Обратная сторона свободы. Часть 2

«Обратная сторона свободы. Часть 2»

Николай Курбатов

27 февраля, 2009

Сцена 1

ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ:

Школа №28, библиотека - день.

   Алёша сидит за столом. Слева по левую боковую сторону стола сидит Никита. На столе лежат тетради и книги. Никита читает. Алёша что-то записывает в тетрадь. {Камера показывает вид со спины Алёши и медленно приближается к нему}. Появляется закадровый голос Алеши:

- Это началось ещё тогда. Приближалось к концу моё обучение в школе. Все, как это большинству свойственно, готовились к экзаменам. И я ничем не отличался от других. Мы с моим другом сидели в школьной библиотеке после занятий и оставались там даже, когда библиотека была почти пуста – спокойно сказал Алёша.

К столу, где сидели Алёша с Никитой, подошла девушка. Это была Анна, она училась с ними в одном классе.

- Привет!! Лёша, помоги мне, пожалуйста, решить задачу! – с жалостью попросила Аня и положила свою тетрадь на стол.

- Давай попробую – уверенно с лёгкой улыбкой сказал Алёша и пододвинул к себе её тетрадь.

Аня села рядом с Алёшей. Никита посмотрел на Аню.

- Что, Аня, тяжело учиться? – с насмешкой спросил Никита.

- Ничего, мне Лёша сейчас всё объяснит! – радостно говорит Аня.

- Так, могу я прямо здесь писать? – спросил Алёша. 

- Да, конечно – ответила Аня.

   В тетради Ани был математический пример: интеграл от 1 до 8, под интегралом: “x в степени 2/3 по dx”. Алёша поставил знак “равно” и стал решать пример, одновременно читая вслух решение.

- Вот смотри, тут получается значит, x в числителе в степени 5/3, в знаменателе также 5/3, понимаешь? То есть мы к 2/3 прибавляем единицу, то есть 3/3, так? И это всё получается по интервалу от 1 до 8, ясно? Тааак, теперь подставляем и получаем разность. 8 – это 2 в третьей степени… это всё в 5/3 и делится на 5/3… и из этого вычитаем нижний предел, то есть единицу в степени 5/3 и делим также на 5/3, так? Вот и всё! Получается 96, делённое на 5 минус 3, делённое на пять. Это девяноста три пятых или восемнадцать целых две десятых.  – довольно произнёс Лёша и отодвинул тетрадь в сторону Ани.
 
- Поняла, как здесь решается?? – спросил Алёша. 

- Уау! Как ты так быстро соображаешь? – ответила Аня.

- Дык, он же ботан! – шутит Никита.

- Так и надо ботанить, чтобы сдать экзамены, а как иначе?? – спросил Алёша. 

- Ну, спасибо тебе большое! – добро и с улыбкой сказала Аня.

Аня кладёт тетрадку в сумку. Алёша продолжает что-то писать в тетрадь, а Никита продолжает читать. Появляется закадровый голос Алеши:

- Помню, как мне нравилось помогать своим друзьям. Да и вообще, я всегда старался помогать окружающим и тем, кто нуждался в моей поддержке. Я никогда не был жадным. Напротив, я всегда пытался чем-то делился с людьми – спокойно сказал Алёша.

Сцена 2

Улица - день.

   Алёша, Никита и Аня идут по тротуару. У Алёши и Никиты портфель за спиной. Аня несёт сумку на плече. Никита с Аней разговаривают. На Алёше всё те же очки. Он смотрит на окружающие дома. Закадровый голос Алеши:

- В тот день мы вместе шли домой. Но я уже тогда ощущал, что что-то изменилось. Изменилось во мне, изменилось в них. Словно что-то изменило тот мир, в котором мы так хорошо жили  – уверенно и слегка расстроено сказал Алёша.

- Скоро такой классный фильм выходит! – говорит Никита.

- Какой? – с интересом спросила Аня.

- Скоро такой классный фильм выходит! – говорит Никита.

- «Да прибудет спаситель»! – гордо говорит Никита.

- А, это Терминатор новый, да? – спросила Аня.

- Дааа! Вот это будет мегафильм! Надо на него в первый же день пойти! – говорит Никита.

- Давайте пойдём, а когда он идёт? – спросила Аня.

- Со следующего четверга – говорит Никита.

- А ты, Лёша, пойдёшь? – интересуется Аня.

- Нет, не могу. Надо готовиться к экзаменам. И как вы только всё успеваете? И в кино ходить, и гулять? – спрашивает Лёша.

- Да хватит Лёха так много ботанить! Сдашь ты этот экзамен… – говорит Никита.

- А почему ты на самом деле, стал так заниматься? Ты ведь раньше нормально всё делал, как все, и учился вроде бы неплохо – интересуется Аня.

- Ну вот так, значит. Раньше не было таких экзаменов, как сейчас – говорит Лёша.

- А на кого ты поступать собираешься? – интересуется Аня.

- На ботаника – шутит Никита.

- Неее, на юриста пойду. Буду защищать права и исправлять ошибки людей – с верой в будущее говорит Лёша.

- И причём здесь тогда математика? – спрашивает Аня.

- Ты разве не слышала? Государство сейчас всё объединяет, и тем, кто поступает в ВУЗы надо сдавать самые разные предметы, которые вообще не связаны. Так, у меня главные - это математика и обществознание. То есть, не главные, а наиболее сложные– поясняет Лёша.

- Да, вот это ваще жесть. И ещё, главное, всё без последствий, и люди как-то принимают это. Помню как-то по новостям рассказывали, когда во Франции Жак Ширак сделал какую то образовательную реформу, и народу это конечно же не понравилось. Париж буквально в огне был, пока все не исправили. И ладно там, математика или общество, так тем, кто на физрука идёт нужно физику сдавать! – говорит Никита.

- Ну, хорошо, что мне это не грозит – спрашивает Аня.

- А ты чё? Работать чтоли пойдёшь, не будешь никуда поступать?  – спрашивает Никита.

- Не, я как-нибудь через колледж на вышку проберусь. Хорошо, что хоть туда эти правила не распространяются – говорит Аня.

   Они идут молча десять секунд.

- Лёша, а почему ты такой тихий, почему такой неразговорчивый? – спрашивает Аня.

- Не знаю. Стараюсь открывать рот, только когда есть, что сказать – говорит Лёша.

- Ты переживаешь, наверно, из-за экзаменов? – интересуется Аня.

- Есть такое – отвечает Лёша.

- А ты на самом деле никогда не курил? – неуверенно спрашивает Аня.

- Ни разу, и даже пиво не пробывал – отвечает Лёша.

- Да как так? У нас все, даже самые ботаники в школе, наверно бухали хоть раз – удивляется Аня.

- Он у нас один такой, правильный! – говорит Никита.

- Уж получше тебя! – говорит Аня.

Они приближались к дому, где жил Алёша.

- Ну ладно, мне туда – говорит Лёша, показывая рукой в сторону своего подъезда.

Лёша пожал руку Никите.

- Пока! – говорит Аня.

- Пока… – с лёгкой улыбкой спокойно говорит Лёша

Лёша открывает дверь.

Сцена 3

Дом Алёши - день.

Закадровый голос Алеши:

- Всё, что я им в тот день сказал – это правда. Я всегда говорил только правду. Всегда старался быть максимально честным. Казалось, что я просто не могу обмануть человека. Наверное. Поэтому и выбрал себе юридическое будущее. Чтобы бороться за правду и за справедливость – уверенно и слегка расстроено сказал Алёша.

Лёша заходит внутрь, поднимается по лестнице к своей квартире. Нажимает на кнопку звонка. И ждёт, стоя у двери. Слышатся звуки шагов по ту сторону двери.

- Кто там?! – говорит мать Лёши.

- Я – отвечает Лёша.

Мать открывает дверь и отходит назад. Лёша заходит в квартиру.

- Привет – говорит Лёша, развязывая шнурки на своих ботинках.

- А ты чего так поздно?! – спрашивает мать Лёши.

- Дак после занятий я ещё оставался в библиотеке. Готовился… – говорит Лёша.

Лёша ставит свой портфель к стене.

- Понятно. Сейчас такая интересная передача идёт. Иди, посмотри, как раз для тебя – добрым тоном говорит мать Лёши.

Они проходят в большую комнату.

- «Суд присяжных» наверное?! – спрашивает Лёша.
- Ну, смотри! – спрашивает мать Лёши.

Мать садится на диван. Лёша сначала смотрит на экран, затем садится в кресло. По телевизору на канале НТВ идёт передача «Суд присяжных». Рассказывают историю про человека, которого обвиняют в преступлении.

- Он невиновен – говорит Лёша.

- Откуда ты знаешь? – спрашивает мать Лёши.

- Это всё неправда, он просто не мог там находиться во время преступления. Он невиновен – уверенно говорит Лёша.

