В. Ерофеев Москва - Петушки скрытое. Черторый

Сагит Фаизов

В. Ерофеев Москва – Петушки: скрытое. Черторый


«И я, и оба Митрича с интересом за ним следили. А он, черноусый, так и смеялся в предвкушении новых триумфов...
- А Модест-то Мусоргский! Бог ты мой, а Модест-то Мусоргский! Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу "Хованщина"? Это смех и горе. Модест Мусоргский лежит в канаве с перепою, а мимо проходит Николай Римский-Корсаков, в смокинге и с бамбуковой тростью. Остановится Николай Римский-Корсаков, пощекочет Модеста своей тростью и говорит: "Вставай! Иди умойся, и садись дописывать свою божественную оперу "Хованщина"!"
И вот они сидят - Николай Римский-Корсаков в креслах сидит, закинув ногу за ногу, с цилиндром на отлете. А напротив него - Модест Мусоргский, весь томный, весь небритый, - пригнувшись на лавочке, потеет и пишет ноты. Модест на лавочке похмелиться хочет: что ему ноты! А Николай Римский-Корсаков с цилиндром на отлете похмелиться не дает».

Комментарии.

В цитируемом фрагменте В. Ерофеев припоминает историю замены памятника Николаю Васильевичу Гоголю  на Арбатской площади работы Николая Андреева памятником Николаю Васильевичу Гоголю работы Николая Томского на Арбатской площади [1]. Упоминается памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы Александра Опекушина.

Троекратное упоминание  Николая Римского- Корсакова – припоминание того, что памятник Николаю вначале был создан Николаем, затем создан Николаем же.
«Модест Мусоргский лежит в канаве» - припоминание того, что сидящий памятник Гоголю работы Андреева, как и памятник работы Томского, находился (второй находится) над канавой ручья Черторый, который протекал по внешней стороне нынешнего Гоголевского и Никитского бульваров [2]. Использование глагола «лежит» - вероятная актуализация того обстоятельства, что Н. В. Гоголь жил недалеко от Арбатской площади, в доме на Никитском бульваре, где ныне находится дом-музей Н. В. Гоголя. «Вставай!» - о памятнике работы Томского, изображающем  Гоголя стоящим. Глагол «вставай» может быть истолкован также как напоминание о Черторыйском ручье: формант «тор» в названии ручья в татарском языке означает «вставай» [3] . «Модест Мусоргский… пригнувшись на лавочке, потеет и пишет ноты» - маркировка позы писателя в соматической визуализации первого памятника.
«А Николай Римский-Корсаков с цилиндром на отлете похмелиться не дает» - припоминание памятника А. С. Пушкину, стоящего также на бульварном кольце относительно недалеко от двух памятников Н. В. Гоголю: «цилиндр на отлете» - только у Пушкина (строго говоря, цилиндр как бы прижат к туловищу, но чтобы он оказался в таком положении, ему нужно пройти траекторию, напоминающую «отлет»; полный «отлет»: головной убор в откинутой руке, обычно при приветствии высокопоставленного лица).

Вербально-числовые связи: у антропонима «Модест Мусоргский» то же конечное числовое значение, что и у антропонима «Николай Гоголь» - 4, фамилия «Римский-Корсаков» имеет то же конечное числовое значение 4, что и антропоним «Модест Мусоргский». Сумма конечных числовых значений антропонимов «Модест Мусоргский», «Николай Римский-Корсаков» и «Николай Гоголь» равна 9, то же конечное числовое значение у фамилии «Пушкин» [4].

Сноски и примечания.

1. ru.wikipedia.org/wiki/Памятники_Гоголю_в_Москве
2. ru.wikipedia.org/wiki/Гоголевский_бульвар
3. Татарская лексика вместе с русской – основные в ряду лингвистических средств энигматики повести «Москва - Петушка», что отвечает традиции вербально-числового кодирования скрытых текстов русской средневековой, псевдосредневековой и поздней (нового и новейшего времени) литературы.
4. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита (включая «й») не имеют числового значения.

Опубликована вчера.


Рецензии