Экзамен на скромность

На самом деле, сейчас будет предложен тест не на скромность, потому что вы без всякого теста скромны и воспитаны. Но это будет проверка на понимание материала, который называется "еврейской скромностью", и даже где-то на еврейскую логику, если логикой называть работу мозгами – вы же не против, верно?
Итак, я рассказываю историю. А потом останавливаюсь и спрашиваю: вы и есть этот раввин из рассказа, как поступите на его месте?
Приступаем.
Рассказ раби Исера Залмана Мельцера. В одном литовском городе жила-бытовала небольшая, но и не самая бедная еврейская община. Была при ней синагога, хейдер для детей, миква и пр. еврейское обзаведение. Управляли той общиной практичные люди, местные бизнесмены (если так можно сказать про те старые времена). Они и положили оклад молодому раввину, который всем нравился. Но только до поры, до времени – в смысле, нравился до поры до времени, а оклад они положили постоянный, до увольнения. Потому что в какой-то момент захотели эти бизнесмены раввина именно уволить, или, если хотите, сменить. Не потому что он им разонравился, а потому что так надо было сделать по их бизнесу – в мире бизнесменов такое случается. Но для столь решительного шага надо найти хотя бы формальную причину. Вот они и принялись ждать. И случай представился.
Однажды сделали раввину запрос по какому-то редкому случаю – и оказалось, что то была засада, или, как теперь говорят, подстава. Почему? Потому что правильный ответ на вопрос был записан в трудах мудреца прошлых веков, которого звали Шах. Кто подробно изучает Шульхан-Арух, тот учит и Шаха. Но его еще надо запомнить. Вот и задали нашему молодому раввину вопрос по тому Шаху. И он вынес решение, не совпадающее с тем, что у Шаха записано.
Ой, как эти ловкачи обрадовались. Тут же составили письмо ведущему раву того поколения. Мол, вот, о чем мы его спросили, и вот, что он нам ответил, а это против Шаха! Можем ли мы его уволить с чистой совестью? Вернее, про увольнение они не написали, но это следовало как бы само собой.
И рав, лидер того поколения, ответил, зная всю подноготную того дела и все пертурбации личных отношений в той немногочисленной общине.
Теперь наш вопрос: как бы вы ответили на месте того рава? Препозиция следующая: написать, что молодой раввин был прав, а Шах ошибся – невозможно. Потому что лидер того поколения знал Шаха и всех других мудрецов вокруг Шульхан-Аруха наизусть. Написать, что молодой раввин ошибся, потому что не знаком с решением Шаха, – дать прямой повод его уволить (не Шаха уволить, а молодого раввина).
Поехать их мирить? – Это, конечно, вариант. Но далеко. Да и не было бы тогда нашего вопроса. Послать вместо себя своего ученика для разборки на месте и принуждения сторон к миру – тоже не выход в рамках нашей статьи.
Отвечайте!
Подсказка: текст называется "Экзамен на скромность". При чем здесь скромность?
**
Вот и все. Теперь у меня проблема. Потому что не знаю, что делать.
Ответить сейчас – вы вместо ответа полезете в ответ, я с вами знаком, я и сам бы полез.
Ответить завтра – это не вариант, потому что завтра я не дома и не на Толдот, и вообще вне мира, то есть вне интернета, потому что еду с семьей на отдых по путевке Толдот. И вас там планирую, кстати, встретить. Так что ответ будет только вечером в йом-ришон. А это не способ общения – потому что боюсь, что ко мне в блог вообще никто почти не заходит. Так что рискую остаться во внутреннем диалоге с самим собой.
К тому же этот вопрос я задал на уроке, записанном на этой неделе в теме "Еврейского поведения", который грозят вывесить к субботе, в чем я не очень уверен, потому что, как сказано, уезжаю – и кто кроме меня будет за этим вывешиванием следить?
Эх. Поступим так. Я сейчас дам ответ. А вы делайте что хотите. Подсмотрите – вот вам и показатель скромности. Сначала подумаете, а потом проверите себя – вообще песня!
**
Раби Эльханан Спектор, а наш лидер поколения был именно им, поступил следующим образом.
Получив письмо с кляузой из общины, он тут же сел составлять им ответ. Поскольку спрашивалась конкретная вещь – он дал раввинское решение. И дал его вопреки Шаху, который был им приведен и отвергнут с указанием всех аргументов спора.
После чего он то письмо отправил, специально для это зайдя на почту. И тут же послал с той почты телеграмму по тому же адресу.
В телеграмме написал, что скоро они получат от него письмо с решением. Но решение неправильное. То есть я ошибся, а Шах прав. С кем не бывает! Так что строго меня не судите.
Вот и вся история.
Те люди получили странную телеграмму – а потом еще более странное письмо. И поняли, что вопрос не так прост, как им показалось. Вон, сам рав Эльханан ошибся. Так что можно простить и нашего молодого рава. И простили его, больше не ища за ним огрехов. А тот молодой рав тоже получил урок – будь тщателен в своих решениях, учи Шульхан-Арух со всеми комментаторами и больше не ошибайся.
Рассказывая эту историю, рав Мельцер всегда добавлял: многие пытались примирить молодого рава и его общину – но только рав Спектору это удалось. Обратите внимание – ценой своего принижения. Ему ни одну секунду не было жалко, если кто-то про него скажет: смотрите на этого лидера, такие детские ошибки совершает! Ему не честь своя была дорога, не авторитет – а мир в еврейских общинах. Для этого он был готов пожертвовать собственным престижем и значимостью в чужих глазах.
Это и есть скромность по-еврейски.
Приятных вам каникул.


Рецензии