- Ну, ты даёшь! – восторгается мать Лёши.

Лёша с мамой продолжают смотреть на экран.

- Я ведь тоже буду, как они там, потом? – надеется Лёша.

- Будёшь, конечно, будешь… даже лучше – говорит мать Лёши.

- Ладно, я пойду ещё почитаю – говорит Лёша.

- Почитай, конечно.

Лёша встал с кресла, прошёл в коридор, взял свой портфель и пошёл во вторую комнату. Лёша садится за письменный стол и ставит портфель около него. Мать проходит по коридору и останавливается у входа во вторую комнату.

- У тебя в пятницу экзамен? – спрашивает мать Лёши.

- Нет,  послезавтра уже, в четверг… – говорит Лёша.

- В четверг уже?? Ну ты давай, тогда, готовься. Ты завтра дома тогда будешь целый день, да? – спрашивает мать Лёши.

- Надо ещё расписание сходить, уточнить – говорит Лёша.

- А его поменять разве могут или ты ещё не знаешь? – спрашивает мать Лёши.

- Мало ли вдруг… и мне там, в школе, легче готовиться, так что я, возможно, задержусь ещё – говорит Лёша.

- Ну ладно, давай держись – обнадёживает мать Лёши.

Мать проходит далее по коридору. Лёша достаёт учебники, кладёт их на стол. Открывает учебник по Обществоведению и начинает его читать. Закадровый голос Алёши:

- Это был предпоследний день перед экзаменом. Мне было страшно. Всегда страшно перед экзаменом. Особенно перед самым главным и сложным. Казалось, что я никогда так не боялся, как в те дни. А с другой стороны, был уверен за всех остальных, был уверен, что все мои одноклассники смогут его сдать. Самое страшное было в том, что я не знал, что меня ожидает. Это ведь не обычные билеты, когда ты знаешь, на что ориентироваться. Это был огромный тест, вопросы которого никто не знал. И чтобы хоть как-то подготовиться, надо читать и понимать всё. Абсолютно всё – уверенно и спокойно сказал Алёша.

Сцена 4

Школа, коридор - день.

   В школе тишина - никого нет. Алёша идёт один вдоль коридора. Закадровый голос Алеши:

- Это был последний день перед экзаменом по обществоведению. В голове было ужасно много мыслей, казалось бы, абсолютно не связанных. Я боялся всего этого. Это должен быть первый серьёзный экзамен в моей жизни. От него зависела моя будущая жизнь. Мне казалось, если я буду готовиться внутри школы, то будет гораздо легче – уверенно и слегка расстроено сказал Алёша.

   Алёша подошёл к подоконнику, поставил портфель на него, достал из кармана записную книжку и написал туда по памяти расписание экзаменов. Алёша положил книжку назад в карман портфеля, достал из большого кармана учебник по обществознанию, и начал его читать. Из другого конца коридора стремительным темпом идёт Серёжа - сверстник Алёши из параллельного класса. Серёжа подходит к Алёше.

- Здарова Лёха! – возвышенно говорит Серёжа.

Они пожимают друг другу руки.
 
- Привет – неуверенно говорит Серёжа.

- Чё, к экзамену готовишься? – спрашивает Серёжа.

- Ну да… – говорит Лёша.

- У вас завтра? – спрашивает Серёжа.

- Завтра, точно – говорит Лёша.

- Ты же бот. Наверно, пять по всем предметам? – спрашивает Серёжа.

- Да нет, ты что… – сомнительно говорит Лёша.

- Чё, «да нет»? Показывай аттестат – грубо говорит Серёжа.

- Это ещё зачем? – спрашивает Лёша.

- Давай-давай, показывай, по каким нет пятерок – приказным тоном говорит Серёжа.

- У меня нет аттестат с собой, ясно? – спрашивает Лёша.

- Это ты мне сейчас сказал? Да ты бычишься ещё, да? – говорит Серёжа.

- Что? – спрашивает Лёша.

- Слышишь, ты ведь за меня экзамен будешь сдавать – говорит Серёжа.

- Ага, и за тебя и за вас всех сдам – говорит Лёша.

- О, ну всё, ты попал парень – говорит Серёжа.

- В смысле? – спрашивает Лёша.

- Ты сам подписался – говорит Серёжа.

- Слушай, чё те надо от меня? – спрашивает Лёша.

- Короче так, слушай. Если я плохо сдам или вообще не сдам экзамен, ты мне всю жизнь будешь должен – говорит Серёжа.

- Да неужели? И что ты мне сделаешь? – спрашивает Лёша.

- Что я сделаю?? Ты, похоже, вообще не осознаёшь всю серьёзность всего этого – говорит Серёжа.

- Ты надоел. Не мешай мне готовиться – устало говорит Лёша.

- Не-не, это еще только начало. Для тебя – напряжённо говорит Серёжа.

- А ты же вроде не русский, да? – спрашивает Лёша.

- Не зли меня, слышишь? – напряжённо говорит Серёжа.

- Ты украинец? – спрашивает Лёша.

- Не надо, я те сказал – ещё напряжённей говорит Серёжа.

- Или ты еврей? Или на половину еврей и хохол? А чё тогда у нас живёшь и учишься? – спрашивает Лёша.

- Вот это ты зря сказал – спокойно и уверенно сказал Серёжа.

- Почему это зря? Это не правда что ли? – спрашивает Лёша.

- Извинись, верни свои слова назад – сказал Серёжа.

- Это ты должен извиняться за это всё – с лёгкой улыбкой говорит Лёша.

- Это, по-твоему, смешно? Извиняйся, я сказал – сказал Серёжа.

- Ладно, извини. Успокоился? – спрашивает Лёша.
- Это не извинение. На колени вставай – приказным тоном сказал Серёжа.
 
- Ага, щас! Короче ладно, мне пора – говорит Лёша.

 - На колени, я сказал! Никуда ты не пойдёшь – ещё раз повторил Серёжа.

   Алёша посмотрел в окно.

- Этого бы ничего не было, если бы не ты. Ты сам виноват – говорит Серёжа.

- Я виноват? Я, что, должен нести ответственность за твои оценки? – спрашивает Лёша.

- Ты мог нормально на всё ответить, а теперь у тебя проблемы – говорит Серёжа.

- У меня нет проблем. Я почитаю ещё, сдам экзамен, поступлю в университет. А у тебя всё безнадёжно – говорит Лёша.

- Я те сказал, если я не поступлю, то у тебя будет засрана вся твоя жизнь – говорит Серёжа.

   Алёша наклонил голову вниз и смотрит в текст открытого учебника.

- В общем так. Завтра… Завтра ещё встретимся, перед экзаменом. Ты не хочешь извиняться здесь – значит будешь просить прощения на виду всего класса, понял? – угрожает Серёжа.

- Да что я тебе сделал вообще? – безнадёжно спрашивает Лёша.

- Всё, давай, иди отсюда! Завтра разберёмся – угрожает Серёжа.

   Алёша кладёт учебник в портфель. Портфель набрасывает на правое плечо и направляется к выходу, беспокойно опустив голову вниз. Сзади подбегает Серёжа и пинает сумку Алёши.

- Тварь! – говорит Серёжа.

   Алёша укрепил за спиной портфель и пошёл дальше со страхом на лице, не оборачиваясь назад. Он выходит на улицу, также испуганно и растерянно смотря вниз.

Сцена 5

Парк у Театра оперы и балета - день.

   Яркое солнце, синее небо. Алёша сидит на скамейке и читает учебник по Обществознанию. Закадровый голос Алеши:

- Было ужасное состояние. Я как будто бы, просто не мог что-либо изменить в тот день. Или даже не хотел вовсе. Казалось, что всё так и должно быть. Это было для меня словно испытанием. Но одно точно: это был последний день, разделяющий этапы моей жизни. И к таким событиям я не был готов. И лишь там, в парке, я чувствовал хоть какое-то спокойствие – уверенно сказал Алёша.
   Алёша читает учебник, готовится к экзамену, сидя на скамейке. Перелистывая несколько страниц, Алёша снимает очки, поднимает голову, и смотрит на окружающую его обстановку. Впереди и сзади – деревья. Возле них – скамейки. Алёша поворачивает голову направо и видит театр. Лёша улыбнулся. 

Сцена 6
   
Автобус - вечер.

   Алёша едет на автобусе домой. Устало смотрит на дома за окном, на дороги.

Сцена 7

Дом Алёши - вечер.

   Лёша нажимает кнопку звонка у своей квартиры.

- Иду-иду! – бодрым голосом говорит мать Лёши.

   Мать открывает дверь.

- Привет мам – устало говорит Лёша.

   Лёша проходит в квартиру. Снимает обувь.

- Ну как ты? Всё нормально у тебя? – спрашивает мать Лёши.

