Кино моего детства - 4. Здравствуй, Москва

ФОТО из ИНТЕРНЕТА

НА ЭТОМ ЗАКАНЧИВАЮ СВОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СТАРОМ СОВЕТСКОМ КИНО.
УВЕРЕН, ЧТО МОИ РОВЕСНИКИ, БОЛЕЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ МОГУТ ВСПОМНИТЬ МАССУ ИНТЕРЕСНОГО О ТЕХ ФИЛЬМАХ.
ТЕМА НЕИСЧЕРПАЕМАЯ.

Каюсь, но тема кино прошлых лет настолько захватила меня, что не могу не вернуться снова в те далёкие годы. Что бы ни говорили, но в потоке высокоидейных кинокартин с обязательным прославлением партии, правительства и лично тов. И.В.Сталина, изредка, но попадались весьма и весьма достойные ленты.

Естественно, Боже избавь создателей ленты от какой-либо критики генеральной линии партии! Всё выдерживалось в необходимых параметрах. Но некоторые авторы неплохо освоили эзопов язык и могли хоть иногда сказать что-то своё. Они, конечно же, вызывали при этом недовольство цензоров. А цензоры тоже ходили под грузом, тоже могли попасть в переплёт, пропустив что-то неугодное верхам.


Режиссёр такого безобидного фильма, как «Волга-Волга» из-за коротенькой строчки в песенке водовоза: «Заседаем - воду льём» имел довольно большие неприятности. Григория Александрова внимательно расспрашивали, кого конкретно он имел в виду. Кто, когда и где заседал? При беседе проверяющие смотрели время от времени многозначительным взглядом в потолок, тяжело вздыхали и делали пометки в блокнотах. Только авторитет маститого режиссёра помог ему найти оправдание своим проступкам и даже оставить злополучную фразу в фильме.


Схожим образом взволновались блюстители нравов после известной реплики героини картины «Подкидыш» в исполнении великой Ф.Раневской. «Меньше пены», - предложила она, обращаясь к крановщику. Небольшое отступление. В те времена газированную воду продавали с передвижных тележек. Место продавца газводы считалось редкостной удачей, чуть ли не синекурой. Дело в том, что продавая воду, особенно с сиропом, умелец на кране, пускал в стакан мощную струю воды. В итоге, измученный жарой и жаждой клиент получал за свои кровные денежки полстакана воды. Остальное шло пеной.


Потом фраза вошла в обиход. Пустить «пену или пенку» считалось признаком чего-то некачественного, ненужного, но нередко присутствующего в нашей жизни. Тогда же родился анекдот о том, что крановщики, проходчики, забойщики и чекисты будут выходить на пенсию на пять лет раньше остальных. На немой вопрос слушателей, рассказчик, заливаясь неудержимым смехом, давал пояснения.

Проходчики это те, кто проходит без билетов на разные мероприятия, чекисты – подделыватели чеков в магазинах. Забойщики, само собой, забивалы в народной игре домино. А крановщики? Об этом смотрите выше. Но в этом рассказе постараюсь, по возможности, избежать политики, которая навязла в зубах и не вызывает ничего, кроме приступов тошноты. Всё-таки, и в других областях человеческой деятельности есть что-то интересное.


В послевоенные времена государство, понимало что народу, надо хоть как-то предоставить и хлеб, и зрелища. С хлебом была постоянная неразрешёнка. Хоть тресни! Поэтому неприятную проблему решали с помощью развлечений. Уже упоминались лучшие фильмы этого плана. «Сказание о земле сибирской», «Весна», Кубанские казаки», «Золушка».

Сквозь глубину лет возник в памяти прекрасный музыкальный фильм «Большой концерт». Игровых ролей, насколько я помню, там не было. Один номер сменял другой. Причём, заняты в ленте были певцы и танцоры высочайшего класса! Хочу отметить, что принципиально не вхожу в Интернет для освежения памяти. Пишу то, что помнится. Но ошибок не избежать.


