Гёте и Пушкин - горные вершины мировой поэзии ч. 2
Гёте был человеком не только талантливым, но и красивым; возможно одним из лучших представителей человеческой расы своего времени, как в более позднее время рано убиенный Раджив Ганди:
Высок, строен, с каштановыми кудрями и тёмно - карими глазами.
Правильные черты лица с красивым овалом, выразительные руки.
Так что Гёте за письменным столом с рукописью в меру тонких аристократических пальцах – это - нечто.
Вот шутливый, чуть ироничный стишок Гёте о себе:
Отцу обязан ростом я,
Серьёзной в жизни целью,
От Матушки – любовь моя
К рассказам и веселью.
Мой дед красавицам был рад,
И я в том грешен, каюсь.
Любила бабушка наряд,
И я не отрекаюсь.
И если в целом части все
Срослись так радикально,
То вот оно во всей красе:
Что в нём оригинально?
О внешнем облике Александра Сергеевича Пушкина после литературного портрета Гёте как-то не очень хочется писать.
Вспомните: АСП с Натали идут на бал. Рисунок дан со спины, и явно видно, что Натали прилично выше своего супруга. Её рост – 170 см, его – (варианты от 161 до 166 см.), но сложён пропорционально. Челюсти, конечно, африканского типа, а смуглость кожи оттеняет превосходные ровные белые зубы. Тёмно-каштановые, очень кудрявые волосы к 30-ти годам начали редеть и уже почти не вились.
Но самое удивительное во внешнем облике АСП – ГЛАЗА.
Голубые-голубые, как море. Когда он эмоционально что-то рассказывал, особенно в присутствии дам, все млели от восторга.
Недаром говорят, что глаза – зеркало души.
Ещё с лицейских лет Александр никаких иллюзий по поводу своей внешности не строил. Подобно Гёте, у него тоже есть шутливый ироничный стишок-портрет. Вот его фрагменты:
Вы просили мой портрет,
Верен подлинной натуре?
Он готов, в нём фальши нет,
Здесь я весь в миниатюре.
Я любитель пошалить
С самых малых младших классов,
Но не глуп, чего таить,
Корча постные гримасы.
На проказы сущий бес,
С дерзкой миной обезьяны.
Образец для всех повес,
Вот вам Пушкин без обмана.
В 1827 году сразу два известнейших русских художника Орест Кипренский и Василий Тропинин пишут портреты Пушкина.
Они очень разные. Как отмечает известный искусствовед того периода Алексей Сидоров: « Строго подтянутый изысканный европеец у Кипренского и интимный «расстёгнутый» добрый барин - у Тропинина.
В целом – портреты дополняют друг друга, но, ни тому, ни другому художнику не удалось схватить и запечатлеть живость лица поэта при общении. Для этого нужна хорошая, совершенная фотография, которая схватит момент, но не создаст образа.
По поводу своего портрета Пушкин пишет Кипренскому (фрагмент):
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену Парижу
Известен впредь мой будет вид.
О творчестве.
Посмотрим, какие аналогии или противоположности можно здесь найти:
Оба были творцами, т. е. умели своё личное переводить в область безличного, т.е. творческого.
Пушкинское «Я помню чудное мгновение - не есть описание отношений АСП с Анной Керн, но уже перевод в совершенно другой уровень, уровень поэтического творчества.
Или ещё пример, опять же из Пушкина: когда поэт, путешествуя с семьёй Раевских по Крыму и Кавказу, посетил Бахчисарай, то вместо богатого и шикарного «фонтана любви» увидел ржавую трубку, из которой вялой струйкой вытекала вода…однако в стихотворении читаем:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
Оплодотворённый пушкинской поэзией, рассказ воссоздал нам картину давнего прошлого, и мы увидели фонтан в полной своей красе когда вода с тихим таинственным журчанием стекает из одной раковины в другую, воспроизводя печальный слёзный поток – фонтан слёз.
Примеров сближения обоих поэтов, влияния Гёте на Пушкина и его интерес к старшему коллеге множество:
В 1833 году АСП с женой смотрели в театре сцены из «Ифигении» Гёте, спектакль, ставший событием театрального Петербурга. И в этом же году в одной из немецких газет напечатана восторженная статья о трагедии «Борис Годунов» - драма признана одним из наиболее удачных и своеобразных творений русской музы: по богатству и подлинности характеров, по силе живописания человеческой души мы ставим « Бориса Годунова» несомненно выше целого ряда исторических трагедий…в один ряд с «Эгмонтом» Гёте».
Роман века "Страдания молодого Вертера" Гёте автобиографичен, но не копия его отношений с Шарлоттой Буфф.
В1836 году Вяземский просит А.И. Тургенева, живущего часто за границей, прислать переписку В. Скотта и В. Гёте, чтобы успеть поместить её в III томе «Современника».
Гёте, как и Пушкин, хорошо рисовал. Но Пушкин нигде специально не учился, а Гёте одно время брал уроки живописи в Италии и даже хотел стать живописцем, но вскоре понял, что «это не его».
Вообще, он был очень любознательным и «всеядным».
Хотел в жизни перепробовать всё.
И, надо сказать, что многое ему удалось:
поэт, прозаик, драматург, театральный и политический деятель, учёный в области естествознания, философ.
Следует, однако, помнить, что ему во многом помогал благоволивший к нему герцог Веймара.
Мы не знаем, каким бы был Пушкин в старости, ибо Россия потеряла его 37-летним, но и прожитые годы показали нам Пушкина – поэта, драматурга, сказочника, историографа.
(Продолжение следует).
Свидетельство о публикации №214081300544
Рефат Шакир-Алиев 27.10.2014 05:48 Заявить о нарушении
Посмотрела картинку Вашей странички - сколько же там афоризмов, Бог мой!!!
И "сторож" с двумя ангелочками. Прелесть!
Солнышка вам в окошечко.
Ваша
Нелли Мельникова 27.10.2014 08:58 Заявить о нарушении