- Так не хочется завтра идти… – ещё более устало говорит Лёша.

- Да сдашь ты всё, не волнуйся – успокаивает мать Лёши.

- Можно я там буду готовиться? – спрашивает Лёша, направляя рукой в сторону большой комнаты.

- Конечно! – говорит мать Лёши.

   Лёша достаёт учебник из своей сумки и проходит в большую комнату.

- Тебе сделать что-нибудь поесть? – спрашивает мать Лёши.

- Не, мам, я не хочу – отвечает Лёша.

   Алёша ложится на диван на живот. Затем кладёт учебник на пол и открывает его.

- Тебе завтра ко скольки? – спрашивает мать Лёши.

- К восьми – отвечает Лёша.

- К восьми утра? – спрашивает мать Лёши.

- Да – говорит Лёша.
- Ну ладно, готовься. Не буду тебе мешать – говорит мать Лёши.

   Мать закрывает дверь. По включённому телевизору передавали новости. Алёша посмотрел на экран. Затем взял пульт управления, который лежал рядом на диване и выключил телевизор. Алёша начинает снова читать учебник. Он читает одни и те же страницы снова и снова. У него болит голова. Он читает шёпотом. Дойдя до середины, Лёша закрывает учебник. Встаёт с дивана, подходит к стене и выключает свет.

Сцена 8

Дом Алёши - утро.

   Лёша спит. Он кашляет. У него насморк. Он нервозно переворачивается с одного бока на другой. Звенит будильник. Лёша продолжает лежать, но уже более спокойно. Слышны шаги матери за дверью.

- Эй! Ты встаёшь? – спрашивает мать Лёши.

   Лёша перевернулся на спину. И открыл глаза.

- Алексей! – говорит мать Лёши, постучав по двери.

   Мать открывает дверь.

- Я плохо чувствую себя, мам – со слабостью говорит Лёша.

- Ну, давай, вставай, уже семь часов! – говорит мать Лёши, постучав по двери.

- Я не дочитал даже вчера, спать лёг. Я вообще не готов, я не напишу экзамен – отчаянно говорит Лёша.

Мать, молча, стоит у двери, держа ручку двери одной рукой.

- Можно я не пойду сегодня? В следующий раз сдам, когда пересдача будет, и подготовлюсь ещё получше. Я не могу сейчас, на самом деле… – говорит Лёша.

- Ну, давай, вставай! – говорит мать Лёши, постучав по двери.

- А когда следующий раз? – неуверенно спрашивает мать Лёши.

- Никита придёт с экзамена, я позвоню ему и узнаю – отвечает Лёша.

- Ну как хочешь… а сейчас ещё спать будешь? – спрашивает мать Лёши.

   Лёша переворачивается на правый бок, промычав сонным тоном. Мать медленно закрывает дверь и отходит от неё. Лёша пытается снова заснуть. В доме стояла тишина. Закадровый голос Алеши:

- Обманул ли я? Нет. Я на самом деле не был готов – уверенно сказал Алёша.


Сцена 9

Дом Алёши - день.

   Алёша сидит за компьютером и переписывает текст с экрана себе в тетрадь. Он посмотрел на часы внизу экрана компьютера. Взял телефон и набрал номер Никиты. Спустя несколько секунд отвечает его мать.

- Алло! – говорит мать Никиты.

- Здравствуйте, а Никиту можно? – спрашивает Лёша.

- Да, сейчас – отвечает мать Никиты.

   Алёша ждёт ответа Никиты.

- Да – говорит Никита.

- Алло, Никит, привет – говорит Лёша.

- О, здарова Лёха. А чё, ты сёдня не пришёл? – спрашивает Никита.

- Я не знаю. Я не успел дочитать даже до конца, и спал ещё ужасно… я бы не написал – говорит Лёша.

- Да как так? Ты же готовился так сильно… – спрашивает Никита.

- Ну вот, плохо готовился, значит. Да ничего, я на пересдаче сдам. Я вот и звоню тебе, ты знаешь, когда пересдача-то будет? – спрашивает Лёша.

- Сказали, что завтра – сказал Никита.

- Уже завтра? – спрашивает Лёша.

- Ну, да. Это для тех, кто сегодня не пришёл – отвечает Никита.

- А где будет, там же? – спрашивает Лёша.

- Да, кажется – отвечает Никита.

- ммм… А ты сам-то как написал? – спрашивает Лёша.

- Не знаю ещё, вроде нормально – сказал Никита.

- Ясно, ну ладно, давай тогда, спасибо – говорит Лёша.

- Ну, пока – говорит Никита.

   Алёша положил трубку. Лёша поставил локти на стол, и упёрся головой на свои руки. Он закрыл руками глаза и опустил голову. Затем он медленно поднимает голову, но всё ещё держит голову на руках. Лёша смотрит вперёд. Спустя несколько секунд, он выпрямился, и продолжил переписывать текст с экрана себе в тетрадь. Мать Лёши подходит к его комнате.

- Ты узнал, когда экзамен будет? – спрашивает мать Лёши.

- Завтра уже – говорит Лёша.

- Завтра? – спрашивает мать Лёши.

- Это тем, кто сегодня не ходил – отвечает Лёша.

- Ну, давай, готовься тогда – говорит мать Лёши.

   Лёша поворачивается к компьютеру и продолжает записывать себе в тетрадь тест с экрана компьютера.

- Ты как? Нормально себя чувствуешь? – спрашивает мать Лёши.

- Да, лучше уже – говорит Лёша.

Сцена 10

Дом Алёши - вечер.

   Алёша сидит на диване в очках, спиной прижимаясь к стене. Читает учебник по Обществознанию. Читает спокойно. Ложится на диван, на живот. Кладёт учебник на пол. Начинает нервно читать шёпотом. Потом поворачивается на спину. Поднимает руки с учебник перед собой. Выпрямляет их, не отпуская учебник, и продолжает читать. Переворачивает страницу и переворачивается снова на живот. Лёша положил учебник на пол. Взял пульт управления и включил телевизор. На экране был канал «Теле Клуб». Там была заставка с показом времени. Лёша смотрел на экран и слушал музыку с этой заставки. Через две минуты, не выключая телевизор, Лёша начал далее читать. Но он уже был спокоен.


Сцена 11

Дом Алёши - утро.

   Алёша раскрывает шторы, и проходит на балкон. Окна закрыты. Лёша смотрит в окно. Смотрит на улицу. Затем, в сонном состоянии выходит из балкона. Берёт учебник с дивана и идёт в коридор. Кладёт учебник в портфель. Лёша заходит в другую комнату. Он надевает белую футболку, пиджак и брюки. Смотрит на себя в зеркало. Мать выходит из кухни.

- Ну, всё, мам, я ухожу – говорит Лёша.

- Прочитал хоть? – спрашивает мать Лёши.

- Два раза – отвечает Лёша.

   Лёша выходит из комнаты в коридор.   

- Ну, давай. Всё у тебя получится! – говорит мать Лёши.

   Лёша берёт ключи, открывает дверь, и выходит из квартиры.

Сцена 12

Автобус - утро.

   Алёша едет в автобусе к школе. Внутри никого нет. Лёша медленно и устало закрывает и открывает глаза. Опираясь на руку, Лёша закрыл глаза, пытаясь заснуть. Закадровый голос Алеши:

- Ну, вот и всё. Это были последние минуты. Уже было всё равно. Сейчас было главное -  поскорей закончить этот кошмар. Но я хотя бы подготовился. Во всяком случае, мне так казалось… – рассуждает Алёша.

Сцена 13

Школа - утро.

   Лёша медленно идёт по коридорам школы. Осторожно открывает дверь кабинета и заглядывает внутрь. За главным столом сидела учительница, больше в кабинете никого не было.

- Здравствуйте! – говорит Лёша.

   Учительница поднимает голову.

- Проходи – говорит учительница.

   Лёша проходит в кабинет и садится за третью парту крайнего ряда у окна. Ставит портфель у парты.

- Ты почему вчера не пришёл? – спрашивает учительница.

- Не знаю... болел – отвечает Лёша.

   Учительница опустила голову вниз. Посмотрела на листы с заданиями и бланки.

- Так. Ну давай – говорит учительница.

   Учительница берёт задания с бланками, подходит к Лёше, кладёт их на парту. Лёша достаёт ручку из портфеля. Учительница идёт назад к своему столу. Подходит к доске и пишет на ней: «758347» и «0028» справа.

- Так. У тебя сто минут. Сейчас без десяти восемь. Ты можешь заполнить пока первый бланк – Бланк регистрации. Напиши имя, фамилию, отчество, паспортные данные – говорит учительница. Код региона – 59. Код образовательного учреждения и код пункта проведения я написала на доске – говорит учительница.

   Алёша спокойно заполняет бланк.

