Храм Соломона

Семь чудес света плюс…

ХРАМ СОЛОМОНА


                И сказал Господь Моисею, говоря: скажи
                сынам израилевым:… и устроят они Мне
                святилище, и буду обитать посреди их…
                (Библия. Исход  1: 1, 8)

                И вот, я намерен построить дом имени Господа, 
                Бога моего, как сказал Господь отцу моему, Давиду,
                говоря: «сын твой, которого Я посажу вместо тебя
                на престоле твоем, он построит дом имени Моему».
                Соломон  Хираму- царю Тирскому.
                (Библия. Третья книга царств 5: 5).
               
Начало начал…

Это был прославившийся на весь древний мир Храм, построенный  в Иерусалиме полулегендарным третьим царем Израильско-Иудейского государства Соломоном (правил в 965-928 гг. до н.э.). Храма этого давно уже нет, однако есть много свидетельств о его создании и истории.
Храм славился не только своей красотой, величием и богатством, но и хранившимися в нем величайшими святынями. Многое, связанное с его историей, отражено в Книгах Священного писания (Библии) и в свидетельствах историков. Но и до настоящего времени в истории Храма остается много загадок. Создание этого храма тесно связано с древней историей еврейского народа, главным источником сведений о которой является Библия (Книги Ветхого Завета). История древнего Израиля является главной темой Ветхого Завета, излагающего эту историю, начиная примерно с 2000 года до н.э. Здесь повествуется об истории праотцев (Патриархов) этого народа, которого «господь» (Яхве) избрал своим «народом Божиим»; об освобождении этого народа из рабства в Египте; об установлении монархии с первыми ее царями Саулом, Давидом, Соломоном и о дальнейшей истории… 

Царь Соломон. Легенда?

Царь Соломон прославился своей мудростью и несметными богатствами. Время его правления считается золотым веком в истории Израиля. Легенды приписывают ему невероятное могущество, распространявшееся даже на духов и демонов, которыми он повелевал. Ему приписываются ряд произведений, вошедших в Библию («Книга притчей», «Книга премудрости», «Песнь песней» и др.). До недавнего времени официальная наука считала многие библейские повествования вымыслом. Но последние находки и открытия заставили пересмотреть представления о достоверности  древних сказаний. Долгое время многие ученые считали царя Соломона,  как и его отца-царя Давида, вымышленными персонажами истории. Но в конце 1950-х годов израильский археолог Йигель Йадин при раскопках древних городов Газер и Мегиддо нашел первые археологические подтверждения того, что царь Соломон действительно ходил по земле. В 1993 году израильский археолог Биран сделал сенсационное открытие: обнаружил высеченное в камне имя отца Соломона. На найденном куске темного базальта из древнего захоронения Телль Дан была надпись: «Дом Давида, царя Израиля». Сомневались и в достоверности существования Храма Соломона.  И вот в июле 2001 года появилось сенсационное сообщение о том, что в Иерусалиме найден черный камень с надписью на древнееврейском языке (иврите). Первое заключение экспертов подтвердило подлинность камня. Но более тщательные повторные исследования выявили наличие в надписи бессмысленной фразы, автором которой мог быть только наш современник, не знавший некоторых особенностей древнееврейского языка времен Соломона. Окончательное заключение экспертов: камень- талантливая подделка! Давид сам хотел построить в Иерусалиме храм для Господа, но не смог этого сделать, так как вел непрерывные войны по объединению разрозненных племен в единое государство. Как говорится в Библии, во время  правления Давида Господь передал ему через пророка Нафана такие слова: «Сын твой, которого я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему». Итогом 40-летнего правления Давида было значительное расширение границ Израильско-Иудейского царства, созданного Саулом (XI век до н.э.). Столицей царства он  сделал Иерусалим. Давид успел лишь собрать часть строительных материалов, необходимых для сооружения храма.         