Так вот запомнились известный тенор Иван Семёнович Козловский с арией Ленского, прекраснейший бас, тоже солист Большого театра, Максим Дормидонтович Михайлов, исполнявший «Шотландскую застольную» Л. Бетховена. Михайлов напоминал фигурой бочку, голос подавал из самых глубин необъятного живота.

Наряженный в рыбацкую одежду и соответствующий головной убор, он, подняв кружку с крепким напитком, пел, обращаясь к смазливой трактирщице: «Постой, выпьем ей-богу ещё. Бетси, нам грогу стакан последний в дорогу, бездельник, кто с нами не пьёт». В репертуаре М.Д. Михайлова была ещё одна выдающаяся оперная партия. Благодаря своему азиатскому лицу и коренастой фигуре, не говоря о густейшем басе-профундо, он прекрасно пел партию Кончака в фильме-опере «Князь Игорь».


Под гениальный ноктюрн Фредерика Шопена танцевал великолепный дуэт Ольга Сергеева и Михаил Лавровский. Не исключаю, что имя последнего назвал неправильно. Номеров и исполнителей было значительно больше, но разве всех упомнишь? Если не подводит память, то сама Ольга Лепешинская танцевала в этом же фильме «Умирающего лебедя» Сен-Санса. А называть «от фонаря» других участников не поворачивается язык. При этом сказать, что народ ломился на эту картину, значит погрешить против истины.


Это вам не «Тарзан» с «Тремя мушкетёрами» за компанию. Но всё-же зрители шли. Запомнился довольно комичный эпизод. Однажды решил ещё раз посмотреть картину на последнем сеансе. После занятий в вечерней школе. Обычно он начинался в 22 часа. Плюс-минус. И вот где-то в середине фильма раздался звук…растягиваемой гармошки (?) Нет, это пустили пенку не герои экрана.

Один из зрителей, не лишенный любви к классической музыке, пришёл на сеанс с популярным народным инструментом на плече. Сейчас неизвестна причина, по которой баян свалился с жалобным звуком вниз. Скорее всего, борьба со сном оказалась неравной. Сон таки превозмог зрителя. Но не может не радовать сам факт посещения гармонистом столь серьёзного фильма. Добавлю, что и я сам не слишком балдел от классики, но впитывал тем или иным способом. И явно пошло на пользу.


Широкую известность заимел фильм «Здравствуй, Москва». Про юных нахимовцев и весьма культурных, но проворных девочек-старшеклассниц. В те времена обучение в школах было раздельным, девицы встречались с будущими кавалерами только на совместных культурных мероприятиях. Проводились какие-то школьные вечера в честь вождя и друга советской молодёжи, Октябрьской революции, Первого мая.

Вбился в память эпизод, в котором участвовал Сергей Филиппов. Блестящий комик нашего кино играл роль аккордеониста или баяниста в затрапезной забегаловке. По сюжету фильма у него тырят из футляра инструмент, а взамен, чтобы он сразу не догадался о пропаже, и меньше переживал, и, чтобы не идти с пустыми руками на работу, положили кирпичи. Чуть ли не полный футляр.


Исполнитель садится на стул и гулким голосом объявляет: «А сейчас будет исполнена популярная русская народная песня «Кирпичики». После анонса песни он лезет в футляр. Мы уже лежим на полу от предвкушения событий. Достав из футляра кирпич, Филиппов недоуменно разглядывает его и разражается негодующими фразами. Народ окончательно умирает со смеху. Фраза тут же перекочёвывает в фольклор. А песня Соловьёва-Седого "Здравствуй, Москва" поётся и сейчас, кстати.


Прокатывался также весёлый фильм «Первая перчатка». Приблизительно такого же плана. В главных ролях Александр Володин, Иван Переверзев. Удивительная актриса эпизодов Лидия Мурзаева потрясающе сыграла роль супруги тренера. И один из киноактёров Беловых, уже запамятовал его имя. Но не тот, который играл в «Карнавальной ночи». К ним впридачу известный боксёр, Чемпион СССР. Если не ошибаюсь, Владимир Степанов.

Никаких громких партийно-политических лозунгов в фильме не наблюдалось. Крепенький фронтовичек попался на глаза тренеру, и тот сделал из него классного боксёра. А песенка с неприхотливым текстом: «Закаляйся, если хочешь быть здоров, постарайся позабыть про докторов. Водной холодной обливайся, если хочешь быть здоров» звучит до сих пор.