- Можешь начинать решать тест, когда закончишь бланк – говорит учительница.

   Алёша отложил в сторону бланк и подвинул к себе тесты.

- Черновик надо тебя? – спрашивает учительница.

- Давайте – говорит Лёша.

   Учительница, сидя за столом, подвигает чистый лист на край своего стола. Лёша подошёл к столу и взял лист. Затем обратно сел за свою парту. И стал читать вопросы. Лёша взял черновик и написал цифры по порядку возрастания номеров вопросов. Лёша поднял голову.

- А чё никого нет? Все сдали уже что ли?  – спросил Лёша учительницу.

- Из твоего класса вчера все пришли. Не отвлекайся, пожалуйста – говорит учительница.

   Лёша опустил голову вниз, снова посмотрел на тесты и стал писать ответы на черновике. Отвечает медленно, не торопясь. Каждый вопрос становился всё сложнее, и уходило больше времени на ответ. В один момент Лёша положил ручку на стол и протёр свои глаза. Он перечитывал вопросы снова и снова, пытаясь понять их. Написав ответ на последний вопрос, Лёша стал проверять свои ответы, заново перечитывая вопросы теста и сверяясь со своим черновиком. Затем стал аккуратно заполнять второй бланк в соответствии со своими вариантами ответов, мечтая поскорее закончить с этим экзаменом. Посмотрел ещё раз на оба бланка. Лёша встал, взял бланки и тесты. И подошёл к учительнице, положа их ей на стол.

- Всё написал? – спрашивает учительница.

- Вроде да – облегченно сказал Лёша.

   Лёша идёт назад к своей парте. Учительница смотрит на бланк регистрации, затем на бланк ответов. Лёша кладёт ручку в сумку.

- Вы сейчас проверите? – спросил Лёша.

- Через час придёшь сюда за результатами. Впрочем, можешь здесь посидеть, если хочешь… – говорит учительница.

- Ну, я через час тогда подойду – говорит Лёша.
 
   Лёша идёт к выходу из кабинета. Открывает дверь.

- До свидания – сказал Лёша.

- До свидания – говорит учительница.

   Лёша выходит из кабинета. И закрывает дверь.

Сцена 14

Улица Сибирская - утро.

   Лёша спускается вниз по улице ближе к Каме. Поворачивает налево. Приближается к галерее на Комсомольском проспекте. Он остановился на платформе у лестницы на конце Комсомольского проспекта. И стал смотреть на воду. На леса за рекой. На небо, на окружающие дома. Он сел на перегородку. И снял очки. Закадровый голос Алеши:

- Наконец-то – думал я. Закончилось моё первое испытание. Я был уверен в том, что худшее позади и уже было не страшно, оставалось просто ждать. И я ждал – уверенно сказал Алёша.

   Лёша смотрел далеко вперёд. Посмотрел на часы. Спрыгнул с выступа. Накинул портфель за спину и пошёл в школу.

Сцена 15

Школа - утро.

   Лёша спокойно направляется к кабинету. Подходит к двери, стучит в неё. Затем открывает дверь и проходит внутрь.

- Ну что, проверили?  – спросил Лёша учительницу.

- Да… присаживайся – говорит учительница.

- Да мне бы результат только узнать, и я пойду  – говорит Лёша.

- Ну, смотри – говорит учительница.
 
   Учительница поворачивает черновик теста к Алёше. Лёша сомневаясь, подошёл к столу и посмотрел на лист. Он взял лист в руки и сел напротив стола учительницы. На листе было отмечено 12 плюсов. И 12 галочек напротив каждого правильного ответа.

- Это что значит?  – спросил Лёша.

- У тебя всего двенадцать правильных ответов. Это ниже тройки  – говорит учительница.

   Лёша в недоумении пересматривает эти ответы.

- Это как? Может вы неправильно посчитали? Не с теми ответами сверяли, может? – спросил Лёша.

   Учительница промолчала.

- Я не понимаю. Мне теперь снова этот экзамен сдавать?  – спрашивает Алёша.

- Боюсь, уже нет. Ты мог прийти вовремя, вчера. И тогда был бы шанс на пересдачу или апелляцию. А сейчас уже поздно – сказала учительница.

   Алёша снова посмотрел на лист со своим результатом. Почесал свой нос, провёл рукой по голове, по волосам. Затем поднял голову.
- Вы хотите сказать… что я не написал этот тест? Да я всю неделю готовился, читал каждый день… мне поступать надо на юридический… – говорит Лёша.

- Ищи другие способы – сказала учительница.

- Вы хотя бы сказали темы, по которым готовиться… я всё подряд читал, весь учебник – в растерянности говорит Лёша.

- У тебя какие-то вопросы есть? – спросила учительница.

   Лёша снова посмотрел на лист. Затем положил его обратно на стол учительницы. С неопределённостью встаёт и выходит из кабинета.

Сцена 16

Дом Алёши - утро.

   Лёша стоит у двери своей квартиры. Поднимает руку, упирается ей в дверь и хочет позвонить. Осторожно нажимает на звонок. Через некоторое время мать открывает дверь. Лёша отошёл от двери на шаг.

- Ну что, как твои успехи? – спрашивает мать Лёши.

- Можно я пройду? – неуверенно спрашивает Лёша.

- Конечно – говорит мать Лёши.

   Мать Алёши проходит на кухню. Лёша заходит в квартиру, снимает обувь. Бросает портфель к стене и проходит в свою комнату. Он включает компьютер, снимает пиджак и вешает его на вешалку. Не переодеваясь, Лёша садится за компьютерный стол. Мать подходит к комнате Лёши.

- Ты написал? Когда будут известны результаты? – спрашивает мать Лёши.

- Написал. Уже известны – не оборачиваясь, сказал Лёша.

- Ну и как? – спрашивает мать Лёши.

   Лёша повернул голову назад, посмотрел на стены вокруг, опустил голову вниз.

- Я не сдал – медленно поднимая голову вверх, сказал Лёша.

   Мать в молчании стоит у двери несколько секунд, не веря своим ушам.

- В каком смысле не сдал? Не сдал сам тест или что? – неуверенно спрашивает мать Лёши.

- Нет, я на два написал – сказал Лёша.

- Не поняла – растерянно говорит мать Лёши.

   Мать Алёши проходит в комнату и садится на диван.

- Всего двенадцать правильных ответов у меня  – сказал Лёша.

- А всего сколько? – спросила мать Лёши.

- Где-то пятьдесят. Я не знаю, дык я не спал сегодня…  – сказал Лёша.

- Ну, пересдавать значит пойдёшь – говорит мать Лёши.

- Это всё. Больше нельзя – говорит Лёша.

- Как это больше нельзя? Иди к учителю, требую апелляцию! – говорит мать Лёши.

- Она сказала, что нельзя. Только если бы я вовремя пришёл, тогда была бы вторая попытка, сейчас уже поздно – сказал Лёша.

- Готовься к следующему экзамену. Какой дальше? – говорит мать Лёши.

- Математика… да уже не важно – сказал Лёша.

- Как это не важно? Ты что хочешь сказать? Что завалил все экзамены?– нервно  спрашивает мать Лёши.

- Да – спокойно сказал Лёша.

   Лёша посмотрел на экран компьютера.

- А ты как поступать-то вообще собираешься, а? – спрашивает мать Лёши.

- Я не знаю – уверенно сказал Лёша.

- Я тебе не дам денег на образование. У нас просто нет – говорит мать Лёши.

   Лёша наклонил голову вниз, закрыл глаза и левой рукой стал держать голову. Затем поднимает голову, посмотрел на экран, также упираясь на руку.

- Ты могла бы меня разбудить вчера – не внятно сказал Лёша.

- Что ты сказал? – спросила мать Лёши.

- Это всё из-за тебя. Ты бы подняла меня вчера утром, я бы… пошёл на экзамен… тогда мог бы два раза его писать – сказал Лёша.

- Ты меня обвиняешь? Это я виновата в твоих проблемах?– спросила мать Лёши.

- Я не это хотел сказать… – говорит Лёша.

- Уходи!– грубо сказала мать Лёши.
- Что? – спросил Лёша.

   Мать поднимается с дивана и подходит к двери.

- Уходи из моего дома, я не хочу с тобой выяснять отношения – сказала мать Лёши.

   Лёша отчаянно выключает компьютер. Смотрит на мать.

 - Можно мне хотя бы переодеться? – спросил Лёша.

   Мать выходит из комнаты и проходит на кухню. Лёша оставляет очки на столе.

Сцена 17

Улица Орджоникидзе - день.

   Алёша в тёмно-синей майке и светлых штанах идёт по дворам, где ранее не был. Он смотрит на окружающие дома, на деревья и дороги. Закадровый голос Алеши:

- Я не верил в это всё. Я не верил в то, что мне говорила родная мать и учительница. Это удивительно, как быстро в твоей жизни всё может измениться. Что мне оставалось делать? В безысходности я стал искать работу  – уверенно сказал Алёша.

