Кто из нас троих виноват?
В таких уроках проходят наши первые двадцать лет. Постепенно, шаг за шагом мы приучаем свое мышление думать иначе: не коврик виноват, не дядя, не теща, не правительство, не темные силы, а я сам; это я невнимателен, я что-то не учел, не предусмотрел, и я несу ответственность за все, что со мной случается.
Согласны, что это так? Человек только тогда очеловечивается, когда начинает видеть в себе причину всех своих неудач. Если мне сейчас плохо, значит, я что-то не так мыслю или делаю. Если мне хорошо, значит, я сделал или помыслил что-то правильное.
А вот я не совсем согласен. Почему?
Потому что когда я признаю свою ошибку, когда говорю себе, что я что-то там неправильно сделал, неправильно подумал, принял неправильное решение и сам за него буду отвечать, то что тогда наступает? Правильно, наступает легкая депрессия, упадок сил, уныние. Гораздо лучше, если я агрессивно наброшусь на внешнего "виновника" неудачи - тогда у меня будет прилив сил, я буду готов дать сдачи, у меня появится энергия жить, хотя я и буду похож на дурака.
Так, как же быть? Неужели добровольно лишать себя энергии? Устраивать самому себе депрессивные состояния?
Смотрите, как все на самом деле устроено. Предположим, на кольцевой остановке стоит автобус, мы не спеша к нему приближаемся, а автобус перед самым нашим носом закрывает двери и уходит. Кто виноват?
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. Виноват водитель автобуса. Мы кричим ему вдогонку "Гад!", плюемся и грозим кулаком. "Не подождал, сволочь!" Об этом уровне мы уже говорили.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ. Виноват некий посредник. Двери автобуса закрываются перед нашим носом, и что в таких случаях произносим? Правильно - короткое матерное словечко "Б--дь!" При этом мы не обвиняем водителя автобуса, однако и не считаем, что причина в нас. Мы обвиняем какую-то "бл--ь", которая одна во всем виновата, словно, это она просчиталась или даже подстроила всю ситуацию.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. Виноват не водитель, не б---ь, а я сам, потому что не подумал о том, что автобус может меня не дождаться, не махнул рукой, не сделал водителю знак, чтобы он меня подождал. В этом случае мы тоже разочарованы, нам приходится уныло ждать следующего автобуса, несмотря на то, что вынесли из ситуации правильный урок: надо было сделать знак водителю и, если он меня не видит, то поторопиться. И вот это "надо было" лишает человека энергии, вызывает депрессию.
Я удивляюсь, почему на свете так много психологов, но никто из них никогда не упоминает второй вариант? Может быть, потому что неприлично кричать "Бл--ь!" и списывать все случившееся на невидимого посредника наших действий. Ведь эта "бл--ь" на самом деле реальное существо, и она все мудро и правильно делает. Ее роль заключается в том, чтобы удерживать человека в зоне комфорта и безопасности. Она заботится о том, чтобы человек приближался к автобусу не спеша, комфортно вразвалочку, не делал лишних движений. Она думает, что нам комфортнее, когда мы не торопясь и не задумываясь просто идем. Своим криком мы даем ей знать, что она однако не все правильно понимает, ибо нам важнее успеть на автобус. И в следующий раз она, может быть, сделает так, что в аналогичной ситуации наши ноги действительно пойдут быстрее.
Можно так натренировать свою подсознательную "б--дь", что мы будем бессознательно мчаться во всю прыть на автобус, едва завидев его. И действительно, есть люди, которые приучили свою внутреннюю "б---ь" все время бегать: "Ой, Манька, бежим, он уже стоит!" Просто в таких ситуациях им гораздо комфортнее бежать, нежели сознавая опасность, идти вразвалочку. Все зависит от нашего ощущения комфорта и дискомфорта.
Вот и вопрос: кто из троих виноват? Ну, водителя автобуса мы сразу отпускаем, потому что разобраться с ним все равно не получится. А вот что лучше делать: тренировать свое мышление, чтобы оно не обвиняло других? Или тренировать свою "б--дь", чтобы она была расторопней?
Это великий ключевой вопрос! Это краеугольный камень психологии!
Конечно, полезнее тренировать мышление, имея цель, сделать из себя человека одержать победу над собой. Но тогда в каждом отдельном случае, когда мы признаем ошибки своего мышления, мы будем лишать себя энергии. Тяжело это, трудно, но надо. Это долгий и мучительный процесс - приучение себя к ответственности. И игра стоит свеч!
Однако в мелких бытовых ситуациях, как с автобусом, иногда выгоднее не терять энергию. То есть, лучше громко матерно выругаться, не разбираясь вообще, по чьей вине произошла ситуации, то есть, переложить ее на двойника. Так мы сохраним энергию и не будем судорожно повторять в ожидании следующего автобуса "надо было поторопиться", "надо было подать водителю знак", "надо было подумать, что...". К черту все эти надо было! Пусть виновата во всем будет наша б...!
Свидетельство о публикации №214081200909