2. Художник дышит млечным снегом

НА СКАНЕ: Вырезка из газеты ЗНВС (№2 от 5 января 1967 г.) со статьёй Бориса Половникова «Художник дышит млечным снегом».


Борис Половников был назван Валентиной Эдуардовной Грицюк в числе тех людей, которые были частыми гостями мастерской художника.

Сейчас, перечитывая его статью, напечатанную в газете ЗНВС после выставки, я не могу сказаьб, что я в восторге от неё. Понимаю, конечно, что Половников не искусствовед, а журналист, но полагаю, что он не нашёл тёплых, а, главное, правильных слов.

Есть всё же в этой статье какая-то горчинка. Даже самая первая фраза статьи не возвышает Николая Грицюка, а, наоборот, подравнивает под остальных. Причём не столичных художников, а новосибирских. Да и замечание о том, что «некоторые художники и зрители считают, что творческий путь Грицюка проложен не по тому азимуту, что в его работах подчас много внимания уделяется решению чисто формальных задач» тоже настораживает.

Создаётся впечатление, что Половников и себя относит к этим «некоторым». Есть у Половникова и сомнение, нашел ли Николай Грицюк «верную форму для выражения своего отношения к миру». А если не нашел, то причина этого в непонимании «того комплекса идей, которые художник стремится выразить».

Но, уважаемый читатель, прочти саму статью:

«Из новосибирских живописцев Николай Грицюк, безусловно, самый примечательный. Именно поэтому Совет картинной галереи Дома учёных СО АН СССР принял решение об организации выставки его работ. Это второй вернисаж Н. Грицюка в Академгородке.

Он начал заниматься живописью в 34 года. У него за плечами десять лет напряжённого поиска, мучительных сомнений и кратковременной радости от достигнутого. Сейчас Николая Грицюка именуют мастером, признают его исключительное дарование и ждут новых произведений, которые, по убеждению многих, будут не похожи на созданные вчера.

Однако не все настроены столь благожелательно и оптимистично. Некоторые художники и зрители считают, что творческий путь Грицюка проложен не по тому азимуту, что в его работах подчас много внимания уделяется решению чисто формальных задач.

Грицюк, слушая всех, продолжает писать по-своему. Сам он до сих пор не уверен, что нашёл единственно верную форму для выражения своего отношения к миру. Больше того, он догадывается, что форма есть результат глубокого понимания того комплекса идей, которые художник стремится выразить.

Сейчас Грицюку 44 года. Он участник зональных и всесоюзных выставок. За последние пять лет было устроено его четыре персональных выставки, одна из них – в Москве. Его работы экспонировались  за границей: в Германской демократической республике, Финляндии, Японии. Как правило, Грицюк работает в одном и том же материале – акварель. Реже использует гуашь и темперу, совсем редко – карандаш, уголь, масло. По условному делению акварелисты относятся к графикам, но Грицюк, в первую очередь, живописец. В этом легко убедиться, познакомившись с его работами в Доме учёных.

Последние десять лет – это ежедневный двенадцатичасовой труд. Это поездки в Крым, в Новокузнецк, в Москву. Грицюк много пишет Новосибирск. Предлагаемые на выставке работы наиболее характерны для последнего периода в творчестве Грицюка.

Находясь в постоянном поиске, боясь статичности и стремясь открыть то, чего ещё не было в живописи, Грицюк застрахован от шаблона и серости. Вот почему мне кажется, что лучше всего сущность грицюковского творчества определяет метафора Виктора Сосноры: «Художник дышит млечным снегом».

В конце концов, я не понял, почему у Половникова «художник дышит млечным соком». Потому, что он боится «статичности» или «застрахован от шаблона и серости». Вот почему «художник дышит млечным снегом» у Виктора Сосноры (поэма ANNO IVA), я понимаю. Он разъясняет: «Снег графомана – нафталин». А почему у Половникова – не понимаю!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/08/13/1757


Рецензии