Алёша доходит до «Молодежного информационного центра" на Орджоникидзе 159. И заходит внутрь.

Сцена 18

«Молодёжный информационный центр» - день.

   Лёша подошёл к женщине, сидящей за столом в отделении слева.

- Здравствуйте. А это здесь находится служба занятости? – спросил Лёша.

- Да, а что Вы хотели? – спросила дежурная.

- Мне бы каталог какой-нибудь посмотреть с предложениями. Есть такое? – спросил Лёша.

   Дежурная достала каталог с огромным списком вакансий и положила его перед Алёшей. Лёша оглянулся вокруг. Увидел скамейку.

- А можно мне туда сесть? – спросил Лёша, показывая на скамью.

- Садитесь… – говорит дежурная.

   Лёша взял каталог и вместе с ним подошёл к скамейке, сев на неё. Лёша стал рассматривать каталог в поисках подходящей вакансии. Дойдя до раздела «Юриспруденция», Лёша увидел интересное предложение. Лёша подошёл с каталогом к дежурной.

- А… извините, а можно позвонить как-то отсюда? – спросил Лёша.
- Вон там телефон! – говорит дежурная, показывая рукой в сторону телефона.

- Спасибо – вежливо сказал Лёша.

   Лёша подходит с каталогом к телефону. Набирает номер, указанный в объявлении и ожидает ответа.

- Да – отвечает взрослый мужской голос.

- Здравствуйте. Я по объявлению звоню насчёт работы… – вежливо говорит Лёша.

- Вы учитесь где-нибудь, работаете? – спрашивает мужчина.

- Нет пока, не учусь. Уже – говорит Лёша.

- Сколько лет Вам? – спрашивает мужчина.

- Семнадцать – говорит Лёша.

- Извините, у нас только с восемнадцати – сказал мужчина.

- Понятно. Извините тогда – говорит Лёша.

   Лёша вешает трубку и подходит к скамейке. Садится на неё и продолжает рассматривать предложения о работе. Перелистывая листы, он дошёл до объявлений о работе в рекламе. Он увидел объявление с заголовком «Промоутер». Его оно заинтересовало.

- А можно мне ещё один звонок сделать – спросил Лёша.

- Конечно – говорит дежурная.

   Лёша снова подошёл к телефону и набрал номер, указанный в объявлении.

- Кинотеатр «Премьер». Здравствуйте – говорит женщина.

- Здравствуйте. Я звоню насчёт работы по объявлению – сказал Лёша.

- Сколько Вам лет? – спрашивает женщина.

   Лёша подумал несколько секунд. Почесал голову.

- Мне? Восемнадцать – сказал Лёша.

- Хорошо. Можете прийти сюда, мы всё расскажем – сказала женщина.

- А где Вы находитесь? – сказал Лёша.

- Пионерская, 17 – сказала женщина.

- Это там, где магазин «Спорт товары», да? – сказал Лёша.

- Да, только чуть выше и направо потом – говорит женщина

- Ясно, а когда я могу подойти? – спросил Лёша.

- С двенадцати до двадцати часов – сказала женщина.

- То есть, я могу прямо сейчас? – спросил Лёша.

- Можете. Подходите сейчас – говорит женщина.

- Хорошо, спасибо. До свидания! – сказал Лёша.

   Лёша положил трубку. Подошёл к дежурной, положил каталог на стол. 

- Всё, спасибо – вежливо сказал Лёша.

   Дежурная взяла каталог и положила его к себе. Лёша выходит их информационного цента. И направляется искать кинотеатр «Премьер».

Сцена 19

Трамвайные пути за Центральным рынком - день.

   Лёша идёт вдоль трамвайных рельс, оглядываясь назад. Он подходит к мосту, ведущему в индустриальный район. Пройдя через него, и дойдя до остановки «Стаханова», Лёша пошёл налево. Лёша идёт через дворы к киносалону «Премьер» и заходит внутрь.

Сцена 20

Киносалон «Премьер» - день.

   Лёша подходит внутрь, смотря на стены и афиши вокруг. Он подходит к кассе, у которой сидит женщина. 

- Здравствуйте. А я звонил насчёт работы промоутера – сказал Лёша.

- Это Вы, да? – спрашивает женщина.

- Ну, да – сказал Лёша.

- Так, одну секунду – сказала женщина.

   Она достаёт стопку листовок с рекламными объявлениями о киноклубе и ставит его перед Алёшей.

- Так. Значит это надо раздавать – сказала женщина.

- Ясно. А где? – спросил Лёша.

- На компросе у меня уже есть люди… пойдёшь тогда на Стаханку – сказала женщина.

- Хорошо, а за сколько времени я должен это всё сделать? – спросил Лёша.

- Я так думаю, часа на четыре – сказала женщина.

- Хорошо – сказал Лёша.

   Лёша берёт листовки в руки

- А как оплата происходит? – интересуется Лёша.

- Мы платим сорок рублей за час и плюс десять рублей за каждого, кто придёт по твоей ссылке. Сейчас, значит ты выходишь, через двадцать пять минут я начну отсчёт. Ты за это время как раз дойдёшь до места – говорит женщина.

- Как скажете – сказал Лёша.

   Лёша направляется к выходу и выходит из «Премьера».   

Сцена 21

Остановка «Стаханова» - день.

   Лёша спокойно подходит к остановке и начинает раздавать окружающим людям листовки с рекламой «Артклуба». Закадровый голос Алёши:

- Вот так начался мой первый рабочий день. По стечению обстоятельств, совпавший с окончанием времени моей учёбы. Хотел ли я этого? Конечно, нет. Все мои планы были нарушены. Все мечты просто исчезли. Я столкнулся с настоящей реальностью, с которой рано или поздно сталкивается человек. Это довольно странно, но я как-то быстро адаптировался к этой реальности. И я это принял. И я с этим смирился – уверенно сказал Алёша.

Сцена 22

Киносалон «Премьер» - вечер.

   Лёша заходит в «Премьер» и подходит к кассе.

- Ну, всё. Я всё сделал – говорит Лёша.

- Хорошо. Так, ты начал в сорок минут второго. А сколько сейчас? – спросила женщина.

   Лёша посмотрел на часы.

- Без десяти шесть – сказал Лёша.

- Ну, ладно – говорит кассирша.

   Она достаёт из кассы сто шестьдесят рублей. И кладёт их перед Лёшей.

- А на кино не хотите сходить? – спрашивает кассирша.

- Почему бы и нет? А что сейчас идёт? – спросил Лёша.

   Кассирша перечислила фильмы, идущие в ближайшее время.

- Ну давайте на чё-нибудь… на самое ближнее время – говорит Лёша.
 
- Так. У нас цена билета девяноста рублей, но так как Вы здесь работаете можно за пятьдесят – говорит женщина.

- Хорошо… – сказал Лёша.
    
- Я тогда пятьдесят рублей отсюда забираю – говорит женщина.

   Кассирша берёт пятьдесят рублей и кладёт их в кассу. Достаёт билет и кладёт его перед Алёшей. Лёша берёт оставшиеся сто десять рублей и билет. Деньги кладёт в карман.

- Приятного просмотра! – говорит женщина.

   Лёша проходит к залу и заходит внутрь.

Сцена 23

Киносалон «Премьер», кинозал - вечер.

   Внутри никого не было, кроме Алёши. Лёша устало сидел, глядя на экран. Лёша закрыл глаза и пытался заснуть. Закадровый голос Алёши:

- Это стало первым, на что я потратил свои деньги. Конечно, я не хотел идти в кино. Честно говоря, было просто уже нечего делать. Идти было некуда. На секунду я представил, что где-то там Никита с Аней сидят в таком же кинотеатре в окружении сотен людей. А я остался один – грустно сказал Алёша.

Сцена 24

Бар - вечер.

   Вокруг также никого нет, кроме Алёши и бармена, стоящего за стойкой. Лёша сидит за столом. И наливает в стакан вино из бутылки, стоящей на краю стола. Допивает. Ставит стакан на стол. Смотрит в сторону бармена.

- Эй! – сказал Лёша.

   Бармен посмотрел на Лёшу.

- Налей ещё! – говорит Лёша.

- Ещё? Ты уверен? – спросил бармен.

- Да-да, давай – говорит Лёша.
   Лёша отодвигает бутылку от себя к бармену. И опьянено смотрит на стакан. Бармен подходит с бутылкой к столу Лёши и ставит её на стол.

- Спасибо – сказал Лёша.

