вопреки), а вот в нормальных странах – дело другое.
Попробуем разобраться в вопросе.
Есть немало теорий происхождения государства. Но все они сходятся на том, что государство с первых дней своего существования жило за счёт вверенного ему населения, отчуждая у него часть общественного продукта. Может быть, лихие люди в какой-то момент сообразили, что прямой грабёж проще заменить сбором регулярной дани, а заодно надо разруливать споры между податным населением, чтобы оно друг друга не покалечило, а также защищать это население от других грабителей. А может, само население выставило из своей среды наиболее сильных бойцов и избавило их от необходимости пахать, дав возможность тренироваться и отпугивать врагов. Но и в том и в другом случае человечество разделилась на тех, кто кормит, и тех, кого кормят. Вторые и положили начало государству.
Кормиться, понятное дело, хочется посытнее. Даже если допустить, что изначально основу государства составляли честнейшие и бескорыстнейшие люди, денно и нощно пекущиеся о рытье оросительных каналов, предсказаниях разливов рек, врачевании болезней и защите рубежей, то уж во втором-третьем поколении точно работать в интересах общества захочется поменьше, а стричь шерсти с населения побольше.
Для того чтобы работать поменьше, а получать побольше, государственный аппарат стремится подчинить себе всё и вся, в идеале устанавливая жёсткую диктатуру. Но удаётся это не всегда. Ведь часто случается, что не все из тех, кого кормят, составляют государственный аппарат. В этом случае государство либо подминает их под себя, либо находит с ними тот или иной компромисс, либо само становится на службу наиболее влиятельного класса. Но в любом случае сохраняется альянс тех, кого кормят, против тех, кто их кормит. Первые наверху, вторые внизу. И так или иначе функцией государственного аппарата является обеспечение функционирования всё той же схемы: те, кто кормят, кормят тех, кого они кормят. Желательно, чтобы схема функционировала с наименьшим скрипом. Для этого во все времена и у всех народов существовали теории, доказывающие быдлу, что существующий порядок наиболее справедлив и единственно возможен.
В средние века нам объясняли, что монарх – наместник бога на земле, а потому государственный порядок свят. А в эпоху капитала была выдумана теория общественного договора. Будто бы государство является продуктом общественного согласия и существует ради наилучшего обеспечения интересов всех слоёв общества. Понятно, что эта теория удобна прежде всего самим чиновникам и тем, в чьих интересах они действуют.
Как уже писалось выше, в случае если у корпорации чиновников кишка тонка подмять под себя всё общество, они вынуждены за долю отстаивать интересы тех, кому это удалось. Если говорить о реалиях дня сегодняшнего, то интересы транснационального капитала. Что мы собственно и наблюдаем сейчас в «просвещённой Европе». Интересы корпорации наднациональных еврочиновников, обслуживающих главным образом интересы ТНК, в большинстве случаев не совпадают с интересами народов Европы. Что отлично видно по ширящейся географии протестов против Евросоюза.
Сказка о «слугах народа» и «наёмных работниках» имеет очень точный эквивалент в более близкой и знакомой (по телесериалам о т.н. «лихих 90-х») уважаемому россиянину жизни. Речь, конечно же, о бандитах, которые «защищают» коммерсанта и «обеспечивают» ему спокойную жизнь.
Вот, правда, коммерсы едва ли верят в то, что крышующие их бандиты – реальные защитники, опора и надёжа, родные их заступники, которым нужно быть благодарными за то, что берут по-божески. В то время как среди особо «передовых» слоёв общества находятся люди, которые и в самом деле верят, будто чиновники – наши слуги (вариант: наёмные работники), которые за свою зарплату обеспечивают наши интересы. Как известно, верить в глупости запретить невозможно. Можно только запретить высказывать эти глупости вслух.


Рецензии