Мудрость царя Соломона

 Построить храм он завещал сыну Соломону, которому в наследство оставил свое царство, а также завоеванный мир и безопасность границ. «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» («Третья книга Царств» 10:23-25). Благодаря мирной и безопасной жизни своего мощного государства, простиравшегося от реки Евфрат до земли Филистимской и до пределов Египта, Соломон мог уделять основное внимание внутренним делам царства. При нем расцветало искусство, строилось много зданий…  Но главным созидательным делом он считал выполнение завещания отца построить Храм Бога Единого.               
Прообразом этого храма явилась скиния (от греч. skene-шалаш, шатер)- своего рода походный разборный алтарь, представлявший собой большой роскошный шатер (14 метров в длину, 4 метра в ширину и 5 метров в высоту), предназначенный для совершения обрядов ветхозаветного богослужения. Сделан этот шатер был из натянутых на деревянный каркас тканей и кож. Внутри шатер разделялся на два помещения. Меньшая (дальняя от входа) комната- «Святая святых», то есть самое святое место. Входить туда разрешалось только один раз в год и только первосвященнику (старшему из священников). Вторая (большая) комната- «святилище», в ней  проходило богослужение. Святая святых была отгорожена от «святилища»  льняной завесой.
В Святая святых хранился «Ковчег Завета»- главная святыня кочевого народа. Он представлял прямоугольный ларь (с размерами примерно 110x70x70 сантиметров), изготовленный, как и каркас скинии, из дерева ситтим (акация Синайской пустыни, имевшая особо прочную древесину). Крышка Ковчега была из чистого золота, в ее углах были сделаны две фигурки херувимов с распростертыми крыльями- символом Божьего покровительства. В ковчеге хранились две скрижали каменные, золотой кубок с манной небесной и жезл первого израильского первосвященника Аарона. На скрижалях были записаны Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Манну небесную, которую Бог ниспослал израильскому народу во время его 40-летних странствий (из Египта в Ханаан) в поисках Обетованной Земли, Моисей поручил положить в золотой кубок после прихода в Обетованную Землю в память об этом чуде. Считалось, что именно в «Ковчеге Завета» незримо присутствует Бог. Иногда израильтяне брали Ковчег и на поле битвы.  Ковчег носили на шестах, вдевавшихся в кольца, прикрепленные к его четырем нижним углам. Скинию называли «жилищем» (Бога) и «местом встречи» (Бога и человека). Когда израильтяне начали оседлую жизнь, им потребовался не походный, а стационарный храм.