   Лёша протягивает руки на стол и кладёт голову на них. Закадровый голос Алёши:

- Я это попробовал. Переступая через принципы, с которыми шёл всю жизнь, кажется, что уже нечего терять. В такие моменты невольно говоришь себе: а почему бы и нет? А какая теперь разница? – уверенно сказал Алёша.

Сцена 25

У школы Лёши - вечер.

   Тёмный вечер. Лёша стоит через дорогу от школы. Стоит и с усталым безразличием смотрит на школу, в которой учился. В правой руке держит бутылку и начинает пить. Лёша смотрит на дорогу, на тротуар. В его сторону направлялась девушка с парнем. Лёша прищурил глаза, чтобы лучше попытаться разглядеть. Он увидел Никиту с Аней. Они приближаются к Лёше.

- Лёха, ты что ли? – с удивлением спросил Никита, когда дошёл до Лёши.

- Никит? – растеряно спросил Лёша.
.
   Лёша посмотрел на них обоих.

- Чё вы тут делаете? – спросил Лёша.

- Ты напился что ли? – спросил Никита.

- Нет, ты чё? Я никогда не пью, ты же знаешь – сказал Лёша.

- Что с тобой? – спросил Никита.

- Ты сдал? – спрашивает Лёша.

- Да, на пять – сказал Никита.

   Лёша засмеялся.

- На пять?? – спросил Лёша.

- Да, а ты как? – спросил Никита.

   Лёша продолжает нервно смеяться и кашляет.

- Ты такой урод – сказал Лёша.

- Пойдём отсюда – говорит Аня Никите.

- Да-да, идите отсюда – сказал Лёша.

- Бедный Лёша – сказал Никита.

   Никита с Аней пошли вперёд, ускорив шаг. Лёша смотрит им в спину.

- Я бедный? Я не бедный – пьяно сказал Лёша.

   Они продолжают идти, не оборачиваясь назад.

- Слышишь? Урод… – сказал Лёша.

   Лёша медленно пошёл в сторону своего дома.

Сцена 26

Дом Лёши - вечер.

   Лёша медленно и, шатаясь, поднимается наверх. Устав, запинается об одну ступеньку, чуть не падает. Поднимается на этаж выше и садится на ступеньки, ставит бутылку рядом и смотрит на ступеньки ниже, упираясь за поручни.

- Да чё за фигня, что со мной… – сказал Лёша.

Сцена 27

Берег у Камского моста - вечер.

   Лёша сидит на каменной наклонной поверхности, прислонившись спиной к стене, и смотрит на воду, на земли за мостом. Смотрит на небо. Пьёт воду из бутылки и смотрит на горизонт. От безысходности Лёша заплакал. У него болит голова, он хочет спать. Лёша посмотрел направо, увидел двух парней 20-25-летнего возраста, которые подошли к мужчине, стоящему на песке. Что-то сказали ему, и он спешно пошёл наверх по лестнице. Один из тех людей пошёл за этим мужчиной. Другой, оставаясь на месте, посмотрел в сторону Лёши. Лёше стало страшно. Лёша встал и осторожно стал спускаться с наклонной поверхности. И направился к лестнице. Парень на берегу тоже, но медленней направился к лестнице.

- Эй! Стой… – сказал Лёше тот парень.

   Лёша оглянулся, но не остановился.

- Тебе говорю, стой! – повторил тот парень.

   Лёша поднимается по лестнице. Наверху стоял второй парень.

- Тебе же сказали стоять – сказал он.

   Он толкнул Лёшу, и Лёша упал на песок.

ЗАТЕМНЕНИЕ

   У Лёши проходят в глазах прошедшие события. Он вспоминает столкновение с Серёжей, подготовку к экзамену. Вспоминает, как шёл домой с Никитой и Аней. Вспоминает сам экзамен, природу, которую он наблюдал после написания экзамена.

Сцена 28

Спортплощадка у Камы - утро.

   Лёша спит с коротко стриженой причёской, сидя на земле и прислонившись спиной к синей стенке. Лёша просыпается. Рядом стоят те двое парней. Лёша смотрит на небо.

- Что вы со мной сделали? – спросил Лёша.

- Тебя немного подстригли – сказал Лёше тот парень.

- Чё? – спросил Лёша.

   Лёша провёл рукой по затылку и понял, что волос стало меньше.

- Что вам от меня надо? У меня ничего нет – сказал Лёша.

   Лёша протянул руку в карман, проверяя наличие денег.

- Вам деньги нужны?  – сказал Лёша.

- Себе оставь. Мы нацболы. Меня зовут Кирилл, его - Славой – сказал тот парень.

- Ясно, вы скины – сказал Лёша.

- Нет. Но мы за нашу страну. И за наше прошлое – сказал Кирилл.

- Я рад за вас. И причём здесь я? – спросил Лёша.

   Лёша встаёт и отряхивает свои штаны.

- Мы надеемся, что ты с нами – сказал Слава.

   Лёша направляется к деревянной платформе, поставил ногу на неё, и спокойно стал перевязывать шнурки.

- У тебя ведь что-то не получилось, у тебя проблемы. Мы ищем таких людей – сказал Кирилл.

   Лёша сел на эту платформу.

- В своих проблемах я и сам разберусь, спасибо за беспокойство – сказал Лёша.

- Да брось, такое бывает только в крайних случаях. Ты оказался в тупике судьбы, но нам можно доверять  – сказал Кирилл.

- Доверять? Вы меня били, состригли с меня волосы – сказал Лёша.
- Это было необходимо. Очевидно, тебе нужен был новый путь. Так скажи нам, что случилось, зачем и почему ты здесь? – спросил Кирилл.

   Лёша посмотрел на них, затем посмотрел в сторону Камы. Он думает.

- Я не смог сдать выпускные экзамены. При том, что я очень много готовился. Очень. Возможно, больше всех остальных. И меня выгнали из дома. Этого достаточно? – спросил Лёша.

- Ну вот так бы и сразу. И теперь тебе некуда идти, ведь так? Мы все через это прошли. Только нас отчислили из института – говорит Кирилл.

   Лёша молчит.

- Всему виной девяностые, их реформы, и смешивание абсолютно противоположных идеологий – сказал Слава.

- Да. Крах Советского Союза и внедрение глобализации погубило нашу страну. От коренной  депопуляции населения вплоть до культурной жизни – сказал Кирилл.

- И в результате у нас нет ничего своего. Мы едим, пьём, используем и смотрим всё западное. И образование всё также по западу. А все наши соседи и настоящие родственники над нами издеваются: грузины предают и унижают, украинцы провоцируют, белорусы лицемерят – сказал Слава.

- Я знаю всё это. И что вы хотите? Вернуть прошлое нельзя – сказал Лёша.

- А мы не хотим возвращать прошлое. Мы хотим строить светлое будущее и взять лучшее из того прошлого, от которого нас так заставляют отказываться. А ты можешь принять в этом огромное участие  – сказал Кирилл.

- И как вы это собираетесь делать? – спросил Лёша.

Сцена 29

Побережье у Камы - день.

   Лёша с Кириллом и Славой бегут по дороге вдоль реки от Спортплощадки. Лёша от них отстаёт и смотрит на противоположную сторону Камы. И на саму Каму. Затем смотрит вперёд себе под ноги. 

Переход

Спортплощадка у Камы. Перила - день.

   Они ходят на равновесие по перилам. Лёша перепрыгивает с одной перекладины на другую. И дальше идёт по периметру.

Переход

Спортплощадка у Камы. У пустого бассейна - день.

   Кирилл перепрыгивает через первую, самую короткую длину бассейна. За ним прыжок делает Слава. Потом – Лёша. Затем Лёша перепрыгивает среднюю длину, проходит от бассейна на десять метров и готовится к прыжку через центральную, самую длинную пропасть. Разбегается и перепрыгивает её.

Переход

Побережье у Камы - день.

   Они снова бегут вдоль Камы, но Лёша бежит с ними на уровне. Они бегут всё быстрее и добегают до спортплощадки.

Сцена 30

Спортплощадка у Камы - день.

   Лёша стоит у двух параллельных перекладин, упираясь руками о них. Кирилл со Славой стоят у противоположной перекладины.

- Мы со Славой сегодня утром поспорили, что ты не сможешь её пройти  – сказал Кирилл.

- Вот здесь? – спросил Лёша, смотря на дальний конец перекладин.

- Да, здесь. На руках. Докажи нам, что ты на это способен. Потому что, скоро нас ждёт очень сложная миссия – сказал Кирилл.

- А что, если я не смогу? – спросил Лёша.

- Ну, ты уж попытайся. Всё получится – сказал Кирилл.

   Кирилл со Славой садятся на скамейку у конца перекладин. Лёша залезает на перекладины и держится ногами за их стенки. Лёша посмотрел снова на конец пути. И начал передвигаться на руках, отпустив ноги. Пройдя полпути, Лёша задержался на одном положении, дрожа руками. Но пошёл дальше. Пройдя последнюю четверть, Лёша спрыгнул.