Как и положено, нашлись мастаки, давшие новый смысл песне в те несытые времена. «От всех болезней нам полезней пиво, водка, колбаса», - таким стал неофициальный припев песенки того же Соловьёва-Седого. Добавлю от себя, что в те годы в колбасу, всё-таки, закладывали мясо. А не нынешние компоненты, от которых леденеют наши души, возникает острое желание стать вегетарианцем.


Во время войны на Алма-атинской киностудии, влачившей до того жалкое существование со своими триллерами о погонщиках верблюдов и передовых хлопкоробах из кишлаков, закипела киножизнь. На ней появились одни из лучших киноактёров, режиссёров, операторов страны, уехавшие в эвакуацию. И они потрясли наших киноманов фильмом «Два бойца».

А в 1943 году поставили чудесный фильм по чеховскому рассказу «Свадьба». Если не подводит память, режиссёра Анненского. Он, кстати, снимал известную ленту «Медведь» с М.Жаровым и О.Андровской. Тоже по Чехову. И широкоизвестный, ещё довоенный «Человек в футляре». Героиня этой кинокартины, которую играла Ф.Раневская, произносит фразу, вошедшую в русский фольклор навечно. «Я никогда не была красива, но всегда была чертовски мила», - томно произносит весьма неудавшаяся внешностью героиня. Лицом не «выфла» чуток.


Вернусь к «Свадьбе». Одно перечисление актёров, занятых в картине, вызывает восторженную дрожь в коленках. Ф.Раневская, В.Марецкая, А.Грибов, Н.Гаршин, С.Мартинсон, Э.Гарин, Осип Абдулов (не путать с послевоенными Всеволодом и Александром Абдуловами) совсем молодой М.Пуговкин и ряд других актёров. Оттянулись создатели картины на славу! Конечно, необходимо было показать всю мерзкую сущность дореволюционной России, которая в наши времена плавно перекочевала в современную жизнь. Заиграв, при этом, новыми красками.

Какого мироеда из николаевских времён можно сравнить с нынешними новыми русскими и их кремлёвскими паханами? Кишка тонка у бывших эксплуататоров народных масс, не тот размах. Но фразы, фразы! «Каждое пёрышко к пёрышку складывала», - говорит будущая тёща, демонстрируя подушки и перины из приданого невесты. «А в Греции грецкие орехи есть? – спрашивает один герой другого, - в Греции всё есть». А в этот же период у нас на магазинных полках хоть шаром покати. Как тут цензору не вспотеть душой? А эпизод со свадебным генералом?

И в конце опуса расскажу о фильме «Большая жизнь». Кажется, поставили его на киевской киностудии. Не буду утверждать. Фильм явно просоветский, ура-патриотический. О битве донецких шахтёров за чёрное золото. Но как украшают картину актёры и музыка?! Композитор Н.Богословский написал прекрасные песни. «Спят курганы тёмные» и «Три года ты мне снилась», которую поёт в фильме Марк Бернес. Он уже в картине «Александр Пархоменко», спев широкоизвестную «Лизавету», проявил себя певцом, поющим душой.
Такими же душевными певцами были Л.Утёсов, Б.Окуджава, В.Высоцкий.

В главных ролях снимались Б.Андреев, Ваня Курский (С.Алейников) юморист от Бога, Пельтцер, отец известной актрисы Татьяны Пельтцер. Ваня Курский произносит, растасканные на афоризмы фразы. Одна из них. Когда боевые шахтёры поднимаются после трудовой вахты, «дав стране углЯ, хоть мелкого, но до…», а их встречает восторженная толпа, он томно произносит: «Я человек тонкой кости, и мне этот шум и аплодисменты действуют на нервы». Это выражение цитировалась в подходящих и неподходящих случаях.

Понятно, что охватить всё виденное в прошлом задача изначально непосильная. Но вспомнить хотя бы что-то и рассказать. Разве плохо?

 12-14.01.10.


Рецензии