Первый храм строится

Место для храма указали свыше еще отцу Соломона, царю Давиду,- гора Мориа (ныне- Храмовая гора). Давид воздвиг на этой скале алтарь-жертвенник. Скала- вершина этой горы- с древних времен почиталась как центр мира, краеугольный камень мироздания. Для евреев это самое святое место на Земле. Со временем  Храмовая гора стала самой знаменитой горой в истории человечества. Утес в центре Храмовой горы, который теперь увенчан Наскальным куполом (мечеть), является местом, где Авраам собирался принести  в жертву своего сына Исаака. В христианстве эта гора ассоциируется с местом проповеди Иисуса. А для мусульман это то место, откуда Мухаммед был вознесен на небо.                Соломон воспроизвел в Храме внешнее устройство и убранство скинии- первого в иудейской истории «дома Божьего».  Иосиф Флавий в своей работе «О древности иудейского народа» сообщает, что архитектором Храма Соломона стал мастер Хирам Абифф. В 1980-е годы немецкие исследователи нашли в старинном испанском манускрипте (датируемом примерно 1100 годом) доказательство пребывания Ковчега Завета в Храме Соломона.  В манускрипте приведены выдержки из ныне утраченной рукописи, в которой этот архитектор пишет о Ковчеге и его содержимом.  На основании летописей можно определить время сооружения Храма- 958 год до н.э. В Храме находились Ковчег Завета, семисвечник (менора), стол для хлебов предложения, жертвенник. Как и скиния, он делился на две части: святилище и Святая святых. Предположительно легендарный Храм Соломона представлял собой прямоугольное строение длиной 27 метров, шириной 9 метров и высотой 13,5 метров. По сравнению с современными гигантскими сооружениями его размеры весьма скромные. Но надо иметь в виду, что израильтяне никогда до того не строили таких больших зданий. Стены Храма были выложены из массивного тесаного камня, обложенного снаружи белым мрамором.  Окруженный двойными стенами, Храм царил над градом. Величественная строгость его архитектурных форм вызывала трепет сердец. А богатство и великолепие внутреннего оформления Храма были неслыханны даже для древнего мира. Вся внутренность Храма была выложена деревом: стены и потолок- кедром, а пол- кипарисом, поэтому каменная кладка, закрытая деревом, была не видна. Все внутренние деревянные поверхности были обложены листовым золотом. Священники входили в храм через большую галерею, за которой находилась главная комната- святилище. В святилище стоял жертвенник для курений (на нем приносили в жертву Богу ягнят, тельцов и других животных), стол для хлебов предложения (по субботам на него возлагали 12 свежих хлебов, по одному от каждого израильского племени) и пять светильников. В Библии (в «Третьей Книге царств») описывается небывалая красота храма: «И обложил Соломон храм изнутри чистым золотом и протянул золотые цепи пред давиром (отделение для Ковчега Завета)…И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней частях. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, обложил золотом и херувимов и пальмы». Вход в храм, обращенный  на восток, украшали два медных литых столба, названные Иахин («Он утвердит») и Воаз («В нем- сила»). Между столбами поднималась лестница, которая вела в передний зал (улам). Этот зал отделял внешний двор от внутреннего святилища (хекал). В глубине Храма находилось Святая святых (дебир)- темное помещение без окон, где хранился Ковчег Завета. Во внутреннем дворике перед входом в Храм стояли бронзовые жертвенники и «медное море»- огромная бронзовая чаша, вмещавшая более тридцати тонн воды. Из этой исполинской купели брали воду для ритуальных омовений.
После смерти Соломона (около 928 года до н.э.) созданное Саулом и Давидом   и благоустроенное Соломоном государство распалось. Но Храм продолжал жить. Его славу поддерживала святость иудейских пророков. Но в 586 году до н.э. Храм до основания разрушили войска вавилонского царя Навуходоносора II (604-561 гг. до н.э.), захватившего Иерусалим. Тогда же бесследно исчез Ковчег Завета. Тысячи плененных иудеев расселили «на землях вавилонских». На своей земле были оставлены лишь самые бедные иудеи для обрабатывания виноградников и полей. Иудеи находились в вавилонском плену 70 лет. Персидский царь Кир в первый же год своего правления разрешил иудеям вернуться на родину.

Второй Храм

Заручившись разрешением Кира вновь построить Храм в Иерусалиме, более сорока тысяч иудеев отправились на родину. Оставшиеся в Вавилоне помогали им золотом, серебром, другим имуществом и пожертвованиями на Храм. Кир вернул иудеям священные сосуды, захваченные Навуходоносором II из Храма Соломона. Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Богу, а затем на месте Храма Соломона заложили основание нового Храма, строительство которого продолжалось 19 лет и закончилось около 520 года до н.э. Новый Храм был не таким великолепным и богатым, как Храм Соломона. Он был беднее и меньше прежнего. Но этот новый Храм через 500 лет перестроил назначенный римским сенатом царь  Иудеи Ирод I (царствовал с 37 по 4 годы до н.э.). Да, это тот самый жестокий и властолюбивый Ирод (упоминаемый в Библии Ирод Великий), овладевший троном с помощью римских войск. Его имя  стало нарицательным, означавшим понятие «злодей», так как Ироду христианство приписывает «избиение младенцев» (уничтожение младенцев в городе Вифлееме) при известии о рождении Христа. Царь Ирод не скупился на пышное строительство. Ирод  увеличил на горе Мориа основание под Храмом и перестроил сам Храм (в истории называется «храм Ирода»). В подземных помещениях этого храма построена «Молельня Морвана», вмещающая до30 тысяч человек. Кроме того, он создал на вершине горы впечатляющую платформу площадью 14 гектаров (480х300 метров), на которой собирались паломники и приносились жертвы. Для создания такой платформы потребовалось расширить вершину храмового холма путем возведения по его краям  искусственных террас. Эту искусственно созданную платформу изнутри поддерживает сложная система подземных перекрытий, а по краям она укреплена мощными опорными стенами, сохранившимися до наших дней. Значительно расширенный и пышно украшенный Иродом Храм стал одним из самых грандиозных и великолепных сооружений древности. Писатели и историки того времени рассказывают, что в храме Ирода было четыре двора. В первый- Двор язычников, мог войти любой человек. Но во внутренние дворы (Двор для мужчин-иудеев, Двор для женщин-иудеек, Двор для священников) входить разрешалось только иудеям. Граница первого двора обозначалась невысокой каменной оградой с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшими о запрете. Древнееврейский писатель Иосиф Флавий ( Iвек н.э.) так описывает великолепие этого Храма: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел как сверкающая снегами горная вершина. Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 метров длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение. Местами они возвышались сплошной стеной до 150 метров высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми». Согласно Библии, в этот Храм Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса, а 12-летнего Иисуса они привели на праздник Пасхи.