- Молодец. Отлично! – сказал Кирилл.

   Лёша посмотрел назад, на начало, оттряхивая руки. Кирилл со Славой встают.

- Сейчас подожди, мы вернёмся через несколько минут, ладно? – спросил Кирилл.

- Как хотите… – сказал Лёша.

   Кирилл со Славой уходят в сторону Камского моста. Лёша идёт в противоположную сторону. К другим перекладинам. Залезает на них. И смотрит наверх, на окружающие деревья и слушает звуки, исходящие от них. Закадровый голос Алёши:

- Наверное, в тот момент я впервые почувствовал себя свободным. Это очень странное чувство, которое к каждому приходит по-разному. Когда вроде бы ты один, но одиноким себя не чувствуешь. Понимаешь, что ты кому-то нужен. Мне тогда было действительно нечего терять. И я просто подумал, а почему бы и нет? Я ведь не делаю ничего плохого. Во всяком случае, так мне казалось – задумчиво сказал Алёша.

Сцена 31

Спортплощадка у Камы - вечер.

   Лёша сидит на перилах, по которым ходил на равновесие. Слава с Кириллом сидели на противоположных перекладинах.

- Сегодня будет тяжёлая ночь. Наутро у нас запланированная миссия, от которой целиком и полностью зависит всё наше будущее. Ты можешь пойти с нами. Но это задача не для слабых – сказал Кирилл.

- А что требуется от меня? – спросил Лёша.

- Просто будешь с нами. И делать всё то, что будем мы. Ты ведь хочешь восстановить баланс? Восстановить справедливость… – говорит Кирилл.

- Это опасно? – спросил Лёша.

- Не более, чем то, что ты уже прошёл – сказал Слава.

- Почему утром? Это как-то связано с моим прошлым? – спросил Лёша.

- Слишком много вопросов. Не хочешь – не иди, мы справимся и без тебя – говорит Кирилл.

   Лёша наклонил голову.

- С тобой раньше случалось нечто подобное? – спросил Кирилл.

- Чтобы выгоняли из родного дома? – спрашивает Лёша.

- Нет, ну вообще у тебя были такие экстремальные ситуации? – спросил Кирилл.

- Ну, вообще-то, были. Помню, как-то зимой, мы с моим другом Никитой отмечали его день рожденья, ну точнее, пытались отметить. Это было где-то полтора года назад. И мы пошли в кино. На два фильма. Фильмы закончились поздно. А кинотеатр, в который мы пошли, находился за городом. Ну, знаете, где Рубин находится? – спрашивает Лёша.

- Представляю – сказал Кирилл.

- Ну, вот, оттуда мне пришлось идти домой пешком. Одному. Без верхней одежды, чисто в футболке. Так как куртку я сдал в раздевалку, и потерял номер. Я бежал через лес. Вот тогда было по-настоящему страшно. Но этот страх переходил в нечто более сильное. Это не одержимость, а скорее вера. В такие моменты осознаёшь всю значимость жизни и значимость всех событий, происходящих с тобой. В такие моменты переживаешь за родителей, что они переживают за тебя. Это так странно, тогда мне больше всего хотелось вернуться домой. И закончить весь этот кошмар. А потом, со временем, вспоминаю это и даже, порой, хочется вернуть те моменты – рассказывает Лёша.

- Вот сегодня, точнее уже завтра утром, ты должен быть именно таким, как в тот раз. Только ты нам вроде не сказал своё имя – говорит Кирилл.

- Лёша – ответил Лёша.

Сцена 32

Спортплощадка у Камы – раннее утро.

   Кирилл, Слава и Лёша быстро поднимаются в гору. Лёша бежит позади них. Они переходят через трамвайные пути и поднимаются ещё выше.

- А мы куда? – спросил Лёша.

- Ты в какой школе учился? – спросил Кирилл.

- В двадцать восьмой, а что? – спросил Лёша.

- Да ничего – сказал Кирилл.

Сцена 33

У школы №28 – утро.

   Кирилл, Слава и Лёша подходят к школе.

- Это моя школа. Зачем мы здесь? – спросил Лёша.

   Лёша оглядывается по сторонам.

- Сейчас узнаешь – сказал Кирилл.

- Слава. Что мы тут делаем? – спросил Лёша.

- Сейчас узнаешь – сказал Кирилл.

- Слава. Что мы тут делаем? – спросил Лёша.

- Хватит задавать вопросы. Идём быстрее – сказал Кирилл.

- Почему он всё время молчит? – беспокойно спросил Лёша.

   Они заходят внутрь.

Сцена 34

Школы №28 – утро.

   Они проходят по коридорам школы.

- В общем так. Не дёргаемся и спокойно всё делаем. Если получится, уйдём отсюда богатыми – говорит Кирилл.

- Мы кого-то ограбим? – спросил Лёша.

- Слушай. Когда-то у нас было бесплатное образование. Бесплатное высшее образование.  Бесплатные практически все условия для жизни. Теперь нас этого лишили. В результате миллионы оказались на улице. Если тебя это устраивать и хочешь дальше так жить, можешь бежать отсюда. Но ты согласился – говорит Кирилл.

- Ты бы реально шёл бы подальше. Ни к чему хорошему это не приведёт – сказал Слава.

- Но как мы это сделаем? Нас поймают – сказал Лёша.

- Не поймают. Люди боятся силы и боятся оружия – говорит Кирилл.

- У нас есть оружие? – спросил Лёша.

- Оружие есть – ответил Кирилл.

   Кирилл подошёл к двери одного из кабинетов и постучал в неё. И встал около неё. Никто не откликнулся.

- Так. Идём дальше – сказал Кирилл.

   Кирилл стучит в каждую дверь и идёт дальше по коридору. Лёша со Славой идут за ним.

- Здесь чё, вообще никого нет? – спрашивает Кирилл.

- Ну, так-то лето сейчас. Все отдыхают – говорит Лёша.

- И оставляют открытой саму школу? – спросил Кирилл.

- Молодые люди, вы к кому? – послышался женский голос откуда-то сзади.

   Кирилл разворачивается. Лёша со Славой повернулись назад.

- Очевидно, к вам – вежливо сказал Кирилл.

   Кирилл пошёл в сторону той женщины.

- Идём! Ты знаешь её?– тихо спросил Кирилл Лёшу.

- Нет – сказал Лёша.

- Нам надо бы немного денег – вежливо говорит Кирилл, смотря на женщину.

- Кто вы такие? – спросила женщина.

- Это не важно. Дайте нам пару тысяч, и мы уйдём – говорит Кирилл.

- Вызывайте милицию – говорит Слава.

- Какие пару тысяч? Пошли вон отсюда – говорит женщина.

   Кирилл достал пистолет и направил на женщину.

- Что, простите? – говорит Кирилл.

   Женщина подняла руки.

- Сейчас я достану, хорошо. Не дёргайтесь только. Я могу зайти в кабинет? – спрашивает женщина.

- Побыстрее только – говорит Кирилл, опустив оружие.

   Женщина открывает кабинет и заходит в него.

- Позвоните в милицию, или вызовите охрану. Нам не нужны деньги! – говорит Слава.

- Что ты делаешь? – не громко спрашивает Кирилл.

   Женщина выходит из кабинета с деньгами в руках. 

- Благодарю – сказал Кирилл и взял деньги – Всё парни, идём отсюда!

Сцена 35

У школы №28 – утро.

   Кирилл, Лёша и Слава выходят их школы и бегут  направо.

Сцена 36

Окраина города – день.

   Над дорогой весит эмблема с надписью «Счастливого пути, Пермь!». Они спускаются с холма вдоль дороги. Вокруг травы. На небе солнце. Кирилл идёт по траве вдаль от дороги.

- Идём за мной. Вы оба – не громко спрашивает Кирилл.

- Куда? – спросил Лёша, остановившись.

   Они пошли вглубь полей, подальше от дороги.

- Слава, чего с тобой произошло? – спрашивает Кирилл.

- В смысле? – спросил Слава.

- Там, в школе. Зачем ты вообще открыл рот, чего ты хотел? Чтобы нас поймали? – спросил Кирилл.

   Слава молчит. Они уходят всё дальше от дороги.

- Да ладно, он, наверное, просто испугался, всё прошло ведь уже – говорит Лёша.

- Нет. Ничего не прошло. Сейчас нас могут начать искать местные власти, она могла действительно вызвать милицию и описать ситуацию, описать нас, дать показания.  Слава, ты вообще представляешь, что я сейчас должен сделать? – спросил Кирилл.

- Слушай, извини, я… я растерялся. Я не думал, что так всё обернётся – говорит Слава.

- Вот, надо было думать, значит – сказал Кирилл, доставая пистолет.