Пророчество сбылось…

Но и у этого храма судьба оказалась трагичной. В 66 году н.э. произошло восстание евреев против Рима. Иудеи вырезали в Иерусалиме весь римский гарнизон. Началась так называемая иудейская война. В 70 году н.э. во время этой войны римляне разрушили Иерусалим. Был полностью разрушен и предан огню Храм, сокровища которого римляне захватили. Последние защитники города сгорели внутри Храма. Сбылось пророчество Иисуса Христа о храме: «Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Евангелие от Марка 13:2). Но некоторые реликвии от этого Храма сохранились: часть платформы, на которой стоял Храм (знаменитая «Стена плача») и две каменные плиты от стены, разделявшей Двор язычников от Дворов для иудеев. Первая из этих двух плит, найденная сто лет назад, хранится ныне в Стамбульском музее. На плите вырезано несколько строк на греческом языке. На второй каменной плите, недавно найденной в Иерусалиме, сделаны надписи, угрожающие любому неиудею, который  переступит обозначаемую плитами границу и войдет в святилище.
Мимо этих плит проходил Иисус Христос с учениками, посещая иерусалимский храм.
В 135 году новое иудейское восстание привело к тому, что римляне полностью сравняли Иерусалим с землей, распахав его плугом и построив на этом месте новый город. На месте храма Ирода римляне возвели храм Юпитера.
В 614 году н.э. персидский царь Хозрой, захватив Иерусалим, разрушил все храмы и монастыри.
В VII веке н.э. арабский завоеватель Иерусалима Омар Ибн-Хатиб восстановил разрушенную скалу Храмовой горы и на месте уничтоженного Храма в 688-692 годы возвел восьмигранное культовое здание Куббат ас-Сахра («Купол скалы», иначе называемый  «Храм  на скале», Наскальный храм или мечеть Омара). Эта мечеть халифа Омара заключает внутри себя священную скалу, символом которой является венчающий мечеть золотой купол. А  в южной части горы Мориа  построили огромную, прямоугольной формы  мечеть Аль-Акса с семью приделами (название переводится как «самый дальний пункт», то есть место, с которого вознесся на небо Мухаммед), которая и стоит там до настоящего времени. В период крестовых походов крестоносцы, захватившие временно Иерусалим,  устроили в «Куполе скалы» церковь Господа, а мечеть Аль-Акса, переименованная ими в «Храм Соломона», стала резиденцией ордена рыцарей-тамплиеров. Но позже «Купол скалы» и Аль-Акса снова стали мечетями. Таким образом, от величественного Храма Соломона, являвшегося средоточием духовной жизни еврейского народа, не осталось никаких следов. На западной стороне Храмовой горы сохранилась часть основания (платформы), на котором стоял Храм во времена царя Ирода I. Она сложена из огромных каменных монолитов. Это так называемая «Стена Плача» (на иврите: Котел  Маарваи) высотой 18 метров- место покаянного плача иудеев о том, что Господь допустил разрушение Храма. Верующие считают, что у «Стены Плача» Бог особенно чутко слышит их молитвы, и поэтому записочки с обращениями к Богу прячут в щели между  ее камнями. У «Стены Плача»  поминают всех погибших, и прежде всего жертв холокоста (англ. Holocaust, от греч.  Holocaustos- сожженный целиком)- евреев, уничтоженных гитлеровскими нацистами в 1933-1945 годы. «Стена Плача»- одна из самых значительных еврейских святынь.
                Юрий Жданов   28.06.2006

Рассказ Юрия Жданова «Храм Соломона» опубликован:
Юрий Жданов. Храм Соломона.  Газета «Радость» № 3- 4, 2006. Стр. 23- 27

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)


Рецензии