   Они уже были далеко от дороги. И Кирилл выстрелил в Славу. Слава падает на землю, Кирилл возвращается к дороге. Лёша стоит перед Славой и смотрит на него, не веря тому, что увидел.

- Что? Что он сделал? – не понимая, спросил Лёша

- Ты иди. Скоро меня найдут. Ты не должен был идти с нами. У тебя ещё всё впереди – слабым голосом говорит Слава.
 
– Ты чё? Ты… как это может быть? – спрашивает Лёша.

- Лёха! – кричит Кирилл.

- Мне тоже не стоило идти – слабым голосом говорит Слава.

– Ты будешь жить, слышишь? Ты не умрёшь здесь – говорит Лёша.

- Лёха, давай быстрее! – кричит Кирилл.

- Всё, иди – говорит Слава, медленно закрывая глаза.

– Ты не умрёшь! – говорит Лёша.

   Лёша идёт вслед за Кириллом, переменно оглядываясь назад. Слава остался там лежать.

– Зачем ты это сделал? – спрашивает Лёша, дойдя до Кирилла.

   Кирилл пошёл наверх в гору, откуда они спустились. Лёша идёт за ним.

– Я ничего не понимаю. Чего ты добиваешься? – спрашивает Лёша.

- Он хотел нас сдать, и он бы это сделал. Он проявил слабость – сказал Кирилл.

– Слабость? Какую слабость? Он ни в чём не виноват! Ради чего он лишился жизни? – спросил Лёша.

- А ради чего её лишились наши предки? Репрессированные в первой половине прошлого века? Понимаешь, парадокс истории заключается в том, что самые благоприятные демографические тенденции в стране появлялись на волне самых жестоких действий над нашим народом. Нам сейчас внушают про ужасное советское прошлое, про взятые с потолка десятки миллионов репрессированных, а ведь даже тогда каждый год население увеличивалось на один миллион человек. И почему-то никто не говорит про те восемь миллионов, на которые за последние десять лет сократилось наше население. Почему говорят про свободу, говорят, что тогда в советские времена не ценилась человеческая жизнь? Как мы этого всего добились тогда? Как победили фашизм? Сейчас после девяностых мы просто вернулись в начало двадцатого века. А ради чего? Люди должны понять, что жизнь запада для востока не подходит. И люди должны понять, что в прошлое плевать нельзя – сказал Кирилл.

– Плевать в прошлое нельзя, это верно. Но и вернуть его тоже нельзя. Нам нужно принять наше настоящее, и жить в нём. Слава был честным и добрым человеком. Конечно, я его не знал, но мне так показалось. Нужно быть честными, и делать честным своё будущее. Ты ничего не сможешь изменить. Отсюда, из этого города. Здесь ничего нельзя сделать. Всё сосредоточено в центре, а центром считают совсем далёкие отсюда земли, ты же это сам всё прекрасно знаешь. Здесь совсем другая Россия. Ты ничего и никого не изменишь – говорит Лёша.

- Но ведь ты изменился – сказал Кирилл.

   Лёша промолчал.

- Сейчас мы это проверим – сказал Кирилл.

Сцена 37

Окраина города, у киоска – день.

   Кирилл с Лёшей подходят к киоску.

– Может, хватит уже? – говорит Лёша.

- Сейчас всё зависит только от тебя. Здесь находится человек. Ты его можешь видеть впереди. – сказал Кирилл, смотря на парня у киоска.

- Это украинец. Ещё двадцать лет назад мы были вместе. Теперь они просятся в НАТО. Ты представляешь? Просятся в Соединённые штаты. Что это, если не предательство? Это не честно – сказал Кирилл.

– Это зло из правительства. Из их властей. Простой народ здесь не причём – говорит Лёша.

- А кто выбирает эти власти? Неужели не народ, а? Держи! - сказал Кирилл, доставая пистолет. – Ты имеешь право его наказать. Они это заслужили – говорит Кирилл.

   Украинец отходит от киоска.

– Я не убийца. И ты знаешь, что я это не сделаю. И у меня нет на это права, как и у тебя  - сказал Лёша.

- Эй, ты! – громко сказал Кирилл.

   Украинец оглянулся. Это был Сергей из школы Алёши. Он посмотрел на них и увидел Лёшу.

- Лёха, ты что ли? – спросил Серёжа.

- Дак вы знакомы! Отлично – сказал Кирилл.

- Ты… что с тобой?  – спрашивает Серёжа.

   Кирилл достаёт пистолет.

- На! Теперь делай, что хочешь – сказал Кирилл.

   Лёша в страхе берёт пистолет.

- Лёха, кто это?? – спрашивает Серёжа.

- Не бойся – сказал Кирилл.
   
– Это всё из-за тебя. Это ты виноват – говорит Лёша Серёже.

- О чём ты? – сказал Кирилл.

– Я не сдал экзамен. Я не сдал – говорит Лёша.

   Лёша выстрелил. Кирилл пошёл вниз вдоль дороги. У Лёши болит голова, он не знает, что делать дальше, не понимает, что произошло. Лёша слышит звон машины милиции и продолжает стоять, держа голову левой рукой, в ожидании. Закадровый голос Алёши:

- Я мог бежать. Я мог прятаться. Я бы мог вообще ничего этого не делать, и ничего бы этого не произошло  – уверенно сказал Алёша.

Сцена 38

Участок милиции – вечер.

   Лёша сидит за столом перед следователем и объясняет прошедшие события.

- И вот, я здесь. На мне висят две человеческие жизни. И сейчас, как я понял, всё зависит от вас. Я всё вам рассказал. Я не убийца, я не хотел убивать. У меня и в мыслях не было, что я вообще могу оказаться на улице. Что так может поступить со мной моя же родная мать. Мне и работать-то до этого не приходилось. Всё как-то просто шло своим ходом. Было когда-то тяжело, но я справлялся. Месть это плохо, это ужасно. Но представьте себя на моём месте. Собственного говоря, мне уже всё равно, что будет дальше, что меня ожидает. Я просто знаю, что хуже уже не будет. А что вы там решите, уже не важно – сказал Алёша.
   Лёша сидит в ожидании ответа.

- Так. Выйдите, пожалуйста. Можете сесть там, на скамейку у двери. Вас вызовут через несколько минут – сказал служащий.

   Лёша встаёт и выходит из кабинета, закрывая за собой дверь. И садится на скамейку. Он смотрит на часы. Нервно перебирает пальцами, сжимая их в кулаки. Снова смотрит на часы. Встаёт и направляется быстрым шагом к выходу.

Сцена 39

Улица Пионерская – вечер.

   Лёша бежит вдоль улицы, испуганно оглядываясь назад. Забегает во двор, находящийся справа. Лёша поднимается по трубам на выступ. Садится на него, прислонившись спиной к стене. Пытаясь себя успокоить, восстанавливает дыхание. И закрывает глаза.

Сцена 40

Сон: лес.

   Лёша идёт по лесу и смотрит на деревья вокруг. Синее небо.

Сон: мотовилихинский район.

   Лёша идёт по плиткам вдоль периметра с водой и смотрит на неё. Всё такое же синее небо.

Сон: железнодорожные пути.

   Лёша идёт по рельсам на равновесие, вытянув руки параллельно земле в разные стороны. Небо серое. 

Сцена 41

Двор на Пионерской улице – утро.

   Лёша просыпается, спрыгивает с гаража. И направляется в киносалон «Премьер». Заходит в него и подходит к женщине, которая давала ему работу.

– Здравствуйте – приветливым голосом говорит Алёша.

– Добрый день. Вам ещё работа нужна? – спросила женщина.

– Нет. Я не за этим. Я… я просто хотел сказать, что я сказал неправду тогда, когда вам в первый раз звонил. Я Вам сказал, что мне восемнадцать лет, а мне исполнится восемнадцать только через два месяца. Мне очень нужны были деньги, а я боялся, что меня не возьмут из-за возраста – оправдывается Лёша.
 
– Я поняла. Ничего страшного – говорит женщина.

– Правда? – спрашивает Лёша.
– Да, конечно. Всё хорошо. Приходите, если нужна работа в любое время – сказала женщина.

– Хорошо, спасибо – сказал Лёша.

   Лёша выходит из «Премьера».

Сцена 42

Двор на улице Кирова, у «гостиной галереи».

   Лёша подходит к 5-ти этажному зелёному дому во дворе и поднимается на его крышу по лестнице. Забравшись, он встаёт на край. И смотрит на окружающие дома и на небо. На его глазах появляются слёзы.

– Ну, вот и всё – отчаянно говорит Лёша.

– Я виноват – грустно говорит Лёша, вспомнив  передачу «Суд присяжных» и момент, когда он оправдывал подсудимого.

   Лёша сделал шаг вперёд.

КОНЕЦ


Рецензии